Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 14 марта 2016 15:22      316

Соблазненные и покинутые – 2

В 4 номере «Города 812» я начал обзор соблазненных и покинутых – памятников архитектуры федерального значения с общей судьбой: их сначала соблазнили, а потом бросили. И они стоят и разрушаются.  В этот раз –  еще два соблазненных объекта.

Никольский рынок и целый квартал в придачу

Никольский рынок производит впечатление брошенного. В свое время на объекте висел паспорт, провозглашавший «сохранение объекта культурного наследия, в том числе его реставрация и приспособление для современного использования». Заказчиком было названо ЗАО «Никольские ряды», а генпроектировщиком – ООО «Евгений Герасимов и партнеры». Начало работ – 17 июня 2013 г., окончание – 5 апреля 2017 г. (прямо к столетию возвращения Ленина из эмиграции в Петроград).


Очевидны две вещи. Во-первых, «приспособление для современного использования», включающее, как было декларировано, строительство двухэтажного подземного паркинга и возведение гостиничного комплекса с застройкой внутренней площади рынка и перекрытием двора общим куполом, невозможно в принципе, и даже дураку это понятно. Потому что при рытье котлована, каким бы на словах «щадящим» ни был метод, фундаменты здания поедут и стены покроются трещинами, а так как снести и восстановить примерно в том же виде дешевле, чем возиться с укреплением исторического здания, то… дальше все понятно.


Что касается перекрытия двора «общим куполом», то это безумие также потребует укрепления исторических стен и фундаментов и также приведет к идее, что «снести-востановить» дешевле. К тому же здание двухэтажное, и купол будет виден с Садовой ул., а вид фасадов двухэтажного рынка будет радикально испорчен.


Нельзя в этой связи не напомнить, что компания «Никольские ряды» еще в 2009 году безосновательно заявила, что здание рынка на 70% аварийное, поэтому нет смысла его реконструировать, а лучше снести внутреннюю аркаду со стороны двора. Видимо, была надежда, что при таком сносе сама рухнет и внешняя аркада. Однако КГИОП организовал выездное заседание Совета по культурному наследию, и после исследования специалистами заявление об аварийности оказалось блефом и разрешение на снос не было дано. Тем не менее в июне-июле 2014 г. «нанятая застройщиком печально известная компания “Спрингалд” уничтожила бóльшую часть исторического здания, за исключением наружных фасадов и небольшого фрагмента основного корпуса со стороны Садовой улицы»*. Видно, что все оставшееся дышит на ладан.
Во-вторых, наличие в этой теме Евгения Герасимова, архитектора беспринципного (что показала хотя бы мансарда на доме Лобанова-Ростовского, приспособленного под гостиничный комплекс), внушает особые опасения.


Разобраться, в каком состоянии находится проект сейчас, невозможно. Либо все еще идет какая-то подковерная борьба, либо ЗАО «Никольские ряды» держит паузу в надежде на естественную деградацию здания, которая не замедлит произойти.  


Однако Никольский рынок следует рассматривать не сам по себе, а в более обширном градостроительном контексте. А именно в рамках большого квартала, ограниченного Садовой ул., набережной Крюкова канала, Никольским пер. и линией, параллельной Садовой ул. и проходящей примерно на уровне дома 6Г по Кустарному пер. Например, стоит заколоченным дом 20 по наб. Крюкова канала, где прежде была коррекционная школа № 231. Если углубиться во внутренний двор позади этого дома 20, то можно увидеть гигантское пространство с целым рядом уже обреченных на снос зданий, в частности, по Щепяному и Кустарному пер. Сейчас это потрясающий по своей эмоциональной силе депрессивный уголок Петербурга, классические петербургские трущобы, изнанка Северной столицы, готовая декорация блокадного Ленинграда после бомбежки, эстетически совершенная гранд-помойка, каких было много в 1970-е годы, но уже почти не увидишь сейчас, когда борьба в центре города идет за каждый квадрат. Любителям граффити тут тоже есть на что посмотреть.


Размеры Никольского рынка – 233х84 м, или 19 500 кв. м. И примерно такое же пространство с покинутыми аварийными зданиями готово между Щепяным пер. и той линией внутри двора, о которой я написал. Т.е. общая площадь составит 39 000 кв. м, или 3,9 га.


Если ООО «Никольские ряды» добьется права на освоение всей этой территории, непосредственно примыкающей к территории Никольского рынка, а проект будет делать все тот же опасный для Петербурга Е. Герасимов, то ясно, что здесь возведут новые здания, которые будет торчать и со стороны Садовой ул. – канала Грибоедова, и со стороны р. Фонтанки, до которой всего-то 100 м. И это уже будет настоящая катастрофа.
Ясно, что под гостиницу и подземный паркинг здание Никольского рынка никак невозможно приспособить, поэтому в корне ошибочно было вообще разрешать непонятным фирмам тут хозяйничать.

