Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 30 июля 2015 12:03      307

Что останется на Крестовском после зачистки

В распоряжении «Фонтанки» оказалась концепция Смольного по реконструкции Южной дороги Крестовского острова. Гранитная набережная, амфитеатр, велодорожки и деревянные тротуары – так выглядит самый радикальный вариант. На пути этого полета архитектурной мысли стоят многочисленные рестораны.
 

На последнем заседании правительства, которое состоялось 21 июля, губернатор Георгий Полтавченко впервые публично признал, что Смольный готовит концепцию развития южного берега Крестовского острова. Одновременно он пообещал бизнес-омбудсмену Александру Амбросимову, что перед принятием концепции пройдет ее обсуждение с общественностью, но не с самими представителями бизнеса. В комитете по градостроительству и архитектуре, который является разработчиком концепции, «Фонтанке» сообщили, что пока не определены ни срок начала обсуждения, ни его формат.

До этого времени Смольный держит свои планы относительно развития южного берега в большом секрете, словно речь идет о плане бункера под зданием правительства на площади Пролетарской Диктатуры. Однако «Фонтанке» удалось заглянуть в эту секретную папку, разработанную КГА и специалистами государственного института Генплана.

Основная задача, которая ставилась перед проектировщиками, – «воссоздание рекреационной функции территории с созданием условий для спокойного отдыха населения различных возрастных групп в зеленой прогулочной зоне». При этом вспомнили об этой территории не только из-за беспокойства о комфорте горожан. В 2018 году Крестовский остров станет основной зоной сосредоточения футбольных болельщиков, но сейчас Южная дорога больше напоминает набережную второсортного курорта: ресторан на ресторане, отсутствие нормального пляжа, на газоне припаркованы автомобили.

Реконструкция коснется километрового участка от станции Государственной инспекции маломерного флота до Большого Петровского моста. В КГА предлагают одеть набережную в гранит, устроив некое подобие променада. В нескольких местах будут оборудованы спуски на пляж. Его также предлагается обновить, очистив от многочисленного мусора и веток. Вдоль променада будет тянуться велосипедная дорожка. Часть тротуаров предлагается сделать деревянными – для создания атмосферы максимальной близости к природе. В центре набережной к воде будет спускаться амфитеатр со сценической площадкой. Скамейки в амфитеатре, естественно, также должны быть деревянными. Пространство, занятое сейчас ресторанами, планируется засадить деревьями и цветами.

Весь вопрос только в том, сносить ли все заведения или все же подойти к этому процессу избирательно и сохранить несколько объектов. Структура собственности на землю и арендные отношения бизнеса с государством в этой части острова весьма запутанные. Для того, чтобы разобраться в многочисленных вариантах концепции, предлагаем пройтись по набережной от Большого Крестовского моста в сторону стадиона.


Первый объект после моста – яхт-клуб «Крестовский» с вертолетной площадкой. До января 2018 года участок под ним официально арендует компания «Балтэкспресс-Альфа». Ранее на этой же территории был расположен клуб XXXX, но сейчас от него осталась только груда деревянных конструкций: бар просто не открылся в 2015 году. До этого, в 2014 году, арендаторы проиграли в Арбитражном суде комитету имущественных отношений: чиновники потребовали разорвать договор из-за нарушения правил использования земель.

На соседнем участке находится ресторан SunDay Ginza. Но земля не «Гинзы» – ее арендует ООО  «Балтэкспресс-Бета», срок истекает в январе 2018 года. В двух метрах от входа в ресторан находится общественный туалет Водоканала, но это не смущает посетителей заведения.

«Балтэкспресс-Альфа» и «Балтэкспресс-Бета» – многочисленные «дочки» компании «Балтийский экспресс», которая владеет ресторанами «Карл и Фридрих» и «Русская рыбалка». Последние, как известно, расположены в конце Южной дороги, ближе к стадиону. Их Смольный скорее всего не сможет снести при всем желании: как следует из выписки из Росреестра, земля под «Карлом и Фридрихом» является собственностью «Балтийского экспресса», под «Русской рыбалкой» – в аренде до 2053 года.

Собственники «Балтийского экспресса» – предприниматели Владимир Львовский и Михаил Фейгельман. При этом «Балтэкспресс-Альфа» в настоящее время им не принадлежит: фирму контролируют основатели сети баров XXXX Дмитрий Смирнов и Анатолий Карнаухов.

Следующий объект – крытый теннисный комплекс, детская теннисная школа и ресторан «Папа Рома». Этот участок находится в аренде у ООО «Предприятие "Диапазон"», которое контролирует основатель сети кафе «Троицкий мост» Дмитрий Курбатов. Срок аренды истекает в январе 2017 года. 

Между кортами и Невой на этом же участке находится ресторан «Youжный», который еще недавно назывался Juсy Beach. Он частично находится на свайном основании, вбитом в берег, и полностью перекрывает сквозной проход по пляжу.

