Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 19 августа 2014 22:37      293

«Антон тут рядом»: если радость на всех одна, на всех и беда одна...

Благотворительный фонд «Выход в Петербурге» обнародовал итоги первого фестиваля «Антон тут рядом», что состоялся в минувшие выходные в ЦПКиО имени Кирова. Организаторы сообщили: фестиваль в поддержку первого российского Центра творчества, обучения и социальной реабилитации для людей с аутизмом «Антон тут рядом» стал самым массовым благотворительным мероприятиям петербургского лета. Он собрал 3477 гостей, 578 человек приняли участие в подготовке и проведении этого праздника на добровольной основе – волонтеры, техническая группа, администраторы, партнеры. К сожалению, организаторы, в отличие от многих фондов, пока не назвали сумму сбора, ограничившись общей фразой: «Все вырученные средства от продажи билетов, за вычетом затрат на организацию, направлены в Центр «Антон тут рядом».

Но, разумеется, итоги фестиваля никак не стоит сводить к цифрам и суммам. Главное, конечно же, в том, что недавно появившийся в Петербурге фонд помощи аутистам уважать себя заставил, показав, что благотворительность может быть масштабной, что добрые идеи способны объединять под своими знаменами самых разных людей, и все это можно делать не кулуарно, а празднично, доступно, радостно. А ведь, как пелось в советском шлягере Андрея Петрова на стихи Георгия Поженяна: «Если радость на всех одна, на всех и беда одна...» Многие пришли на фестиваль семьями, с детьми, у всех было приподнятое настроение, ожидание какого-то чуда. А ведь слово «аутизм», прямо скажем, не самое приятное.

Еще недавно с диагнозом «аутизм» у нас в стране просто не знали, что делать. Помню, впервые я познакомился и подружился с 10-летним аутистом, сыном питерского продюсера Павла Пирогана, в Германии, в конце 80-х: родители привезли мальчика в Гамбург, чтобы наблюдать за ним и лечить. В наших краях делать этого толком не умели...

Для справки: аутизм — особенность развития нервной системы, проявляющаяся через нарушение взаимной коммуникации, недостаток социальных взаимодействий, ограниченность интересов. Согласно международной статистике, нынче каждый 68-й ребенок в мире — аутист, и цифра постоянно растет. Однозначного понимая причин пока не найдено. Горе сие не минует ни простых смертных, ни звезд мирового масштаба (сын оперной дивы Анны Нетребко — еще один тому пример). Как ни печально сознавать, в России не существует статистики по аутизму, не существует диагноза «взрослый аутизм», хотя таких людей полным полно (на попечении Центра «Антон тут рядом» сегодня — 35 семей взрослых людей с аутизмом, за полгода работы в Центр обратилось более 120 семей). Практически нет и учреждений помощи аутистам.

Как это нередко случается (Чулпан Хаматова и Дина Козун с фондом «Подари жизнь», Ксения Раппопорт — «Детьми БЭЛА»), на помощь к страдающим людям, о которых призвано заботиться государство, первыми приходят люди искусства. Видно, они и впрямь тоньше чувствуют болевые точки общества, откликаются эмоционально. Именно такая история произошла с известным питерским кинокритиком, главным редактором журнала «Сеанс» Любовью Аркус. Вот что она рассказала, открывая фестиваль на Елагином острове:

- Это специальный проект, который вырос из кино, вырос из фильма. Когда я сегодня целый день слышу: «Тут рядом, фест «Тут рядом», «Антон фест»», и так далее, у меня льются слезы. Могла ли я подумать шесть лет назад, увидев маленького толстого мальчика, что это станет таким слоганом (Любовь Аркус сняла два года назад документальный фильм «Антон тут рядом», который произвел эффект разорвавшейся бомбы на кинофестивалях, получил широкий резонанс в обществе, а в итоге привел к открытию в декабре 2013 года в Петербурге центра «Антон тут рядом», ставшего первым в России центром социальной реабилитации, обучения и творчества для людей с аутизмом. – Прим. авт.). Год назад в Сочи проходил футбольный матч с каким-то знаменитым вратарем, которого звали Антон. Трибуны тогда орали: «Антон тут рядом», – и я поняла, что Антон, конечно, побеждает…

