Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 10 октября 2011 19:48      121

На Балтийском заводе ждут волшебника

На Балтийском заводе готовятся к забастовке. Пока предупредительной. Но если руководство предприятия не погасит задолженность по зарплате, то акция протеста может разрастись и окончательно парализовать предприятие, которое  и так находится далеко не в лучшем положении.

Забастовка рабочих Балтийского завода назначена на 12 октября. В этот день на час должна быть прекращена работа и состояться митинг. Организует акцию профсоюзный комитет предприятия. По словам председателя профкома Вячеслава Филюрина, рабочие намерены добиться от руководства завода погашения задолженности по заработной плате.

Сейчас на заводе задолжали рабочим около 40 миллионов рублей — доплаты за выслугу лет, а также аванс за сентябрь, рассказывают в профкоме. «А еще нам 12 октября должны выдавать зарплату. И я совершенно не представляю, из каких денег это будет сделано», - добавляет Филюрин. И его скепсис совершенно оправдан — заказов у завода нет, предприятие простаивает, а количество увольняющихся сотрудников иногда доходит до 50-60 человек в день.

Кроме того, Балтийский завод в прямом смысле слова погряз в долгах.  В Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленобласти рассматривается около 20 исков к Балтийскому заводу от поставщиков,  партнеров и банковских структур, среди которых, например, ОАО «Ханты-Мансийский банк» (сумма исковых требований составляет больше 128 миллионов рублей) и ЗАО «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» (сумма исковых требований — больше 36 миллионов рублей). По грубым подсчетам, у завода требуют около полумиллиарда рублей. И этих денег у предприятия нет.

При этом сказать, что руководство Балтийского завода обеспокоено происходящим, было бы преувеличением. В пресс-службе предприятия корреспондента «Фонтанки» заверили, что проблемы с задержкой зарплат решаются — уже погашены долги за июнь, июль и август, будут погашены и остальные задолженности. А что касается зарплаты за сентябрь, то о ней беспокоиться рано:- «12 октября еще не наступило, поэтому тревоги преждевременны». Проблему нехватки заказов тоже предпочитают не обсуждать, поясняя, что «пытаются ее решить».

Как уже писала «Фонтанка», трудности у  Балтийского завода начались почти два года назад. Предприятие попыталось получить несколько крупных заказов, но они «ушли» к другим подрядчикам. В профкоме Балтийского завода  уверены, что стремление заказчиков обращаться к другим судостроителям вызвано только одной причиной — недоверием к бывшему владельцу, главе «Объединенной промышленной корпорации» Сергею Пугачеву. «У него такая репутация, что никто не хочет с  ним связываться, - считает Вячеслав Филюрин. - Поэтому нас обходят стороной».

Дирекция и профсоюз Балтийского завода пытались привлечь внимание к своему бедственному положению. Поддержку они получили главным образом на словах — так, в июле этого года депутаты ЗакСа намеревались обратиться в Минтранс с предложением заключить контракт с Балтийским заводом на строительство линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт без проведения дополнительного конкурса и контракт на строительство линейных дизельных ледоколов мощностью 16 МВт.  Минобороны собирались предложить размещать на Балтийском заводе корабли на ремонт и модернизацию, а ОСК — попросить поддержать предприятие заказами в рамках утвержденного корпорацией плана строительства судов и кораблей. Но никаких действий за этим прошением не последовало.

Пыталась помочь предприятию и экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. За три месяца до своей отставки она обратилась с письмом в администрацию президента РФ с предложением, чтобы Минтранс заключил с заводом напрямую контракт на строительство ледокола мощностью 25 МВт. По ее мнению, такая мера позволила бы  «обеспечить стабилизацию социально-экономического положения предприятия». Однако и этот шаг не был предпринят. Никаких заказов завод так и не получил.

Стоит заметить, что другие судостроительные компании тоже склонны видеть во всем происходящем вину Сергея Пугачева, правда с небольшой оговоркой — виновен не только Пугачев, но и весь высший руководящий состав предприятия.  Так, в «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК)  с большим удовольствием процитировали заявление Владимира Путина, сделанное 5 сентября на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Череповце. Проблемы Балтийского завода «связаны с «Объединенной промышленной корпорацией», - заявил тогда премьер и  напомнил про судьбу денег, заплаченных Росатомом за строительство ПАТЭС. По словам Путина, Росатом полностью проавансировал всю стоимость запланированных работ в объеме 7,3 миллиарда рублей. «Завод освоил 5 миллиардов рублей с небольшим. Оставшиеся деньги зависли в Межпромбанке», - приводит оценку ситуации, сделанную председателем правительства РФ, портал RBCDaily. “Премьер очень точно охарактеризовал, кто виноват, и нам к этому добавить нечего», - сообщили «Фонтанке» в корпорации и подчеркивают, что полностью солидарны с тем, что к ситуации должны проявить внимание следственные органы.

Едва ли можно ожидать, что руководство Балтийского завода сумеет все-таки найти выход из сложившейся ситуации, которая грозит перерасти в социальный взрыв. И как отмечают в профкоме, возможен только один способ остановить набирающий силу протест — сменить собственника предприятия.  Причем, по данным «Фонтанки», такой сценарий развития событий не исключен.

