Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 13 октября 2015 11:13      297

ГОСТ вертит рекламой

С 1 марта 2016 года в Петербурге может исчезнуть наружная реклама – по этому поводу переживают не только рекламщики, но и Смольный, который лишится доходов в бюджет и возможности развешивать по городу плакаты самой правильной партии перед выборами следующей осени. В пятницу в Мариинском дворце прошли общественные слушания о том, как спасти наружную рекламу. Любопытно, что смерть ей должна прийти от того документа, которым Смольный сам хотел убить ее ровно год назад.

Ровно год назад, 20 октября 2014 года, в статье «Петербург в рекламе не нуждается» «Город 812» сообщал: и.о. председателя Комитета по печати Сергей Серезлеев сказал операторам наружной рекламы, что из 14 тысяч существующих в городе рекламных конструкций должно остаться 352.

К тому моменту договоры на аренду земли практически у всех рекламщиков уже давно закончились, и Смольный собрался провести новые торги. Он разработал схему размещения рекламоносителей, которая предполагала сокращение их числа до 9,5 тысяч, и объявил дату конкурса. Однако рекламщики, огорченные таким решением, стали жаловаться в ФАС, и по формальным основаниям конкурс отменили. В ответ Смольный и вспомнил, что есть ГОСТ, запрещающий ставить рекламные конструкции ближе чем на 5 метров к проезжей части, над проезжей частью, на разделительных полосах и т.д. И если следовать этому ГОСТу, то пригодных мест будет не 9,5 тысяч, а 352. Правда, ГОСТ был уже десять лет как принят и ни один субъект федерации им не пользовался, но городские власти решили проявить формализм и велели рекламщикам паковать чемоданы.

Такова, напомним, была ситуация год назад, о чем и писал «Город 812». Возможно, смысл вытаскивания ГОСТа на свет божий состоял в том, чтобы отбить у рекламщиков ненужную любовь к сутяжничеству. А может быть, хотели, чтобы люди пошли в Смольный решать свои проблемы в индивидуальном порядке. Это был период, когда курирующий наружную рекламу Комитет по печати остался без председателя, только что прошли выборы губернатора и формировалось новое правительство, в котором, как считали некоторые, наружная реклама должна была отойти к считавшемуся очень влиятельным тогда вице-губернатору Марату Оганесяну. В общем, вода была более чем мутной.

Но в итоге, как это обычно и бывает, не произошло ничего. Смольный подумал и решил, что ГОСТы имеют необязательный характер. Нового конкурса на размещение рекламных конструкций он не проводил, и все рекламщики, срок действия договоров у которых уже давным-давно закончился, просто продолжали платить суммы, обозначенные в этих договорах.

Однако потом силы небесные решили пошутить: про ГОСТ вспомнили в Кремле и сказали, что его исполнение обязательно. Это решение, однако, затрагивало интересы не только Петербурга, но и всей страны, а главное – Москвы. Поэтому в марте 2015 года у вице-премьера Игоря Шувалова прошло совещание, на котором вице-премьера убедили, что ГОСТ похоронит всю наружку. По итогам этого совещания появилось письмо Росстандарта, в котором говорилось, что следование ГОСТу – дело добровольное. В Москве после этого провели торги на право размещения рекламных конструкций, по итогам которых столичный бюджет получил 100 миллиардов рублей.

Но две недели назад, 29 сентября, вышло постановление федерального правительства, включающее несчастный ГОСТ в перечень стандартов, обязательных для применения. Срок исполнения – до 1 марта 2016 года.

Тут все задергались. Смольный стал писать письма в Москву, в ЗакСе прошли депутатские слушания, посвященные проблеме. Представители рекламщиков в очередной раз говорили, что это – конец. Сергей Серезлеев, теперь уже полноценный глава Комитета по печати, рассказал, что Комитет благоразумно не проводил торги на право размещения рекламоносителей, пока ситуация с ГОСТом не решится окончательно в ту или иную сторону. А вот в Москве провели – и теперь не знают, что делать.

А Петербург готов скорректировать схему размещения наружной рекламы в соответствии с новыми правилами – тогда из существующих рекламоносителей выживут только 145. Плюс можно найти места для размещения 350 новых, итого 500. Но все-таки лучше этого не делать. Георгий Полтавченко, по словам Серезлеева, написал письмо Дмитрию Медведеву с просьбой не губить рекламу. Аналогичное письмо отправил и Сергей Собянин. Теперь все с замиранием сердца ждут ответа.

Сейчас в Петербурге 11 тысяч рекламных конструкций, из них у 9 тысяч закончились договоры аренды земли. Все они подлежат сносу и постепенно сносятся. Позиция Смольного выглядит не совсем последовательной. С одной стороны, он не хочет поводить новый конкурс, пока не устаканится ситуация с ГОСТом. С другой стороны – отчитывается, что ежедневно сносит до десяти рекламоносителей, у которых истек договор аренды. Источники «Города 812», однако, уверяют, что все логично: сносят тех, кто отказывается продолжать платить по истекшим договорам.

Соблазнительно было бы увидеть за настойчивыми попытками ввести ГОСТ в действие попытки передела рынка, но едва ли это так: страдают все рекламщики в равной мере, и никто из них не выйдет победителем. Очевидно, что такое развитие событий выгодно людям, торгующим рекламой в телевизоре, поэтому некоторые считают, что это их рук дело. Однако вероятнее все же, что речь идет о лоббизме со стороны ГИБДД, руководствующегося своими ведомственными представлениями о прекрасном.

Доходы городского бюджета от наружной рекламы составляют около миллиарда рублей (это ежегодные поступления от аренды, не считая платы за право заключения договоров аренды). В бюджете следующего года они уже не заложены.

Антон Мухин

Источник: "Город 812"