Конечно, Любе Аркус в одиночку такой проект было бы не поднять. И она обратилась к друзьям-кинематографистам, среди которых люди самых разных поколений: от Александра Сокурова до Данилы Козловского. Сделала ставку на Козловского, стремительно набирающего популярность у молодежной аудитории (не так давно Государственную премию получил фильм «Легенда №17», Данила снялся в голливудском вампирском триллере, а нынче снимается в новой версии культового советского фильма «Экипаж», он много и интересно играет в Малом драматическом театре — Театре Европы). 29-летний актер стал «официальным лицом» нового проекта, и на просьбу корреспондента "Фонтанки" расшифровать эту загадочную формулировку (меня смущало слово «официальное», применительно к столь неофициальному занятию, как благотворительность) ответил во время фестиваля на Елагином острове так:

- Официальное лицо — это вопрос терминологии, общепринятый термин, и ничего больше. Поэтому мне хочется сказать абсолютно неофициальное «спасибо» всем тем, кто помогает нам поднимать центр «Антон рядом», всем волонтерам, всем замечательным музыкантам и певцам, всем-всем, кто помогал в проведении этого фестиваля. Мы все занимаемся тем, чем мы занимаемся, что-то вы видите, чего-то — нет...

Мудрая Любовь Аркус сочла необходимым добавить:

- Даниле, понятное дело, не с руки особо распространяться о своей деятельности в нашем центре. Но могу сказать, что к представителям государства, на очень важные встречи мы ходим вместе с ним. И половину весеннего бюджета точно «закрыл» Данила Козловский... Что же такое «официальное лицо»? Это действительно термин, принятый в благотворительности, и, знаете, в чем суть нашей команды: мы объединяем наши функции. У одного есть умение и талант работать ежедневно с ребятами, у другого — умение добывать деньги, у третьего — дать концерт, у четвертого — организовать концерт, и так далее. Из суммы этих ресурсов создается некая копилка, которая позволяет ежедневно помогать семьям аутистов. И уже не только взрослым: в ближайшее время Центр запустит новую программу по поддержке и обучению маленьких детей с аутизмом.

Вечером, на торжественном открытии фестиваля, со сцены Данила Козловский вновь говорил всем «спасибо, спасибо», добавив такие важные слова:

- Для меня 16 августа 2014 года – особый день. Я верю, что это – особенный день в жизни не только нашей сейчас с вами, но и в жизни города. Отдельное «спасибо» Олесе Ганкевич (председатель правления фонда «Выход в Петербурге», директор фестиваля «Антон тут рядом». – Прим. авт. ) – она все это организовала, все вынесла на своих хрупких плечах. Олесечка, «спасибо» тебе огромное!

Я уверен, что это – рождение чего-то большего, чем просто музыкальный фестиваль. Мне верится, что в следующем году мы тоже соберемся здесь, и все самое интересное еще только впереди.

…За десять фестивальных часов на главной музыкальной сцене был представлен букет мелодий и ритмов Алексея Айги и ансамбля 4'33, Егора Сесарева, певицы Nina Каlsson, Муси Тотибадзе, джазбэнда Olimpic Brass, групп "Зиманавсегда", Videatape, Artemiev, Motorama, Anacondaz и других. Завершавшая фестиваль группа "Марсель" вообще совершила благородный поступок: чуть не упав субботу в обморок во время перелета из Барселоны, лидер "Марселя" Степан Ледков отправился не в больницу, а на бесплатное выступление на фестивальной сцене. Не менее интересные события происходили в эту добрую субботу и на других фестивальных аренах: площадке GaGaGames, пространстве Т ( йога, чтение, мини-гольф), а также в мастерских центра "Антон тут рядом", пешем квесте "Елагин тут рядом" и на Manifesta Dacha.

Разумеется, первый блин столь масштабного фестиваля не мог получиться идеальным, но смелость команды Любови Аркус в любом случае подкупает. Через полгода после создания центра замахнуться на столь масштабный фестиваль — этого дорогого стоит! Не только правительство Санкт-Петербурга, депутат ЗАКса Марина Шишкина, мощные спонсоры, но сам Господь Бог оценил устремления и чистоту помыслов, подарив «Антону» в субботний день 16 августа хорошую погоду. Сумрачное, дождливое утро, казалось, «убьёт» праздник под открытым небом (в прошлом году именно такая участь постигла, например, благотворительный проект Анвара Либабова), но к полудню выглянуло солнце, и дождик если и возникал, то был «слепым» и не страшным...

Михаил Садчиков

Фото Михаила Садчикова и Татьяны Мироненко