Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 19 января 2012 18:45      264

Дмитрий Месхиев: Петербург станет мировой столицей культуры

Назначенный чуть более месяца назад председателем городского комитета по культуре Дмитрий Месхиев впервые встретился с журналистами города - чтобы рассказать о том, как будет жить петербургская культура под его руководством. С первых слов стало понятно, что главная установка новой власти в культурной сфере — объединение и укрупнение, как минимум, до масштабов страны.

На беглый взгляд идея выглядит красиво и даже роскошно. Петербург, разумеется, должен стать одной из мировых культурных столиц. А это значит: если фестивали, - то не городского значения, а как минимум, национального, и не в одной какой-нибудь сфере, а сразу во всех. Существующий «Музейный Олимп», по уверению Месхиева, станет общероссийским, с приездом крупнейших и интереснейших выставок и солидными призами. Появится рок-н-ролльный фестиваль, который — в общих чертах — новый председатель уже обсудил с Гребенщиковым и Бутусовым. «Почему на Волге и в Тверской области собираются тысячные поклонники рок-н-ролла, а в Петербурге нет?» - резонно спрашивает Дмитрий Дмитриевич. Также, несомненно, нужен фестиваль авангардных искусств. Конечно же, смешно Петербургу ограничиваться и театральными фестивальчиками лишь местного значения, хоть один общероссийский, да нужен.



Ну а уж что до кинофестиваля, то тут и думать нечего — мировым будет новый, задуманный Месхиевым проект. Да каким! Уникальным. Объединит все существующие в городе значимые фестивали под одной «шапкой» и под одной крышей — в самом прямом смысле, крышей Дома кино и кинотеатра «Родина» - и вместо непродуктивной конкуренции заработает чудодейственная синергия (это слово на пресс-конференции звучало многократно): не раздирать будем пирог, по выражению председателя, а вместе печь. «Это не значит, что город отнимет у Алексея Учителя фестиваль документальных фильмов «Послание к человеку»,  он по-прежнему, будет его, Учителя, фестивалем со своим конкурсом, но в рамках масштабного форума», - пояснил председатель. Кроме «Послания», в обширную фестивальную структуру войдет также «Виват, кино России!», «Молодость» (фестиваль молодежных фильмов) и «Киноэкспо» (фестиваль киноиндустрии). «При этом никакого юридического уничтожения кинотеатра «Родина» не произойдет, - уточнил заместитель председателя комитета Борис Илларионов. - Есть здание, полностью принадлежащее городу, и в нем есть две структуры — государственный кинотеатр и кинотеатр — собственность общественной организации. Эти две формы могут очень интересно взаимодействовать. Кроме того, новому директору кинотеатра «Родина» поручено вернуть его в русло традиций первого детского кинотеатра России».     

 

Культурный форум, прошедший впервые прошедшей осенью, тоже не закроется, а станет рабочим предприятием. Месхиев, ссылаясь на умных людей, которые понимают, предлагает разделить его на четыре отрасли по направлениям искусств - «Голос», «Движение», «Видео», «Музыка». И каждый год посвящать форум обсуждению проблем одной из отраслей. Так, образуется четырехгодичный цикл, который позволит не валить все проблемы в кучу, а концентрироваться на специфических для каждой отрасли вопросах и нюансах в процессе их разрешения.

При таком раскладе чисто познавательный туризм неизбежно превратится в событийный, а это совсем другая финансовая отдача. Как пояснила еще один зампред, принимавший участие в пресс-конференции, Марина Журавлева, с каждого рубля, оставленного туристом в Петербурге, прирост в бюджете составляет 2000 рублей. По области данные радикально другие — 30 рублей. Так вот, если сейчас количество туристов в городе за год составляет 5 миллионов человек, то по окончании трехгодичного стартового этапа превращения Петербура в одну из мировых культурный столиц эта цифра увеличится еще на 1,5 миллиона. Сам Дмитрий Месхиев добавил другую эффектную цифру: «Масштабные культурные проекты по всему миру приносят колоссальные доходы: например, музыкальный фестиваль в Мадриде ежегодно дает городу 130 миллионов евро». Тут же председатель объявил об еще двух новых фестивалях — фестивале фейерверков и фестивале световых шоу, намеченных уже на следующую зиму.

Впрочем, и до этой декларативной беседы с журналистами нового председателя было понятно, что устоявшееся при прежней власти отношение к петербургской культуре как к оранжерейной отрасли, которую нужно культивировать штучно, трепетно в масштабах отдельно взятого города, радикально меняется. Новую власть интересует культура как глобальная, конкурентоспособная  индустрия, которая должна приносить доход. Оба подхода вполне допустимы и жизнеспособны, но что всерьез смущает и заставляет озвученные, пафосные планы попахивать хлестаковщиной, так это слишком общий взгляд на культурный Петербург — будто с высоты панорамной площадки Исаакиевского собора.

Фактически, журналисты не получили ответа ни на один конкретный вопрос. «Чем закончилась работа комиссии по Театру комедии?» Оказывается, появилась новая комиссия, но по инициативе старой и туда вошли «очень авторитетные театральные деятели» (имена, как было сказано, озвучат позже), которые займутся театральной ситуацией в городе в целом. «А какими критериями будет руководствоваться комиссия?» На этот вопрос Месхиев — то есть, непосредственный работодатель всех руководителей театров городского подчинения - ответил: «А вот представители комиссии сами и определят критерии». Ответ на вопрос о культурной политике, связанной с негосударственными театрами, которые активно поддерживались в последние четыре года, и именно благодаря такому подходу властей город начал потихоньку выползать из глубокого кризиса в театральной сфере, - прозвучал еще забавнее: «Политика в отношении негосударственных театров будет нежной, доброй и толерантной».

Одним словом, как ни хочется с горячим энтузиазмом встретить курс на превращение Петербурга в мировую культурную столицу, а всё же не избавиться от тревог о судьбе самого города, культурная ситуация в котором далека от здоровой, а уровень культурной продукции далеко не всегда соответствует мировому и даже просто столичному. Если комитет по культуре не станет решать проблемы ротации кадров в подведомственных учреждениях, не озаботится выработкой внятных критериев для определения уровня их работы, не займется поддержкой частных инициатив, способных стабильно держать в тонусе наш норовящий погрузиться в спячку городок, то есть опасность, что в Петербурге сложится такая же ситуация, как в одном из городских театров (уж не будем его здесь называть). Город будет пробуждаться на момент очередного форума — причем, за счет допинга извне, а по его окончании немедленно превращаться в сонное провинциальное царство.

С другой стороны, разговор этот всего лишь первый. И нужно, видимо, верить, что оглядев владенья свои свысока, Дмитрий Месхиев не побрезгует заняться, кроме праздников, еще и буднями. Как гласит русская поговорка, «Цыплят по осени считают», и по отношению к новой культурной политике это подход логичен еще и потому, что Месхиев, по его словам, намерен событиями «насытить осень и зиму». Потому что в другие времена года город и так бурлит.

И все-таки об еще одном празднике тут сказать необходимо. Ко Дню влюбленных комитет по культуре затеял беспрецедентную акцию: билеты во все кинотеатры и театры городского подчинения 14 февраля будут стоить 10 рублей.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»