Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 21 августа 2008 15:32      310

Как воспользоваться "дачной амнистией"

1. Что такое дачная амнистия

В сентябре 2006 года вступил в силу федеральный закон, позволяющий гражданам в упрощенном порядке оформить право собственности на земельные участки и построенные на них дома, гаражи, бани, пристройки и иные объекты недвижимости. Такую "облегченную" процедуру оформления прав на недвижимость и назвали "дачной амнистией". А законом о дачной амнистии называют федеральный закон от 30.06.2006 года № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества".

Предназначена дачная амнистия, прежде всего, для тех, кто получил земельные участки в советские времена или на заре реформ, но до сих пор так и не оформил свои права, либо владеет свидетельством на землю старого образца.

При этом неважно, на каком праве была предоставлена земля: на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемого владения или вообще без указания передаваемого права, - в каждой из этих ситуаций вы имеете возможность зарегистрировать за собой именно право собственности.

Исключение составляют только те случаи, когда участок передавался во временное пользование (аренду), либо был получен после введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть после 30.10.2001 года – "дачная амнистия" к ним не применяется.

Нельзя забывать и о том, что если земельный участок по закону в принципе не может находиться в частной собственности (например, если окажется, что он относится к землям лесного фонда), то оформить на него права собственника также не получится.

Полезны будут новые правила и землевладельцам, построившим на своем участке, скажем, индивидуальный жилой дом, не получив разрешения на строительство и на ввод дома в эксплуатацию. Закон позволяет зарегистрировать на себя дом в уведомительном порядке, избежав процедуры судебного признания права на самовольную постройку.

Процедура оформления прав собственника зависит от того, о какой именно недвижимости идет речь. Однако при любой ситуации следует помнить о том, что перечень документов, необходимых для такого оформления, установлен законом и является исчерпывающим. Регистрирующие органы не вправе запрашивать у вас по своему усмотрению дополнительные документы.

2. Регистрация права собственности на земельный участок


Право собственности может быть зарегистрировано на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Для оформления права собственности в территориальный орган Федеральной регистрационной службы вам необходимо представить следующие документы:

1. заявление о государственной регистрации права собственности;

2. квитанцию об уплате государственной пошлины (ее размер в настоящее время составляет 100 рублей);

3. документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя - нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия;

4. любой документ о праве на земельный участок, который есть у вас на руках, в частности:

- акт о предоставлении данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- акт (свидетельство) о праве на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право на данный земельный участок.

3. Кадастровый план земельного участка.

Кадастровый план земельного участка выдается бесплатно кадастровой палатой в срок не более чем через 10 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.

Примечание:
В настоящее время основная проблема при получении кадастрового плана состоит в том, что в документах государственного земельного кадастра имеются сведения о местоположении границ не всех земельных участков, так как раньше в учетные документы не вносились точные сведения о границах участков. В связи с этим для получения кадастрового плана заявителю потребуется организовать межевание своего земельного участка с привлечением специальной землеустроительной организации.

И, несмотря на то, что региональные власти до первого января 2010 года вправе устанавливать предельные расценки на услуги межевания, и во многих субъектах это действительно делается, стоимость межевания для большинства россиян по-прежнему слишком высока.

Работы по межеванию земельных участков проводятся землеустроительной организацией на основании договора, заключаемого с владельцем земельного участка. Законодательно сроки проведения межевания не установлены, они определяются в каждом конкретном случае отдельно и фиксируются в техническом проекте, утверждаемом районным (городским) комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. В целом, межевание - это довольно длительная процедура, которая может иногда занимать до полугода. Следует также отметить, что все лица, права которых могут быть затронуты при производстве межевания, извещаются о его проведении не позднее, чем за 7 календарных дней.

Вместе с тем закон №268-ФЗ от 23.11.2007 года вносит специальную поправку в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно этой поправке право собственности на дачные, садовые участки и участки под личное хозяйство или жилищное строительство регистрируется за гражданами даже в том случае, если кадастровый план составлен в неполном объеме, в частности в нем отсутствует документ, подтверждающий границы данного земельного участка. Но в этом случае вместо плана межевания необходимо представить документ, подтверждающий отсутствие территориальных споров о границах земельного участка между соседями.

4. Оформление земельного участка в садоводческом, огородническом, дачном товариществе или кооперативе

Дополнительные особенности оформления в собственность земельного участка установлены для тех, кто владеет участком в садоводческом, огородническом, дачном товариществе или кооперативе, но не имеет документов о правах на землю.

Граждане, которым садовые, огородные или дачные участки предоставлялись на праве пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, могут зарегистрировать свое право собственности на них в соответствии с процедурой, которую мы рассматривали выше. В этом случае принятия каких-либо решений о предоставлении участков в собственность не требуется.

Если же земельный участок, составляющий территорию садоводческого, дачного или огороднического объединения, был предоставлен такому объединению или иной организации, при которой оно было создано, у дачников нет каких-либо документов на свой участок. В этом случае для оформления участка в собственность им необходимо самостоятельно составить описание местоположения границ земельного участка, получить в правлении объединения заключение о соответствии описания действительности и затем обратиться с этими документами и заявлением в орган, осуществляющий предоставление земельного участка (как правило, это администрация муниципального района).