Далее вновь наступают владения «Балтийского экспресса»: на его «дочки» оформлены договоры аренды на два участка, на которых находятся известный клуб «Воздух» и ресторан «Mёд». По обоим договорам сроки заканчиваются в начале января 2018 года. 

Следующий по очередности ресторан – «ZимаЛеto» – находится на территории, арендуемой ООО «Агрум». Этой же компании принадлежит почти построенное здание водно-оздоровительного клуба, расположенное по соседству. По объектам «Агрума» аренда закончилась осенью 2014 года. Среди собственников компании – ресторатор и известный яхтсмен Артем Беляев.

За станцией инспекции по маломерным судам находится еще одно заведение – ресторан Royal Beach группы «Тритон», которая принадлежит собственнику компании «Фармакор» Александру Афанасьеву. Компания умудрилась получить земельный участок на инвестиционных условиях и, согласно выписке из Росреестра, в настоящее время является его владельцем. Впрочем, эта территория уже не входит в зону, на которой Смольный намерен создать рекреационную территорию.

За Royal Beach – полоска заброшенного пляжа и старый пирс, с которого гуляющие наблюдают за стройкой стадиона и ЗСД.

Расстановка ресторанов на доске

 

В эскизах института Генплана, которые есть в распоряжении «Фонтанки», сохранены два ресторана – «ZимаЛеto» и SunDay Ginza. Правда, содержится указание, что собственники должны будут изменить их внешний вид, сделав его строгим и симметричным. «Фонтанка» обратилась к руководителю проектной группы Татьяне Зверевой с вопросом, почему выбор пал именно на эти заведения, но та отказалась общаться с прессой. Возможно, разработчики концепции решили оставить самые крайние рестораны, чтобы сделать центральную часть реконструируемой набережной свободной от общепита.

Впрочем, к совещанию, которое состоялось накануне заседания правительства, в КГА подготовили еще один вариант, который подразумевает сохранение всех ресторанов с действующими договорами аренды. Правда, непонятна судьба «ZимаЛеtо», ведь по нему срок истек (в «Агруме» утверждают, что теперь договор находится «на неопределенном сроке»). При этом в обоих вариантах предлагается сохранить яхт-клуб «Крестовский», но только обязав собственника снизить функционал комплекса: закрыть вертолетную площадку, не размещать эллинги для хранения яхт, не ремонтировать суда и ликвидировать заправочную станцию.

Наконец, собственную концепцию на совещании представил и глава администрации Петроградского района Юрий Гладунов. Чиновник подготовил свой список тех, кому суждено остаться на южном берегу. В него вошли SunDay и «ZимаЛеto», но исключены «Мёд», «Воздух» и «Youжный». Одновременно Гладунов считает, что нужно оставить теннисные корты «Диапазона» и недостроенное здание водно-оздоровительного клуба от «Агрума».

Глава Петроградского района, объясняя, почему «Агруму» нужно дать зеленый свет, рассказал, что собственники компании готовы за свой счет выполнить берегоукрепление набережной возле своих объектов и благоустроить территорию. Директор «Агрума» Дмитрий Коноров подтвердил «Фонтанке», что такое предложение было выдвинуто. Взамен инвестор хотел бы продлить договор аренды и сохранить свои объекты.

Сколько Смольный еще будет тасовать рестораны, словно карты, пока неизвестно. Изучение всех вариантов может пойти по второму кругу, но уже в привязке к комплексной программе по благоустройству всего Крестовского острова, которую готовит рабочая группа по развитию общественных пространств при вице-губернаторе Игоре Албине. Об этом «Фонтанке» рассказал глава группы Евгений Бондарчук. Напомним, что архитектурным локомотивом группы является московское бюро WowHaus, которое ранее занималось реконструкцией парка Горького в Москве.

Впрочем, все смелые предложения столичных гостей могут столкнуться с двумя трудностями. Первая – досрочное расторжение договора аренды весьма проблематично. В Смольном постоянно настаивают: в соответствии с действующими нормами, весь южный берег Крестовского можно использовать только для размещения спортивных и оздоровительных объектов, но никак не для заведений общепита. Однако судебная практика не всегда в пользу чиновников: так, юристам «Балтэкспресс-Гаммы» удалось доказать во всех инстанциях, что существуют так называемые «вспомогательные виды разрешенного использования», которые нужны для того, чтобы объект соответствовал своей основной функции. А среди них есть такая услуга, как питание.

Вторая трудность – это отсутствие лишних денег в бюджете. А ведь именно на казну ляжет основная нагрузка по благоустройству набережной. Для сравнения: реконструкция и строительство набережной вокруг Каменноостровского дворца обойдется бюджету в 900 млн рублей. А там не нужно заниматься восстановлением парковой зоны. И нет многочисленных арендаторов.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»

 

Источник: Фонтанка.ру