Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 18 марта 2011 15:51      324

Финский залив очистят к 2020-му

Экологическая обстановка в петербургских водах улучшится благодаря северным соседям и не без их финансовой помощи. Обещают петербуржцам и возвращение любимой корюшки, но когда это произойдет, неизвестно. Зато, пусть и с опозданием на год, наконец-то принято решение о создании в Финском заливе особо охраняемой природной территории — Ингерманландского заповедника.

Проблемы экологии Балтийского моря и Финского залива обсуждали 17-го марта на форуме «Санкт-Петербург — морская столица России». Со времени вступления в силу программы сотрудничества стран Балтийского региона, экологическая ситуация на Балтике начала улучшаться. Хотя в некоторых областях имеются существенные отставания, сообщила вице-министр окружающей седы Финляндии Ханнеле Покка.

Прежде всего, сохраняются проблемы с загрязнением биогенными соединениями. Во многом загрязненность биогенами сохраняется из-за деятельности предприятий Петербурга и Ленинградской области. И финны намерены бороться именно с этим фактором. Совместная программа по удалению фосфора действует еще с девяностых годов, и сейчас, как заверяют финны, она начала приводить к положительным результатам. «Наше министерство хочет добиться, чтобы Петербург не сбрасывал биогены в таких количествах в окружающую среду, - сообщила на форуме госпожа Покка. - Поставлена цель - добиться 98% очистки сточных вод, к февралю 2010 года достигли уже 93%».

Всего, по словам вице-министра, на улучшение ситуации в Балтике выделено 380 миллионов евро.

Проект частично профинансирован ЕБРР, около 10% суммы составляют гранты этого банка. Кроме того, около 500 000 евро выделило для оснащения оборудованием петербургской центральной станции аэрации и систем водоочистки правительство Швеции. По словам финского политика,  дополнительно петербургский Водоканал получит оборудование на сумму  свыше 2 миллионов евро для того, чтобы улучшить процессы удаления биогенов. Всего же, начиная с 1991 года, финское министерство экологии выделяет около 30 миллионов евро ежегодно, чтобы поддерживать системы водоочистки Петербурга, и выбросы биогенов снизились больше, чем наполовину, сообщила она.

В борьбе с петербургскими загрязнениями принимала участие и Северная Экологическая Финансовая Корпорация (НЭФКО). В рамках соглашения «Хелком» профинансировано строительство 24 канализационных сооружений, Юго-Западных очистных сооружений – проект реализован совместно с ГУП «Водоканал». В ближайшее время будут модернизированы еще 10 очистных сооружений в пригородах Петербурга — тоже совместно с «Водоканалом».

«Основная угроза для Балтики – азот и фосфор. До сих пор главной причиной загрязнений была плохая очистка канализации больших городов, - отметил Виталий Артющенко, представитель НЭФКО в России. - Но в Санкт-Петербурге в последние годы проведена грандиозная работа, понемногу улучшается ситуация и в Калининграде. И теперь на первый план выходит группа «загрязнителей» номер два – муниципалитеты, прежде всего — Ленинградской области. И с ними решать эти проблемы намного труднее».

Влияют ли на экологию масштабные намывные работы, которые сейчас проходят в Петербурге, на форуме окончательного ответа получить не удалось. Главный эколог УК «Морской фасад» Игорь Меркулов сообщил, что все работы по образованию намывных территорий и строительству нового порта прошли госэкспертизу и полностью соответствовали требованиям российского законодательства. «Материалы по оценке воздействия на окружающую среду согласовывались более чем в 30 министерствах и ведомствах! - с нажимом заявил он. - В процессе строительства порта для локализации зон мутности использовали плавучие завесы. А для снижения в период нерестовых миграций работы проводились в зонах, не затрагивающих нерестовые пути через Невскую губу».

К тому же, по его словам, постоянно проводился экологический мониторинг. Выполняла его компания «Пронто», а дополнительно были заключены договоры с Институтом рыбного хозяйства, Гидрологический институтом, а также компанией «Экопроект», которая занималась дешифровкой спутниковых снимков. Анализы проб воды и грунта выполняли ЗАО «Мониторинг» и центр Менделеева. Никаких цифр и снимков, подтверждающих, что экологическое состояние Невской губы в норме, оратор не продемонстрировал.