11 октября, накануне  заявленной забастовки, Балтийский завод должен посетить вице-премьер Дмитрий Козак. С его визитом в профкоме связывают самые радужные надежды. «Он должен принять решение передать нас ОСК, - пояснил Филюрин. - Если это произойдет, то мы наконец получим поддержку по приобретению заказов. - А если будут заказы, то будет и все остальное — завод сможет разобраться и с задолженностями перед поставщиками, и с выплатами зарплат. И тогда не понадобится никаких акций протеста».

Зато возможные будущие собственники от радужных настроений далеки. «Если будет соответствующее поручение правительства, то мы возьмем завод себе,  - сообщили в ОСК. - Но проявлять энтузиазм не будем — приобретать совершенно разваленный актив с трудовым коллективом, доведенным до социального взрыва, - радость очень небольшая».
 
Справка
Контрольный пакет акций АООТ «Балтийский завод» был приобретен в 1993 году Группой «Инвестиции, Строительство, Технологии» («ИСТ»), возглавлял которую Александр Несис, уволившийся в начале 90-х с должности замначальника цеха Балтийского завода. В 2003 - 2004 годах в рамках первой очереди реконструкции был введен в промышленную эксплуатацию новый корпусообрабатывающий цех мощностью до 60 тыс. тонн металла в год. В срок выполнен заказ на строительство трех фрегатов нового поколения для ВМС Индии. В 2005 году акции завода были проданы "Объединенной промышленной корпорации" (ОПК).
В 2006 году Центральный научно-исследовательский институт транспортного судостроения (ФГУП ЦНИИТС) по заказу ОПК подготовил концепцию развития предприятия. Одной из ее позиций было поэтапное перебазирование части оборудования и персонала на площадку "Северной верфи", также входящей в ОПК. Освободившуюся территорию (70 га на берегу Невы) ОПК намеревалась застроить жильем. Перенос мощностей должен был начаться в 2008 году, а в 2010 - 2011 годах  городу обещали появление суперверфи, способной строить корабли дедвейтом до 300 000 тонн. В 2007 году глава ОПК Сергей Пугачев объявил о том, что мастер-план застройки будущего жилого квартала (проект получил простенькое название «Васильевский остров») уже подготовлен. Министр транспорта Игорь Левитин оперативно дал поручение местным чиновникам предупредить собственников завода о том, что уже с 2009 года вся перевалочная деятельность у причалов Балтийского завода будет свернута.
Поначалу проект поддержал банк ВТБ, пообещав ОПК $550 млн под залог 1,2 тыс. га земли в Одинцовском районе Подмосковья. ОПК земли заложила, но проект так и не был реализован. В мае 2009 года выяснилось , что закрытие Балтийского завода невозможно без полной модернизации «Северной верфи», причем средств, выделенных ОПК на подготовку новых площадей предприятия, было явно недостаточно. Корпорация планировала потратить максимум $400 - 500 миллионов, в то время как эксперты оценивали объем работ минимум в $1 миллиард. Проект остался нереализованным. А в конце 2009 года господин Пугачев потерял земельный актив, который перешел в собственность ВТБ.
Летом 2010 года зашла речь о продаже принадлежащих ОПК судостроительных активов. Единственным покупателем, способным потянуть эту сделку, была и остается ОСК, но стороны не договорились по цене — по оценкам экспертов, Пугачев запрашивал в 3 - 4 раза больше реальной стоимости обоих судостроительных заводов. Споры тянулись больше года, пока в ситуацию не вмешался Владимир Путин. Под давлением со стороны государства Пугачев согласился уступить оба принадлежащих ему судостроительных завода.
Сейчас Балтийский завод и «Северная верфь» находятся в залоге у Центробанка.  Но ЦБ до сих пор не может взыскать залог, чтобы продать верфи и вернуть хотя бы часть кредитов Межпромбанка, который должен регулятору более 32 млрд рублей .
«Объединенная промышленная корпорация», подконтрольная  Сергею Пугачеву, образована в 2004 году. Основные активы  были сосредоточены в судостроении (88 % акций Балтийского завода, 72,23 % акций "Северной верфи" и 75,81 % ОАО ЦКБ "Айсберг", единственного в России КБ, которое специализируется на проектировании атомных ледоколов), финансовом бизнесе (МПБ, розничный банк М+, Национальный банк Республики Тыва), медийном бизнесе (56 % акций в ОАО "Телерадиовещательная компания "Московия", известна под брендом "Третий канал", а также французская газета France Soir), сырьевом секторе (Енисейская промышленная компания, владеющая лицензией на Элегестское угольное месторождение), девелопменте, розничной торговле (сеть бутиков Hediard). Под управлением ОПК, по ее собственным оценкам, находились активы стоимостью около 300 миллиардов рублей.
В окружении экс-сенатора полагают, что с середины нулевых он последовательно избавлялся от своих российских активов, сделав ставку на приобретение активов на Западе.

Елена Алексеева,
Фонтанка.ру