Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 10 октября 2016 16:34      799

Мы на Сенной не устоим

Сенная площадь становится необыкновенно просторной и широкой: всю прошлую неделю на ней сносили торговые павильоны. Помимо восхищения открытым пространством, этот процесс вызывал чувство глубокой несправедливости: Валентина Ивановна в свое время совсем захудалые ларьки сносила – и сколько возмущенные граждане ей крови попортили. А Георгий Сергеевич почти новые сносит – и никому дела нет.

В прошлый раз Смольный облагораживал Сенную в 2002 году, когда на ней и появились ныне признанные уродством торговые павильоны. Через 10 лет тот же самый ГУП «Ленгипроинжпроект», который разрабатывал первый проект реконструкции, разработал новый: павильоны снести, транспортные потоки организовать по-новому. Одновременно власти надумали восстанавливать Спас-на-Сенной и даже провели раскопки фундамента этой  церкви. 15 миллионов на раскопки дал владелец ТК «Пик» Михаил Мирилашивли, который  был заинтересован в дружбе со Смольным, так как планировал строить вестибюль метро «Спасская», а над ним  – торговый центр «Пик-2». Раскопки показали то, что все и так знали: часть территории церкви лежит под метро «Сенная», а под остальной проходят все существующие виды коммуникаций – от газопровода до электросетей. Вынос сетей оценили примерно в 3 миллиарда рублей, что сопоставимо со стоимостью строительства самой церкви. Источника финансирования работ так и не нашли. Возник компромиссный вариант строительства одной только колокольни, но она выглядела ужасной даже на эскизах, которые всегда гораздо лучше, чем то, что в итоге получается. Потом город за свой счет построил вестибюль над «Спасской», поставив тем самым под большой вопрос и строительство «Пика-2».


Тем временем проект реконструкции самой площади раскритиковали все, кто хоть в какой-то мере считали себя урбанистами. Активисты даже составляли собственные проекты, которые, впрочем, Смольным презрительно отвергались. Но реконструкция не была начата ни в 2013 году, как планировалось изначально, ни в 2014-м, и в конце концов перенеслась совсем на потом.


В конце концов Смольный просто снес ларьки и пообещал к Новому году устроить на Сенной Рождественскую ярмарку. Дешево, сердито и православно. Анонсирован также снос торговых павильонов у других станций метро.


Горожане восприняли снос ларьков спокойно, если не сказать радостно. Совсем не так, как при Валентине Матвиенко, когда городские СМИ с упоением писали про пострадавший малый бизнес, а сами малые бизнесмены под руководством журналиста Даниила Коцюбинского голодали в офисе «Яблока». И разными способами досаждали губернатору.


Возможно, все дело в масштабе: тогда ларьки сносились по всему городу, а сейчас  – точечно. Или в том, что тогда было много обиженных ларечников, а теперь главный пострадавший – крупный холдинг «Адамант», который арендовал землю под торговыми павильонами. В августе компания проиграла арбитраж по поводу продления договора аренды, но публично голодать по этому поводу ее хозяева, занимающие верхние строчки списка богатейших людей Петербурга, почему-то не стали.


Но, скорее всего, дело в принципиально ином подходе Смольного к освещению своей деятельности. Валентина Матвиенко устроила из сноса ларьков, как и из всего остального, что она делала, бравурное шоу. С множеством радостных телерепортажей о том, каким чистым и прекрасным теперь станет наш город. А ничто не раздражает население так, как начальственная радость. Георгий Полтавченко ничего не сказал – и никто ничего не заметил. К тому же ему повезло губернаторствовать во время кризиса, когда людей волнует только их собственное благосостояние. Он бы и небоскреб мог спокойно посреди города поставить – счастье, что ему не приходит это в голову.


Вместе с тем без павильонов Сенная смотрится гораздо лучше, чем с ними. И одновременно – все равно хуже, чем на фотографиях начала XX века, где стояли точно такие же павильоны, только в два раза выше. Потому что тогда кроме павильонов на площади стояла церковь – огромная, расположенная под углом к основным магистралям, она, тем не менее, была доминантой, организовывавшей все пространство. Теперь такой доминанты нет, и ощущение незаконченности – главное ощущение, которое производит Сенная.


Итак, Смольный довольно легко победил ларьки и торговые павильоны, где были заведения с караоке, ароматными шашлыками и шавермами. Однако ему вряд ли удастся  столь же легко изгнать с площади ее традиционных люмпенизированных обитателей. Одолеть 250-летнего гения места – это вам не договор через арбитраж расторгнуть. Так что скамейки на обновленной Сенной лучше не ставить.
 

Антон Мухин

Комментарии
Татьяна Протасенко, старший научный сотрудник Социологического института РАН:
– Почему нет протестов? Вы же видите, как выборы прошли. Людей интересуют только вопросы собственного выживания, все остальное – в минимальной степени. К тому же 10 лет назад в ларьках действительно были самые дешевые товары, сейчас спрос переместился в основном в торговые сети. Появилось понятие promo-hunter, охотник за скидками. Если следить за программами скидок, то товары действительно можно покупать очень дешево. Поэтому ценность Сенной площади как торгового центра снизилась. Последнее время там были только случайные покупатели. Что будет, если с Сенной исчезнет торговля, какие социальные группы почувствуют себя обделенными? Никакие. Поэтому и протестов никаких нет.

Мария Мацкевич, старший научный сотрудник Социологического института РАН:
– Протестов нет, потому что ситуация изменилась. Горожане стали более благополучны в финансовом плане. На Сенной площади покупали те, кто ездил на Сенной рынок и заходил туда по дороге. То есть наиболее бедные слои. Плюс мигранты. Ни те ни другие не склонны к протестам. Я думаю, экономический фактор в данном случае более значим, чем социальная апатия.
Есть небольшая часть активных горожан, которая могла бы включиться в протест, но они относятся к зачистке Сенной, скорее, с одобрением, потому что вследствие своего более высокого достатка не являются клиентами магазинов в этих ларьках. Так что даже в социальных сетях никто ничего не напишет.

Антон Финогенов, гендиректор института «Урбаника»:
– С градостроительной точки зрения торговли на Сенной площади было явно больше, чем это необходимо. Хотя полное отсутствие торговли – тоже плохо, поскольку она нужна для комфорта людей, находящихся на площади. Кроме того, территория, на которой находятся работающие магазины, рестораны и т. д., всегда более безопасна, чем пустая. Правда, те пункты общественного питания, которые были на Сенной, скорее способствовали снижению безопасности.
Однако важно понимать, что с площадью будет дальше. Просто все замостить – это не лучший вариант. Было бы правильнее, если была бы реализована концепция реконструкции Сенной.

Источник: "Город 812"