Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 04 апреля 2011 07:00      422

Календарь: 4-10 апреля

Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Понедельник 4 апреля

В рамках масштабных петербургских гастролей Свердловский театр музыкальной комедии показывает мюзикл «www.силиконовая дура.net», написанный по заказу коллектива «дедушкой уральского рока» Александром Пантыкиным. В Петербурге один из самых авторитетных региональных театров страны представляет свою фирменную продукцию – мюзиклы, выкроенные по бродвейским лекалам и встроенные в отечественную сценическую традицию. Худруку екатеринбургского театра Кириллу Стрежневу первым в стране удалось доказать, что оперетта может быть не только брызгами шампанского, но и авторским режиссерским театром. Начало в 19.00 на сцене петербургского Театра музыкальной комедии; во вторник 5 апреля – время и место те же самые.

В киноцентре «Родина» в завершение фестиваля «От Дрейера до наших дней» показывают программу ранних фильмов нынешних лидеров датского кинематографа: дебют Ларса фон Триера «Ноктюрн» («Nocturne»), «Бесконечные тупики» («Der er ingen ende på Vejle») Якоба Битча, «Цыпочек» («Lovebirds») Трюлле Вильструпа, «Маленького человека» («Lille mænsk») Питера Шенау Фоу и «Принцип помидора» («Tomat Princippet») Серёна Балле. Начало сеанса в 21.00.

В рамках фестиваля «Лики современного пианизма» в Концертном зале Мариинского театра с сольной программой выступает ценитель французских вин и антикварной мебели, житель Версаля и один из самых экстравагантных представителей русской фортепианной школы Валерий Афанасьев. Будут исполнены произведения Франца Шуберта. Начало в 19.00.

В Музее Новой академии изящных искусств, в арт-центре «Пушкинская, 10», выставкой «Фехтование в искусстве» начинаются Дни фехтовальной культуры. В первый понедельник апреля в 1625 году темпераментный шевалье д'Артаньян въехал в городок Менг, а теперь городской Фехтовальный клуб отмечает свой день рождения – нынче клубу исполнится шесть лет. Тема выставки – холодное оружие, среди авторов живописных, графических, скульптурных и фоторабот – ряд ярких художников, в том числе Олег Котельников, Владимир Шинкарев, Виктор Тихомиров, Юрий Молодковец. По традиции на вернисаже состоятся бои на шпагах, затем в течение двух недель будут проходить встречи с фехтовальными коллективами города.


Вторник 5 апреля

На сцене БКЗ «Октябрьский» гала-концерт мировых звезд балета – кульминация фестиваля Dance Open. Лучшие труппы мира представляют лучших танцовщиков: среди гастролеров – Алина Кожокару из Ковент-Гардена, Эшли Баудер из New York City Ballet, Наталья Осипова и Иван Васильев из Большого театра, Изабель Сьяравола из Парижской оперы, Марсело Гомес из Американского театра балета и другие. А чтобы в этот блистательный состав подбавить перцу, его разбавят провокационным выступлением американской группы «Rock the Ballet», которые еще называют себя «дурными мальчишками от танца». Эта знаменитая труппа виртуозов-хулиганов под руководством Раста Томаса, соединившая балет с акробатикой, объездила со своими шоу весь мир и как-то раз даже выступала вместе с сэром Элтоном Джоном. Начало в 19.00.

На сцене «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2) выступят британцы Architects – постметалкор-группа родом из прибрежного городка Брайтона. Голосистый и мелодичный метал, где всё как положено: агрессивная ритм-секция, протяжный лязг гитар, – Architects доводят до эмоционального исступления. Четвертый студийный альбом «The Here and Now» англичане выпустили в начале этого года, чарты он не взорвал, но стал заметным. Что интересно, все песни на нем сыграны в сложной тональности до-диез мажор. Начало в 20.00.

В галерее «Борей» открываются две выставки. Молодая художница Василиса Саврасова представляет свои «Видеостихи» – очень чувственные живописные и видеоработы: красный дождь, голубой свет, зеленые листья из рельефных картин, написанных очень крупными мазками, переходят в абстрактный видеоряд. На второй выставке показывают живопись и графику Олега Чернова, верного ученика философа-экспрессиониста Петра Горбаня: «Притчи» – сцены и наблюдения, в которых ощущается библейский диалог человека и мира и даже яблоки выглядят заинтересованными участниками каких-то судьбоносных событий.

