Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 22 октября 2012 12:04      267

Миллионы до востребования для Почты России

В конце сентября 2012 года «Почта России» впервые получила международный кредитный рейтинг. Это позволит ей привлечь финансирование на свою обширную программу модернизации. «Фонтанка» выяснила, куда собирается потратить почтовый монополист будущие средства.

В сентябре нынешнего года международное агентство Fitch Ratings присвоило ФГУП «Почта России» международный кредитный рейтинг BBB c прогнозом «стабильный».

Обычно рейтинги присваиваются странам или частным компаниям, но тут было сделано исключение – рейтинг получил ФГУП. Как рассказал директор группы «Региональные и международные финансы» рейтингового агентства Fitch Ratings Константин Англичанов, присваивая кредитный рейтинг «Почте России», они брали во внимание ее связь с госсектором и зависимость от спонсора – правительства РФ, плюс это единственный национальный оператор по выдаче пенсий на сегодняшний день.

У таких госкомпаний есть только два мотива для получения рейтинга, – поясняет «Фонтанке» ведущий эксперт отдела корпоративных и инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Александр Гущин. – Во-первых, это привлечение крупных кредитов, которые компания может получить для себя на более выгодных условиях в российских и зарубежных банках. А во-вторых - это демонстрация прозрачности всей деятельности, что особенно актуально для госкомпаний.

По его словам, если российская компания выбрала иностранное агентство, значит, она намерена привлекать финансирование на западных рынках. При этом в «Почте России» нам подтвердили, что в среднесрочной перспективе рассматривается возможность выхода на рынки еврооблигаций, под которые смогут получить заём.

Потенциальные западные кредиты могут оказаться неплохим денежным подспорьем для почтового монополиста. Последний планирует провести очередную свою модернизацию и инвестировать в течение ближайших 3 лет более 113 млрд руб. «Около трети этой суммы предприятие готово вложить самостоятельно. При этом точная величина собственных вложений предприятия сейчас зависит от того, будет ли принято государством решение о софинансировании», – заявила «Фонтанке» руководитель дирекции финансов и инвестиций «Почты России» Евгения Винокурова. А пока план модернизации «Почты» одобрен правительством только концептуально.

Их этих средств 35 млрд рублей уйдет на приобретения транспорта и систем управления почтовыми потоками. Кроме того, будет построена сеть АСЦ (автоматизированные сортировочные центры) в городах-миллионниках, пилотные проекты уже существуют в Москве и Петербурге. По оценке опрошенных экспертов, на их строительство и последующее развитие также потребуется около трети инвестиций. Оставшаяся сумма уйдет на развитие IT-технологий и реконструкцию объектов почтовой связи. «У нас нет переизбытка ресурсов, поэтому все инвестиции будут носить сугубо целевой характер», – заверила нас Евгения Винокурова.

Впрочем, опрошенные эксперты сомневаются, что инвестиции даже в таком большом объеме смогут дать реальный положительный эффект «Почте России». Как рассказал генеральный директор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, на сегодняшний момент он не видит конкретного вектора развития организации. «Средства прежде всего нужно направить на избавление от имиджа «бумажного оператора», и становиться провайдером не лотерейных билетов, а финансовых услуг», – утверждает он. (Отметим, что в 2010 году "Почта России" всерьез намеревалась создать так называемый Почтовый банк. Однако средств у ФГУПа для внесения в уставный капитал не хватило. Теперь "Почта" планирует вернуться к осуществлению замысла после возможного акционирования).

К чему приведет активность «Почты России», пока не известно. «Все будет зависеть от того, какое будет выбрано стратегическое развитие госкомпании. Возьмите, например, итальянскую почту, которая опирается не на почтовые, а на финансовые услуги. Они являются и банком, и страховой компанией. У людей к ней высокое доверие, поэтому они несут туда свои деньги на депозитные счета и плюс покупают страховое покрытие. Это является основой бизнеса. А инфраструктурная база «Почты России» как раз позволяет развивать дополнительные виды услуг», – рассказывает господин Англичанов. С ним согласен и Михаил Бурмистров. «Мы уже помним, как «Почту России» бросало из огня да в полымя: то она продавала мобильники, то вдруг решила реализовать проект универмагов «Почтовый» в Московской области. Тогда они открыли более 20 продуктовых точек, но затем заморозили свой проект. Где гарантия, что такое не произойдет снова?» – вопрошает эксперт.

Справка:

«Почта России» неоднократно подвергалась критике за свои неоднозначные траты на новые услуги и пиар-акции. В 2005 году она заказала себе новый имидж у иностранной компании Fitch London. По разным оценкам, за смену логотипа и дизайн отделений почтовый оператор тогда заплатил около 1,5 млн долларов (42 млн рублей). Увы, но проведенный ребрендинг не смог поломать негативного отношения россиян к данной организации, так как за изменившейся вывеской осталось все то же некачественное обслуживание — просрочки в доставке писем и посылок, бесконечные очереди в отделениях, неудобный график работы.

Евгения Рябова, «Фонтанка.ру»