Запланированы в проекте и компенсационные выплаты за ущерб, нанесенный рыбным запасам — компания заплатит за это около 130 миллионов рублей. Но, как тут же добавил Меркулов, и ихтиологический мониторинг проводится постоянно, и «по состоянию на 2010 год наблюдается положительная динамика  по уловам». Как эта динамика согласуется с отсутствием рыбы в продаже - он не пояснил. Не сумел он выполнить и просьбу журналистов назвать хоть какие-то цифры, подтверждающие восстановление популяций корюшки — при себе этих данных у докладчика не оказалось.

Зато снимки представил директор Балтийского Фонда природы Рустам Сагитов. «Вот это — шлейф взвеси от дноуглубительных работ при строительстве «Морского фасада», - прокомментировал он пятно, расползающееся на всю территорию Невской губы. - В устье Меконга в сезон дождей, эта картинка была бы понятна, но в прозрачной невской воде она немыслима». «Наверное, это строительство – нужно, и новый район будет красивым, - задумчиво добавил эколог. - Но это - проект с сомнительными экологическими последствиями».

«Вот тут задавался вопрос – каков ущерб, - продолжил Сагитов. - До сих пор визитной карточкой нашего города была корюшка. Около десяти лет назад  добывали 3 тысячи тонн этой рыбы, а в прошлом году улов составил всего 100 тонн – падение в тридцать раз. Корюшка нерестится на песчаных отмелях в Невской губе, а намывные работы очень серьезно повредили. Может быть, когда-нибудь популяция и восстановятся. Но...»

Бурная деятельность, развернувшаяся в последние годы в заливе, имеет весьма сомнительные последствия, отметил Сагитов. Финский залив в период миграции пересекает 30-50 тысяч лебедей. И одна из серьезных стоянок располагалась именно там, где сейчас строится Морской фасад. «Все, конечно, прекрасно, - грустно произнес он. - Но еще пять лет назад с берега у гостиницы "Прибалтийская" можно было в бинокль увидеть до 500 лебедей. Больше их там не будет». К сожалению, Игорь Меркулов сразу после своего выступления покинул зал и слова эколога не прокомментировал.

В качестве меры, которая должна уменьшить ущерб, нанесенный Невской губе, в заливе предложено создать Ингерманландский заповедник. В его территорию войдут 9 участков – островов и архипелагов залива. Общая площадь особо охраняемой природной территории - 17,91 га, площадь суши – около 1000 га. До 1940 года основная масса островов принадлежала Финляндии, самым населенным был остров Гогланд — на нем проживало около 1000 человек, вторым по числу жителей был Большой Тютерс – 456 человек. Проживали на островах рыбаки, промышлявшие добычей серого тюленя и кольчатой нерпы, которые тогда еще водились в Финском заливе. После окончания Второй Мировой острова оказались в запретной зоне, и все люди с них были выселены. «На этих островах идет своеобразный  эксперимент – природа развивается почти без участия человека, - пояснил Сагитов. - Мы можем проследить, как природа отвоевывает свое у некогда антропогенного ландшафта».

История заповедника очень непроста и слегка попахивает мистикой. Первая идея его создания появилась еще 100 лет назад – ее выдвинули в начале двадцатого века знаменитые ученые Петр Семенов (Тянь-Шаньский) и Владимир Вернадский, но наступил 1917 год, и Российская империя прекратила свое существование. Снова эта мысль возникла в 1989 году, министр экологии профессор Воронцов и министерство экологии Финляндии высказали совместную идею о создании трансграничного российско-финского заповедника, но в 1991 году перестал существовать и Советский Союз. В 90-е годы прошлого века к идее вернулись, был разработан проект заповедника и подготовлен к подаче, но настал август 1998 года. Сейчас к намерениям создать Ингерманландский заповедник вернулись снова. И его проект уже утвержден.

Правда, как выяснилось, и на этот раз все идет не так уж гладко. «Этот заповедник должен был открыться еще в прошлом году, почему об утверждении его границ речь зашла только сейчас? - недоуменно спросил Бруно Хэльг, руководитель департамента экологического менеджмента Nord Stream AG. - Ведь в прошлом году ваш премьер-министр Путин на встрече в Финляндии говорил об этом как о решенном вопросе, и заповедник уже год должен действовать!» Выяснилось, что почти год проект пролежал на согласовании в министерстве рыбного хозяйства. Которое долго не выдавало свое разрешение. Но теперь этот этап уже пройден, и возможность сохранить в заливе нетронутые человеком кусочки природы у нашей страны все-таки есть.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"