МХТ им. Чехова в течение одного вечера гастролирует на сцене Театра им. Комиссаржевской со спектаклем по пьесе Жеральда Сиблейраса «Танец альбатроса». Сиблейрас – очередной король французского бульварного театра, потеснивший самого Эрика-Эммануэля Шмитта. Он любит писать сентиментально-стоические трагикомедии про старичков и старушек. Наши театры такие пьесы тоже любят, даже обожают, так что фамилию автора имеет смысл заучить наизусть – вы ее еще неоднократно встретите на афишах. «Танец альбатроса», впрочем, про компанию друзей, приблизившихся к возрастной пенсионной планке, но ее еще не перешагнувших. Но седина уже в бороду, а бес, как водится, в ребро. За седину отвечает любимец публики Дмитрий Назаров, за беса – молодая и одаренная актриса «Табакерки» Анна Чиповская. Имя режиссера – Олег Тополянский, но решающего значения это в данном случае не имеет. Начало в 19.00.


Среда 6 апреля

В Большом зале Филармонии состоится единственный концерт фестивального оркестра Maggio Musicale Fiorentino. Основанный в 1930-е годы и известный легендарными оперными постановками с участием Марии Каллас музыкальный форум продолжает поддерживать реноме прежде всего за счет гастролей своего симфонического оркестра, который уже довольно давно возглавляет один из самых статусных дирижеров мира Зубин Мета. В Петербург он везет свой «фирменный» репертуар: Первую симфонию Малера и Концерт для оркестра Бартока. Начало в 19.00.

Американская инди-группа We Are Scientists играет в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). Кит Мюррей и Крис Кейн прославились с выходом своего второго альбома «With Love and Squalor». В графе «Влияния» у них числятся Дэвид Боуи, Velvet Underground и My Bloody Valentine. Что в сумме дает умно сделанную музыку с торопливо, в духе шугейза, поблескивающими гитарами, мастерским артистичным вокалом (кроме Боуи здесь слышен еще и Моррисси), умелым переключением от темноватого постпанка к просветленному поп-року. Мюррей и Кейн также известны комедийным дарованием: вдвоем они запустили на британском телевидении юмористическое шоу «Steve Wants Hos Money» – короткометражки про должников-музыкантов, прячущихся от американского кредитора в Англии. Начало в 20.00.

Свердловская музкомедия представляет в Петербурге мюзикл Александра Пантыкина «Мертвые души» в постановке худрука театра Кирилла Стрежнева. После петербургских гастролей этот спектакль отправится в Москву, где примет участие в конкурсе Национальной театральной премии «Золотая маска». Жанр постановки на афише обозначен как «Гоголь-моголь». Начало в 19.00 на сцене петербургского Театра музыкальной комедии.

Галерея «АРТ.объект» приглашает на выставку Александра Русакова, крупного ленинградского живописца. С одной стороны, он активно участвовал в работе объединения «Круг художников» (1926-1932), стремившегося выработать «стиль эпохи», опираясь на идеологические ценности советского коллективизма, с другой, его привлекало жизнелюбивое искусство французской школы – Сезанна, Матисса, Марке и других постимпрессионистов.

Четыре года назад британский Королевский Шекспировский театр в Стратфорде объявил конкурс на лучшую пьесу среди русскоязычных драматургов. Тогда победило «Зернохранилище» киевлянки Натальи Ворожбит, и спектакль режиссера Майкла Бойда имел успех. А среди проигравших осталась пьеса Максима Курочкина «Титий Безупречный» – развязно-издевательский драматургический текст, пародирующий Шекспира, высоколобые театральные метафоры и самую театральную общественность с ее бесконечными «показами и обсуждениями». К новационной драматургии этот смешной и талантливый памфлет Курочкина, вообще-то по жизни большого новатора, никакого отношения не имеет, зато может дать массу поводов для смеха над плохим театром, тупым и заштампованным. Да и о том, как измельчали человек и искусство с шекспировских времен, тут тоже найдется повод порефлексировать. Воспользуется ли этими поводами режиссер Борис Павлович и что вообще он делает с этой пьесой на большой сцене нашего ТЮЗа, взяв в соратники большой коллектив актеров, можно узнать на премьере. Начало в 19.00, на следующий день – в то же время.

