Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 01 марта 2010 17:59      279

Спорт как узаконенная форма паразитизма

Речь идет, само собой, не о тех, кто совершает пробежки по утрам или регулярно посещает бассейн. Их телодвижения имеют такое же отношение к спорту, как выезд пенсионера на дачу на раздолбанных «Жигулях» к гонкам «Формулы-1». Мои грустные (а для кого-то и гнусные) мысли, конечно, отчасти навеяны только что завершившейся Олимпиадой, но она – только хороший предлог, чтобы поставить один весьма неудобный вопрос: «Почему каждый гражданин платит за спорт?»

Есть блага, нужные почти всем и почти каждому, которые рынок поставлять не в состоянии, поскольку их невозможно исключить из потребления, коли они уже созданы. В экономической теории такие блага именуются общественными. Типичный пример – такие услуги, как поддержание закона и порядка, обороны страны (не будем здесь касаться их «качества» в России). Убежденные пацифисты и анархисты не разделяют такого «оправдания государства», но абсолютное большинство все-таки, в принципе, соглашается платить налоги в обмен на вышеупомянутые услуги.

Есть блага, которые можно исключить из потребления и поставлять только на рыночных принципах, но они, тем не менее, полностью или по большей части также финансируются из бюджета за счет налогоплательщиков (например, образование). Здесь обоснованием у экономистов служит ссылка на огромный общественный эффект, который приносит всеобщее образование. Развить способности всех, независимо от достатка (в идеале, конечно) – это означает умножить в будущем шансы на научные открытия и разработки, лучшее домашнее образование детей и даже снижение преступности.

Адвокаты общественного финансирования спорта обычно делают потуги провести аналогии с образованием и здравоохранением. Мол, посмотрит мальчишка (или девчонка) трансляцию с Олимпиады, загорится здоровым образом жизни, отвлечется от дурного влияния улицы и т.д. Получается, что чемпионы и медалисты – это такой манок, привлекающий массы к заботе о своем организме, оберегающий от плохих поступков и, тем самым, позволяющий сэкономить на медицине и пенитенциарной системе (меньше больных и преступников имеем на выходе). А посему, налогоплательщик, не рыпайся, а оплачивай олимпийские забавы бобслеистов и скейтбордистов.

О несостоятельности концепции «манка» сказано и написано много. Вот, например, СССР сколько медалей получал, а со здоровьем у населения было как-то не очень. Ныне Китай место СССР в качестве олимпийской державы занял. И тоже не скажешь, что население в массе своей здоровьем пышет.

Однако самый главный, на мой взгляд, аргумент против данной концепции пришел на ум из одного намертво вбитого в память стишка: «Когда был Ленин маленький с кудрявой головой/Он тоже бегал в валенках по горке ледяной». Санно-бобслейных трасс в ту пору, как известно, не было, а вот поди же ты… Впрочем, это тот конкретный случай, когда я, как налогоплательщик, не пожалел бы даже больших денег для того, чтобы сей исторический персонаж выделывал свои виражи хоть на санках, хоть на бобе, но только не в политике.

Что же реально финансирует гражданин под названием «спорт»? С одной стороны, человеческое тщеславие и адреналиновую наркоманию весьма узкой категории лиц, именуемых профессиональными спортсменами. Ну и, конечно, немалые доходы наиболее успешных из них. С другой стороны, окучивание державной гордости в массах и более чем благополучный быт тучи спортивных функционеров из всяких там федераций-ассоциаций и комитетов.

Вдумаемся, общество отдает свои деньги тому, кто перемещался по земле (льду, снегу, воде) на 0,1 секунды быстрее или прыгнул на 1 см дальше и/или выше. И отдают их за эту всемирную развлекуху и те, кому до их секунд или сантиметров столько же дела, сколько до камлания шаманов. Точнее, не отдают, но у них отнимают.

Если бы все эти спортивные радости финансировались за счет рыночных доходов от зрелища и рекламы, частных (и только частных) спонсоров – милости просим. Устраивайте соревнования хоть по плевкам сквозь зубы. Но почему-то все обстоит совсем не так.

Вот тут давеча министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко озвучил цифру: подготовка сборной к Олимпиаде 2010 обошлась в 700 миллионов руб. Что-то не верится в столь скромную цифру. Есть и другие данные, более похожие на правду.

Как сообщил журналу New Times (выпуск от 22.02) источник в Центре спортивной подготовки, распределяющий средства по федерациям, на сборную России по горным лыжам из госбюджета было выделено 75 225 тыс. рублей. По лыжному двоеборью (это те, что сначала с трамплина прыгают, а потом на лыжах бегают) затрачено из казны 205 750 тыс. рублей. Сложим, получим 40% от той величины, что названа Мутко.

И здесь не все ли равно для тех, кому эти зимние игрища до лампочки, сколько там медалей завоевали представители указанных спортивных дисциплин. Даже если бы они получили все комплекты наград (на самом деле – ни одной медали), то для ограбленных под благородным предлогом ничего не изменилось бы.

Как известно, спортсмен-олимпиец стоит на самой вершине пирамиды из других, не добившихся столь высоких результатов спортсменов, но, тем не менее, также опекаемых обществом. В проклинаемые ныне со всех амвонов 1990-е годы в вузах наблюдалось такое благо, как почти полное исчезновение категории «студентов»-спортсменов. Денег на них не было. И тогда они то ли в бандиты ушли и перестреляли друг друга, то ли просто где-то работать приткнулись. Теперь же они снова в советских масштабах расплодились.

Не буду здесь говорить, например, о делах футбольных. Всем ясно, что клубы наши высасывают огромные деньги из крупнейших компаний-спонсоров (абсолютное большинство из них – государственные или полугосударственные), а те, естественно, сокращают платежи в бюджет. Об этом как-нибудь погодя.

Вернемся к зимним видам. Облегчения для незаинтересованного в них налогоплательщика не предвидится. Все совсем наоборот. Сам председатель правительств РФ заявил в Тюмени на открытии спортшколы по любимому дзюдо: «Надо исправить ситуацию и создать все условия для выступления на Олимпиаде в Сочи в 2014 году».

Уже умолчим о том, что сама сочинская Олимпиада обойдется едва ли не дороже, чем все предыдущие вместе взятые зимние олимпиады в истории человечества (и это по предварительным прикидкам!). Слова главы правительства расшифровываются так: «ванкуверским» олимпийцам дали мало, «сочинским» куда больше отвалим. Паразитический нарост пойдет в рост.

Часто возмущаются: какой же он паразитический, ведь столько пахать будущим олимпийцам надо! Однако с точки зрения равнодушных к спорту граждан – это как если бы отнятые у них деньги заплатили Сизифу.

Андрей Заостровцев