Если ранее ни один из членов садоводческого, дачного или огороднического товарищества не обращался с заявлением о предоставлении участка в собственность, то у заявителя дополнительно может быть запрошена удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию товарищества, и выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о товариществе.

5. Сроки рассмотрения документов

В двухнедельный срок со дня поступления заявления  уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. Отказ допускается, только если существует федеральный закон, устанавливающий запрет на предоставление категории рассматриваемого земельного участка в собственность.

Таким образом, теперь члены садоводческого, дачного или огороднического объединения свободны в регистрации права собственности на земельный участок в индивидуальном порядке и не зависят от других членов своего объединения и правления.

После получения решения о предоставлении земли в собственность можно обращаться в регистрационную службу для регистрации права собственности, предоставив общий пакет документов (заявление, кадастровый план, решение о предоставлении участка в собственность, квитанцию об уплате госпошлины, документ, удостоверяющий личность).

Срок проведения государственной регистрации права собственности - месяц со дня подачи заявления и необходимых документов (независимо от того, какого объекта касается такая регистрация). Если по какой-либо причине регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации, то заявителю направляется сообщение о причине отказа, а сам отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Проведенная государственная регистрация права собственности удостоверяется свидетельством установленного образца.

6. Регистрация права собственности на индивидуальные жилые дома и иные объекты недвижимости, расположенные на земельном участке

Можно выделить два вида построек, возводимых на земельном участке: требующие и не требующие получения разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. К первому виду можно отнести индивидуальные жилые дома, ко второму – хозяйственные строения и сооружения (гаражи, бани, сараи, беседки и тому подобное), а также дачные и садовые домики. Процедура регистрации права собственности для каждого из этих видов будет иметь свои особенности.

Индивидуальные жилые дома. Раньше при отсутствии разрешений на строительство и ввод дома в эксплуатацию постройка признавалась самовольной, и право собственности на дом можно было признать только в судебном порядке. Новые правила позволяют уйти от необходимости судебного разбирательства в отношении домов, уже построенных на участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.

Вместе с тем, необходимо отметить, что такое послабление, позволяющее не получать разрешение на ввод дома в эксплуатацию, сохранится лишь до 1 января 2010 года.

Для оформления права собственности на индивидуальный жилой дом заявителю необходимо предоставить в территориальный орган Федеральной регистрационной службы следующий пакет документов:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности.

2. Квитанция об уплате государственной пошлины (100 рублей).

3. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя - нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия.

4. Технический паспорт объекта. Оформление технического паспорта занимает один месяц, и для его получения гражданину необходимо обратиться с заявлением в БТИ. Проведение технической инвентаризации и выдачу технического паспорта необходимо будет оплатить. На законодательном уровне единого тарифа не установлено, и вопрос о размере такой платы отдан на откуп региональным властям либо решается на договорной основе.

5. Правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (не требуется, если заявитель оформил право собственности  после 1999 года, и у него на руках есть свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок).

6. Кадастровый план земельного участка.

Вместе с тем представление кадастрового плана не требуется:

- если право на земельный участок уже было зарегистрировано в установленном порядке,

- если указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что объект расположен в пределах границ указанного земельного участка.

7. Регистрация хозяйственных строений и сооружений, садовых и дачных домиков, возведенных на земельных участках, предназначенных для садоводства и дачного хозяйства

Такие объекты можно регистрировать без технического паспорта. Вместо него заявителю достаточно самостоятельно составить декларацию об объекте недвижимости, форма которой утверждена Приказом Минэкономразвития РФ № 232 от 15.08.2006 года. В декларации приводится техническое описание объекта, а также указывается место его нахождения, назначение, кадастровый номер земельного участка.

В остальном, перечень документов, необходимых для предоставления в регистрационную службу, схож с приведенным выше.

Итак, для регистрации права собственности на хозяйственные строения и сооружения, садовые и дачные домики, возведенные на земельных участках, предназначенных для садоводства и дачного хозяйства в территориальный орган Федеральной регистрационной службы необходимо предоставить:

1. Заявление о государственной регистрации права собственности.

2. Квитанцию об уплате государственной пошлины (100 рублей).

3. Документ, удостоверяющий личность заявителя. При обращении представителя - нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая его полномочия.

4. Декларация установленной формы об объекте недвижимости.

5. Правоустанавливающий документ за земельный участок, на котором расположен объект недвижимости (не требуется, если заявитель уже оформил право собственности  после 1999 года, и у него на руках есть свидетельство о государственной регистрации права собственности на участок).

6. Кадастровый план земельного участка.

Представления кадастрового плана не требуется:

- если право на земельный участок уже было зарегистрировано в установленном порядке, либо

- если у заявителя есть заключение правления соответствующего некоммерческого объединения, подтверждающее, что объект расположен в пределах границ предоставленного земельного участка.