Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 ноября 2013 01:21      317

Конец истории петербургского Диллинджера

Следствие перевернуло последнюю страницу истории петербургского Диллинджера. Банде Мирона, прославившегося в двухтысячные расстрелом инкассаторов на ЛМЗ, предъявлено окончательное  обвинение. Расследование завершено. Теперь личностью Виталия Зайцева (он же Орлов, Платунов и Миронов) если кто и заинтересуется, так только социологи.

Впрочем, первая глава истории была написана еще в 90-х. Утром 8 декабря 1997 года гендиректор АО «Петрохлебснаб» Александр Крупица (известный петербургскому УБОПу как Крупа) играл с друзьями в футбол на спортплощадке возле своего дома. Матч закончился, но дойти до дома бизнесмен не успел. Ему наперерез выскочил киллер. Навел пистолет. Но пулю в затворе перекосило. Команда Крупицы бросилась защищать своего лидера. Неожиданно появившийся второй стрелок открывает огонь из Калашникова и успевает попасть в цель. Так началась петербургская одиссея молодого человека из маленького узбекского города Навои, приехавшего в большой город.

Мирон (такое прозвище прочно закрепилось за Виталием Зайцевым к началу 2000-х) – мечта серьезного социолога, исследующего тему силового предпринимательства российской буржуазной революции конца 20-го - начала 21-го века. Пассионарий, который приехал из глубокой провинции в самое трудное для России время, не мог не объединиться с такими же, как он – провинциалами, спортсменами, ортодоксально относящимися к жизни. Лидер немногочисленной в силу жесткого отношения к жизни (мне работать впадлу –  их лозунг) этой группы уроженец Казани Артур Кжижевич сыграл не последнюю роль в том, что Мирон со товарищи не ассимилировался в большом городе.

Они продолжают говорить с акцентом, ничего никогда не читают, не видели «Крестного отца». Зарабатывали в основном налетами. Неудивительно, что вскоре в группе, к которой примкнул Мирон, начинается внутривидовая борьба. Первым падет Крупа. Потом Хасан и его «правая рука» Артур Маленький. Хасана убили в 1998 году,  тело сбросили в Лемболовское озеро. Маленького расстреляли в парадной своего дома в упор.

Пока другие сообщества - тамбовские, псковские, великолукские регенерировали из быков для крыши до совладельцев, а затем и крупных бизнесменов, судящихся с каждым журналистом, назвавших их авторитетом, Зайцев (Мирон) продолжает жить по принципу найти и разорвать. В конце 90-х, когда к логическому концу пришла история рэкета, еще живые остатки бригады Кжижевича выбрали путь Диллинджера. Они продолжили жизнь по принципу: сначала стреляй, потом целься. И главным среди них оказался Мирон.

Вместе с командой он выбивал долги для бывших «коллег», ныне бизнесменов, и "брал" инкассаторов. Все это сопровождалось кровью.

Банальный для банды Мирона пример. В один из дней 2000 года он предложил подельникам -  Бибикову и Цою угнать "девятку". Работа была непыльная и оплачивалась - 500 долларов "на семечки". Оба молодца вышли на улицу, где и углядели требуемую модель с водителем. Дальше искать не стали. Они подошли к автомобилю, Цой застрелил водителя, и машину угнали.

Эта история имела продолжение... У преступления оказался свидетель, который описал одного из преступников: мол, похож на актера Хабенского.

Через год преступление было раскрыто: стражи порядка задержали угонщика, который был предъявлен свидетелю для опознания. Опознание состоялось. Дело было направлено в суд, где обвинение в убийстве водителя "девятки" прокуратура доказать не смогла. Однако угон суд посчитал доказанным. Обвиняемый по совокупности преступлений получил 9 лет 2 месяца колонии. Отсидел 4 года и вышел на УДО.

Август-сентябрь 2000 года для банды Мирона, по данным следствия, вообще выдался "урожайным" на трупы: ими было убито 5 человек.