В Союзе художников можно увидеть сразу четыре новые выставки. К столетию со дня рождения Александра Шмидта показывают его лирические городские пейзажи. Другая историческая выставка рассказывает о Борисе Власове, крупном ленинградском графике, умевшем превращать натурное наблюдение в философское высказывание. Третья – посвящена творческим достижениям художников-ветеранов. А на выставке «Мегаморфозы одной картины» художник Владимир Лубенко обещает вовлечь зрителя в создание полотна и показать, как обыденные образы превращаются в евангельские символы.


Четверг 7 апреля

Концертный зал «Космонавт» принимает звездных гастролеров: здесь выступают шотландцы Mogwai, одна из важнейших в мире построковых групп с пятнадцатилетним стажем. После симфохардрок-экспериментов 70-х годов построк стал первым стилем, удовлетворявшим тягу эстрадных музыкантов к крупной форме. При помощи стандартного набора инструментов построкеры принялись создавать полотна симфонического размаха, придумывая новые тембры, звуковые ландшафты и структуры композиции, открыв таким образом новые возможности рок-группы как музыкального организма. К 2000-м построк мало-помалу вышел в тираж и даже стал предметом насмешек, но стоит вспомнить, как много он дал современной музыкальной культуре, и всё-таки посетить концерт Mogwai. Начало в 20.00.

Богохульники, вандалы и расхитители гробниц Tiger Lillies приезжают с концертом в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). Группа из Великобритании, для которой нет ничего святого, Россию посещает часто и с удовольствием. Что не странно: черный доходчивый юмор в сочетании с брехтовским кабаре и цыганщиной всегда приживутся на евразийских просторах нашего менталитета. В 2005 году «Тигровые лилии» даже записали с «Ленинградом» совместный альбом «Huinya». Куда удивительней то, что группа с более чем двадцатилетней историей до сих пор необычайно плодовита: в прошлом году музыканты выпустили аж два альбома. Начало концерта в 19.00.

Апрель будет богат на отечественное кино, осмысляющее феномен российских 90-х и пытающееся в этом осмыслении вырваться за пределы «Бумера», Балабанова и фильмов по сценариям Мурзенко. Для начала в прокат выходит «ПираМММида» – кинобиография Сергея Мавроди, которого тут зовут Мамонтовым, а играет его Алексей Серебряков. Главная неожиданность состоит в том, что звезда финансовых скандалов в фильме, по сравнению с действительностью, не только внешне гораздо симпатичней, но и в смысле душевных качеств – просто Робин-Гуд и идеалист, сражающийся с бесчеловечной государственной системой.

Интереснейший тройной концерт придумали в «Китайском летчике Джао Да»: во-первых, девушка-пчеловод Джемма под псевдонимом Woodpecker Wooliams, играющая переливчатый неофолк нездешней красоты на арфе и синтезаторах. Во-вторых, проект Golden Cup итало-португальца Люки Массолины, у которого мандолина, орган и примочки причудливо увязываются в медитативные полотна. А откроет этот мини-фестиваль дуэт из Петрозаводска Love Cult, в четыре руки, два голоса и дюжину незамысловатых аудиоустройств экспериментирующий со всем, что только в голову придет. Начало в 20.00.

В прокат выпускают вампирско-феминистский фильм немца Денниса Ганзеля «Вкус ночи» («Wir sind die Nacht») – про девочку – трудного подростка, которая находит успокоение только в компании трех кровососущих дамочек, которым, соответственно, триста, сто и двадцать лет в обед. Девочка встает перед не слишком оригинальным выбором: большая любовь ненадолго (ее воплощает добрый полицейский) или счастливая жизнь сучки навеки.

В «Росфото» открывается выставка «Эпоха оптимизма. Искусство и пропаганда в советской фотографии 1920-40-х годов». Десятки снимков демонстрируют, как три течения: художественная или салонная фотография в традициях XIX века, фоторепортажи о новом «пролетарском» строительстве и быте, динамичный конструктивизм «Левого фронта» – были насильственным образом нивелированы и превращены в соцреализм.

