Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 23 июля 2010 07:00      355

World Press Photo: Кадры решают всё

Культурный центр «Лофт-проект "Этажи"» принимает у себя выставку работ-победителей самого значительного международного конкурса в области репортажной фотографии – World Press Photo. Одиночные снимки и фотосерии выглядят чередой событий в выпуске новостей: политическая жизнь, военные конфликты, социальные проблемы, искусство, спорт и природа. Выставку лучше смотреть именно в таком порядке – от «происшествий дня» до «прогноза погоды».



Выставка World Press Photo снова проходит в Петербурге после четырехлетнего перерыва. За это время в российском культурном пространстве успел появиться крупный конкурс «Лучшие фотографии России», прошла первая фотобиеннале Русского музея, состоялись многочисленные мастер-классы и выставки маститых и молодых мастеров объектива. На местном фоне благостной арт-фотографии с явным уклоном в символистскую глубокомысленность работы финалистов World Press Photo производят впечатление разорвавшейся бомбы: настолько поражает агрессивная откровенность и беспощадность, с какой две сотни снимков вываливают на зрителей насилие и проблемы современного общества, боль и сострадание, радость жизни и восхищение красотой мира. С одной стороны, теракты, военные действия, стычки с полицией, разборки наркомафии, голод, гибель животных от засухи, освежеванные туши на мясокомбинате, сбежавшие из дома дети – с другой, мирная жизнь после возвращения с войны, истории про ветеранов спорта, любопытный взгляд антарктического альбатроса. От этих снимков трудно отмахнуться, они завораживают не постановочным изяществом, а остротой момента и нередко страхом, который переживали как герои, так и авторы фотографий.



Впрочем, «лицо» конкурса и выставки, так называемая «Фотография года», производит на редкость спокойное впечатление и не вызывает болезненных ощущений, как многие снимки – победители прошлых лет, где были турецкие женщины, оплакивающие мужей (1964), расстрел во Вьетнаме (1968) или годовалый малыш, умерший от обезвоживания в Пакистане (2001). Похоже, выбор жюри должен был уравновесить общую массу кровавых, даже «чернушных» кадров, которых очень много на выставке. На этот раз приз в 10 тысяч евро и камеру от Canon получил итальянский фотограф-фрилансер Пьетро Мастурцо, снявший в ночном Тегеране, как женщины с крыш выкрикивают слова протеста против результатов выборов президента Ирана.



Члены жюри объясняют свой выбор тем, что в этом кадре запечатлено «начало большой истории» и речь идет об одном из важнейших политических событий года. Однако в отличие от «фотографий года» 1950-х – начала 2000-х, в которых одним из главных качеств была понятность изображения, не требующая словесного описания, нынешний фаворит ничего не скажет с первого взгляда, необходимо читать аннотацию. Вот уже несколько лет главными победителями World Press Photo становятся снимки, смысл которых не считывается мгновенно, что противоречит сущности репортажной фотографии, призванной доносить свое содержание как можно более непосредственно. История, рассказ становятся важнее визуального эффекта – не исключено, что и обилие на выставке не отдельных снимков, а фотосерий из 4-12 кадров обозначает ту же тенденцию: усиление концептуального начала в фотографии.



Серийность снимков придает выставке совершенно новый характер – очевидно, что такой формат неприемлем для газетного материала, в котором нужна одна центральная фотография на первой полосе: он рассчитан на интернет-ресурсы, где новости и статьи удобно иллюстрировать именно подборкой кадров. Такие фотоистории могут рассказывать о безжалостном шариатском суде и о возвращении Лэнса Армстронга в велоспорт, о слепом американце, усыновившем слепого мальчика-индийца, и о жизни танцовщицы танго. Суть репортажной фотографии размывается, отражая ситуацию в сегодняшней журналистике, когда газеты постепенно уступают место интернету, а яркие говорящие снимки становятся все менее востребованными. Кроме того, концептуальные фотографии и фотосерии находят спрос в арт-галереях, и выставка отражает стремление авторов вписаться в этот рынок.



Однако запоминаются именно классические репортажные работы: американский солдат, выбежавший на передовую в Афганистане в трусах «I Love New York», Обама, закрывший глаза перед присягой, на которую собралось более миллиона человек, жираф, умерший от засухи в Кении… Выставка World Press Photo подводит итоги своего 55-го сезона, показывая события, которыми жил мир в прошлом году.



Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

Фото: пресс-служба Культурного центра «Лофт-проект "Этажи"».

Ранее по теме: Фемке ван дер Вальк: «
Главное – чтобы фотография отражала важное событие и "цепляла"»

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «
Выставки»