В 2000 году налетчики отправились из Москвы в Петербург, по пути решив завернуть в Тверь. Здесь они подыскали оптовую базу, расположенную на окраине города, нашли склад, стоящий на отшибе. И предложили предпринимателям купить у них вагон сахара за полцены. Естественно, что бизнесмены от такого предложения не отказались, и договорились о встрече на следующий день - необходимо было подготовить деньги.

На следующий день злоумышленники пришли на склад, пригрозили кассиру "стволом" и забрали деньги. На свою беду на складе в это время оказался случайный покупатель, попытавшийся воспротивиться произволу, за что был без разговоров застрелен.

Вообще, исходя из материалов дела, предполагаемые члены банды Орлова отличались крутостью характера. При налетах их приказы должны были выполняться точно и молниеносно. В случае заминки или же попытки сопротивления следовал выстрел.

Началом конца стало самое громкое нападение банды Мирона – на инкассаторов Центробанка, приехавших на ЛМЗ. Тогда, в ноябре 2000-го, на Свердловской набережной, возле проходной Ленинградского металлического завода,  группа встретила инкассаторов огнем в упор. Зайцев стрелял из автомата ППШ, Петухов - из "Аграма", Бибиков прикрывал отход с Калашниковым в руках, а Цой наводил их по радиостанции. Охранник скончался, двух спасли  врачи. Куш – 300 тысяч долларов.

Не знали ставшие миллионерами налетчики одного – их в тот момент уже "слушали". Понятно, что техника была такова, что запись с разговором на территории ЛМЗ оперативник услышал одновременно с первым репортажем об обстреле инкассаторов. За Мироном началась охота. И он переехал с командой в Центральную Россию. В 2002 году они попались на налете на ювелирный в Волгограде. Их осудили. По поддельным паспортам, которые при них нашли, и никто не проверил. Петербургским оперативникам пришлось вручную пересматривать дела сидельцев в колонии, чтобы найти фигурантов.

В 2009 году на тот момент уже Орлова (Зайцев взял фамилию жены), Цоя и Бибикова доставили в Петербург из волгоградской колонии. Никто из них вину не признавал и все старались как могли тормозить следствие. К примеру, Цой, кореец по национальности, но родившийся и выросший в СССР, запросил переводчика. Однако на тот момент, по словам переводчика, Цой не понимал, когда при нем говорили на корейском.

Были подняты старые дела, в которых могли "засветиться" "орловцы". Петухов, первым из фигурантов дела осужденный за нападение на инкассаторов ЛМЗ к 25 годам колонии строгого режима, задумался. В свете новых обвинений суд мог с учетом первого приговора назначить ему высшую меру и заменить ее пожизненным лишением свободы. В это время уже существовала практика сделок со следствием, чем и воспользовался Птица, дав расклад по 10 эпизодам.

Пока Петухов сотрудничал со следствием, в 2011 году в суд были переданы два эпизода -- нападение на гендиректора кожевенного завода им. Радищева Голикова и на инкассаторов "Россинкас", перевозивших деньги ЛМЗ, обвинение по которым предъявили Орлову, Цою и Бибикову. И к началу процесса кардинально изменил позицию Цой: с ним заключили досудебное соглашение. Он фактически подтвердил показания Петухова. Вслед за соратниками решил согласиться на сотрудничество со следствием и Орлов. К тому моменту судебный процесс закончился, приговорили его к 23 годам колонии строгого режима. Досудебное соглашение могло помочь ему  избежать пожизненного лишения свободы. После сделки со следствием Орлов рассказал о 30 эпизодах своей преступной деятельности. И самым последним "сдался" Бибиков, написавший кучу явок с повинной, с ним тоже было заключено досудебное соглашение.

Следствие доказало банде Мирона 16 убийств, 5 покушений на убийство и 1 приготовление к убийству, 14 разбоев, совершенных в Петербурге, Уфе, Твери, Екатеринбурге. Уголовное преследование еще по 7 убийствам и 7 разбоям прекращено. Какие-то в связи со смертью исполнителей, какие-то по срокам давности.

Татьяна Востроилова, Алексей Михайлов. "Фонтанка.ру"