Неоконченная пьеса для ветеранов сцены

В 2012 году я писал о том, что собрались тогда сделать с Домом ветеранов сцены**. Напомню кратко. В 2004 году Союз театральных деятелей осознал сначала необходимость ремонта здания ДВС, потом отсутствие на это денег, а сразу вслед за тем – возможность получить у доброй и потворствовавшей нарушениям охранного законодательства В. Матвиенко разрешение возвести в парке ДВС элитное жилье. Все увенчала появившаяся в 2005 году «экспертиза» одиозной мастерской Т. Славиной, которая строительство элитного жилья на территории одной трети (!) парка разрешила. Потом закипел скандал, и Валентина Матвиенко заявила, что элитного жилья не будет, тем не менее, подготовка к его появлению шла своим чередом.


Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (КЗР) сначала единый земельный участок ДВС площадью 55 940 кв. м разделил на «западную» и «восточную» части площадью 24 338 кв. м  и 31 602 кв. м, а позже «восточный» участок был разделен еще на две части – «северную», включающую прибрежную защитную полосу объекта площадью 3059 кв. м (Петровский пр., д. 13, участок 1), и «южную» площадью 28 543 кв. м (Петровский пр., д.13, литера Д). Все три сформированных участка прошли кадастровый учет в 2005 г. Таким образом КЗР разрушил исторически сложившуюся территорию своим межеванием, которое было незаконным, поскольку границы такой территории являются предметом охраны.


Затем в процессе все той же подготовки к строительству элитного жилья В. Путиным было подписано распоряжение правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 803-р, которым были исключены из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) составные части единого комплекса «ДВС им Савиной М.Г.» 9 (девять) позиций. А исключение означает возможность сноса. В основном все «исключенцы» расположены на  «юго-восточном» участке. Участок этот составляет 51% территории, именно здесь, как можно было предположить, и должно было развернуться новое строительство. Которое уменьшило бы территорию объекта культурного наследия, занятую парком и историческими зданиями, в два раза.


Причем если в состав комплекса ДВС изначально входило 22 объекта и сооружения, то осталось 10, т.е. 55% объектов планировалось уничтожить, а все, оставшиеся в «западной» части, по проекту мастерской Е. Меркурьева в основном не реставрировать, как должно было бы быть по закону, а реконструировать и модернизировать. Официально это назвали «реконструкцией в режиме реставрации». Она касалась четырех корпусов – Савинского, двух корпусов главного дома и деревянного флигеля. И если по паспорту объекта культурного наследия от 25 октября 2003 г. ДВС был рассчитан на 185 мест, то в соответствии с проектом мастерской Е. Меркурьева осталось 94 места и еще 9 мест для ветеранов, требующих постоянного ухода. Т.е. и тут было запланировано уменьшение в 2 раза.


В итоге эта «реконструкция в режиме реставрации» была проведена, и сейчас в ДВС 82 комнаты и соответственно живут 82 ветерана. Однако меня больше интересует «восточная» часть территории, которая была отведена под элитную застройку, а нынче отделена от «западной» забором и пустует. О ее сегодняшнем статусе и перспективах мне  рассказала директор ДВС Наталья Чибирева.


В 2013 году Союз театральных деятелей передал эту территорию Управлению делами президента, и вроде бы после этого вопрос об элитном строительстве отпал. В декабре ветераны обратились к А.С. Колпакову, управляющему делами президента, с вопросом о перспективах пустующего участка. Ответил 22 января 2016 г. зам. начальника Главного эксплуатационного управления управделами президента. Из ответа следует, что на этом земельном участке находится 6 зданий, которые находятся в аварийном состоянии (подвалы затоплены водой, балконы рушатся).


О состоянии 6 зданий на «западном» участке можно судить по двум жилым корпусам ДВС, выходящим фасадами на Петровский пр. (дома 13М и 13Р), мы их сфотографировали. Между прочим, хотя они и построены в 1950-е годы, они также являются памятниками архитектуры федерального значения, входят в общий ансамбль и поэтому нуждаются в реставрации. А пока стоят и разрушаются, и сегодня неизвестно, сколько времени это будет продолжаться.


Возможно, если бы не незаконное межевание, санкционированное властями СПб, и безумные планы элитного строительства на половине территории ДВС, сейчас все здания единого ансамбля были бы приведены в надлежащий вид, не было бы уменьшено и количество мест в Доме ветеранов сцены – со 195 до 82-х.


Михаил Золотоносов
Фото: Лидия Верещагина


* http://www.save-spb.ru/page/houses/houses/nikolskii_rynok.html
** Не спится только ветерану // Город 812. 2012. № 27. 20 августа - http://www.online812.ru/2012/08/24/012/
 

Источник: "Город 812"