В кинотеатры выпускают наконец двадцатилетней выдержки экранизацию «Мастера и Маргариты» Юрия Кары – с Гафтом в роли Воланда, Вертинской – Маргаритой, музыкой Шнитке и Сатаной, живущим в Кремле.

Союз художников показывает проект художника и фотографа Алексея Ежова и поэта и фотографа Владимира Байрамшина «Всемирная азбука». Художник сплел из множества древних и современных письменностей своеобразные образы-буквы, поэт переводит визуальную форму в звук, а вместе они делают фотографии и инсталляции, в которых стремятся выразить универсальность и энергию небывалого алфавита.


Пятница, 8 апреля

В «Родине» начинается Фестиваль польского кино, фиксирующий, что происходит сейчас с любимой национальной кинематографией советской интеллигенции. Завоеванных вершин поляки не сдают и освоенных тем не бросают. В частности, на открытии покажут «Розочку» («Rózyczka») – шпионский фильм про студенческие волнения в Польше 1968 года и про внедрение в протестную среду агента, чьей кличкой фильм и озаглавлен. Представят картину ее режиссер Ян Кидава-Блоньский и актриса Магдалена Бочарская. Начало сеанса в 18.30.

В Центре современного искусства им. Сергея Курехина награждают одноименной премией в области современного искусства художников, кураторов и музыкантов, которые продолжают традиции «Поп-механики»: ищут новые формы и точки пересечения различных искусств, исследуют возможности перформанса и знают толк в импровизации и провокации. Начало церемонии вручения в 19.30.

В Особняке Румянцева впервые показывают работы замечательного фотографа Ляли Кузнецовой на выставке «Дорога». В детстве она жила в Казахстане, где нередко видела цыган, легконогих загорелых людей, за раскрашенными повозками которых очень хотелось пойти – вдаль от размеренного быта татарской семьи. И в зрелом возрасте Кузнецова решилась вернуться к детской мечте, с тех пор в течение 30 лет она снимает цыган: степные просторы, кривые дома, грязные босые ноги и ветер свободы. Кузнецова награждена медалью Mother Jones Leica за выдающееся мастерство, а новая выставка, где собраны 90 черно-белых фотографий разных лет, открывается в Международный день цыган.


Суббота, 9 апреля

В книжном магазине «Порядок слов» документалист Владимир Непевный покажет свой новый фильм «Анна Ахматова и Артур Лурье: слово и музыка». Роли великой поэтессы и знаменитого композитора в картине исполнили Светлана Крючкова и Валерий Кухарешин, а представит ее вместе с автором писатель и критик Никита Елисеев.

В преддверии 50-летия первого полета человека в космос галерея StArt (улица Ломоносова, 1) показывает выставку «StArt Space», собранную из профессиональных и любительских фотографий на тему пространства – космического, городского, выставочного, личного.


Воскресенье 10 апреля

В Большом зале Филармонии с сольным концертом выступает надежда русской фортепианной школы Андрей Коробейников. Четыре года назад этот пианист прославился после того, как его, явного лидера Конкурса Чайковского, не пустили в финальный тур. В России, как известно, очень любят гонимых – так что Коробейников очень скоро превратился во всенародного любимца. Совершенно, как показало время, заслуженно. Начало одного из самых ожидаемых концертов сезона – в 19.00.

Новую концертную программу «Flёurescent» подготовили Ольга Пулатова и Елена Войнаровская, известные как группа Flёur. В прошлом году вместе и по отдельности они выпустили сразу три студийных альбома: «Тысяча светлых ангелов», проект «Amurekimuri» Войнаровской и дебютный сольник «Внутренний космос» Пулатовой. Теперь группа готовится к записи новой совместной пластинки и временно прекращает концертировать – так что встреча в концертном зале «Космонавт» поможет хорошенько попрощаться перед разлукой, а также послушать подборку раритетных песен. Начало в 20.00.


Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (театр), Дмитрий Ренанский (академическая музыка), Инна Скляревская (балет), Иван Чувиляев (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: spbmuzcomedy.com, mariinsky.ru, пресс-службы фестиваля Dance Open, галереи «Борей», Музея истории Санкт-Петербурга, intoclassics.net, mogwai.co.uk, Universal Pictures International (Russia), «Вольга», «Люксор», киноцентр «Родина», byebyeballet.ru, philharmonia.spb.ru.

«Фонтанка.ру»