Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 11 февраля 2012 11:13      322

Фильм недели: «Код доступа “Кейптаун”»

На экранах появился «Код доступа “Кейптаун”» – резвый шпионский боевик в лучших традициях жанра от режиссера Дэниела Эспинозы. Нестареющий Дензел Вашингтон учит молодого Райана Рейнолдса никому не доверять и всех проверять, бросаться не словами, а гранатами и не сомневаться в том, что у спецагента всегда есть выбор – оставаться честным или живым.  У дебютанта в Голливуде, шведского режиссера Дэниела Эспинозы, при всех оговорках, получилось главное: до конца сохранить боевой ритм.
   
Молодой агент ЦРУ Мэтт Уэстон (Райан Рейнолдс) целый год сидит на телефоне в замаскированной под отель явочной квартире ведомства в Кейптауне, где никто никогда не появляется. Томясь от безделья и раздражения, которые усугубляются вечной необходимостью врать насчет работы любимой девушке (Норма Арнезедер), он умоляет шефа (Брендон Глисон) посодействовать переводу в Париж. Тот намекает Уэстону на недостаток оперативного опыта, но вскоре сам дает ему возможность наверстать упущенное. В «отель» наконец приводят на допрос первого «гостя» - торговца гостайнами едва ли не всех мировых разведок Тобина Фроста (Дензел Вашингтон), бывшего агента, славящегося незаурядными способностями по части манипулирования чужим сознанием. Пока цэрэушники пытаются вытрясти из разыскивавшегося на четырех континентах Фроста, зачем он сам вдруг заявился в американское консульство, в квартиру врываются вооруженные молодцы восточной наружности. Уэстону приходится принять мгновенное решение, благодаря которому им с Фростом предстоит провести вдвоем немало беспокойных часов.

«Код доступа “Кейптаун”», в оригинале именуемый без прикрас «Безопасным домом» («Safe House»), - голливудский дебют шведа Дэниела Эспинозы, снявшего несколько фильмов на родине, включая снискавшие успех и за ее пределами «Шальные деньги» (2010). Триллер о криминальной жизни сонного Стокгольма оказался прежде всего честной данью впечатляющему ряду жанровых образцов, пусть и не лишенной намеков на проявление индивидуального стиля. Обнаружив свободное владение всеми положенными профессиональными приемами, Эспиноза уже тогда сделал не свойственный выпускникам Датской национальной киношколы выбор в пользу отточенного формального мастерства, а не авторских экспериментов. «Код…» явился очередным подтверждением этого выбора. В данном случае определить источник вдохновения и заодно творческий ориентир Эспинозы совсем просто – им, судя по всему, стала серия фильмов о Джейсоне Борне. По крайней мере, их оператор британец Оливер Вуд, которого режиссер привлек к работе над «Кодом…», на славу потрудилась над воссозданием знакомой атмосферы. Мельтешение ручной камеры во время драк и перестрелок; крупнозернистый фокус на лицах, безжалостно старящий, но зато создающий неповторимый эффект гиперреалистичности происходящего на экране; долгие планы, догоняющие стремительно продирающихся сквозь уличные толпы беглецов – все эти излюбленные Вудом приемы, составляют, к слову, главную прелесть фильма Эспинозы.

Сделанный в высшей степени профессионально, он, увы, не предлагает зрителю никаких новых сюжетов, жанровых решений и поворотов – и потому остается развлечением исключительно визуального, но никак не детективного или психологического толка. Сами по себе выразительные актерские работы Дензела Вашингтона и Района Рейнолдса составляют совсем не такой занимательный, как можно было ожидать поначалу, ансамбль. У каждого героя своя собственная правда, своя же логика действий и свои сугубо личные отношения с совестью – так, разумеется, быть и должно, но беда в том, что правда, логика и совесть одного оказываются совсем не интересны другому. Когда умудренный опытом циник Тобин Фрост советует идеалисту Мэтту Уэстону повнимательнее присмотреться к собственному руководству и перестать игнорировать кое-какие нехорошие догадки, он - при всем обаянии исполняющего его роль Вашингтона - выглядит как зануда и ханжа. Когда Мэтт Уэстон отрицает неоспоримые доводы рассудка, заботливо проговоренные Фростом, он смотрится неприятным упрямцем. Так, оставаясь в глазах друг друга безнадежными, хотя и любопытными персонажами, они перестанут быть врагами, но не станут друзьями, а зрителя оставят в некотором недоумении по поводу истинных мотивов многих своих действий. И недоумение это будет скорее раздражающим, чем интригующим.

Единственный нетривиальный для кино об утомительных и нервных буднях агентов спецслужб сюжетный ход заключается здесь в том, что факт тотальной коррумпированности ЦРУ на всех уровнях преподносится создателями «Кода…» как нечто само собой разумеющееся. Не пытаясь, к счастью, давать такому положению вещей никакой моральной оценки, они разрешают судьбы собственных героев безо всяких наивных обращений к силам мировой справедливости. С одинаковой легкостью доставляя неприятности (в том числе смертельные) самым лучшим и самым дурным из них, Эспиноза оставляет каждому выбор – сохранить одновременно честь и жизнь не удастся почти никому. Что до самого режиссера, то ему, как ни крути,  удается вплоть до финала «Кода…» сохранять то, что в экранной реальности оказывается, пожалуй, важнее – заданный боевой ритм и, как следствие, зрительское внимание. 

Ксения Друговейко, «Фонтанка.ру»
Фото: Universal Pictures International (Россия)