Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 23 июля 2014 19:30      248

Железный занавес длиною в месяц

Евросоюз возвращается к идее строительства велодорожки, ни разу не прерывающейся на пути от Скандинавии и вплоть до побережья Чёрного моря. «Железный занавес», именно так политики назвали глобальный проект, должен сблизить жителей востока и запада континента. Насколько такая идея жизнеспособна, разбиралась «Фонтанка.Ру». 

«Железный занавес», оказывается, может служить не только как символ смертельной опасности. Велодорожка со столь позитивным названием (в оригинале «Iron Curtain Bike Trail». — Прим. «Фонтанки») в точности повторит экс-границы стран соцлагеря и западноевропейских государств. Соответствующий проект немецкий политик Майкл Креймер предложил коллегам на заседании ЕС в Вене. По замыслу членов Европейского парламента дорожный маршрут необходим, скорее, не в транспортном плане, а в ракурсе «дружбы» разных менталитетов. 

«Этот проект поможет людям преодолеть их психологические барьеры, которые имели место быть на протяжении долгого периода, когда действовал реальный «Железный занавес»», — сообщает еврокомиссар Йоханнес Хан в комментарии изданию «The Local». По мнению члена «Австрийской народной партии», то, что европейцы не очень хорошо знакомы с особенностями жизни своих соседей, сказывается лишь отрицательным образом. 

Надо сказать, «велодорожище» особо не спешило выбираться из долгого ящика ЕС. Так, эту идею впервые озвучили в далёком 2005 году. Европейская федерация велосипедистов (European Cyclists Federation) официально оформила «занавес» только в 2012 году, внеся его в реестр на сайте «Eurovelo13.com». А сейчас стала известна конкретная сумма выделенных Евросоюзом средств — €1,8 миллиона, или, что нам понятнее, чуть больше 84 млн рублей. Маршрут расположится в пределах аж двадцати государств, включая Россию, что пока не позволяет однозначно понять, как и на что будут тратиться деньги. 

«Я считаю, то, что пролегает по территории Российской Федерации, под силу было бы сделать и руководству нашей страны. Тем более, это послужило бы импульсом, чтобы уже к этой международной трассе привязывать какие-то свои велодорожки, поскольку в нашей стране это пока с трудом развивается. Ну, определённый, точечный импульс есть в Москве, в Петербурге, ещё в нескольких крупных городах, но их по пальцам можно пересчитать», — делает прогноз Ольга Галкина, депутат петербургского ЗакСобрания, в беседе с «Фонтанкой». 

Часть зарубежных экспертов также солидарна с Галкиной по поводу позиции о финансировании «Железного занавеса». Так, активисты белорусского велодвижения подчёркивают, в каком случае россиянам можно будет добиться наилучшего результата. 

 «Строительством маршрута, мне кажется, должно заниматься то государство, на чьей территории он и должен проходить. Ведь если на создание такой велодорожки придут, скажем, сторонние деньги, то никто эту велодорожку потом поддерживать не будет, усилия будут потрачены напрасно. В общем, лучше, чтобы деньги были местные, потому что ответственность становится куда выше», — поделился мнением представитель велосипедного общества в Минске Павел Горбунов. 

Судя по описанию проекта, «Железный занавес» дважды встретится с отечественной действительностью. За трассой в Санкт-Петербурге, вдоль Финского залива, после небольшого европейского «перерыва» последует участок в Калининградской области. Планируется, что велосипедистам можно будет проехать по набережной национального парка «Куршская коса», а после этого добраться до приграничной Польши. 

Любопытен тот факт, что на сайте «EuroVelo» можно убедиться, что точные координаты участка велосипедной трассы от русско-финской границы до Ленинградской области ещё не определены. Схожая ситуация и в российском эксклаве, где строительство хотели бы начать в ближайшие три года. 

«Сейчас ведутся геодезические изыскания. Пока реально ничего не делается, но проект есть. Он был отправлен в Министерство природных ресурсов и экологии уже достаточно давно. Проект был подвергнут корректировке, сейчас учитывают разные замечания. На настоящий момент, например, ничего не ясно с финансированием», — поделилась пресс-секретарь нацпарка «Куршская коса» Ольга Большакова. 

Сумму, которую выделяет ЕС на «железный занавес», можно назвать сравнительно небольшой, отмечает Галкина. Народная избранница, давно занимающаяся проблемами велодвижения, уверена, что наибольшая часть средств пойдёт на переоборудование и дополнительную организацию пропускных пунктов на границах.  

В свою очередь, автор громкой идеи Майкл Креймер, об этом пока даже не задумывается. 

— Цена проекта будет минимальной, поскольку выбранный маршрут включает в себя много уже существующих и маркированных велодорожек, — сообщает еврокомиссар. — В принципе, потребуется только обновить маркировку для того, чтобы человек понимал — это «Железный занавес». 

В Петербурге со строительством велоинфраструктуры между тем дело обстоит плохо.  В среду, 23 июля, «Фонтанке» стало известно, что Смольный объявил конкурс на предпроектные разработки веломаршрутов в пределах города. С этим этапом в правительстве намерены разобраться к ноябрю этого года. Об участке, берущем старт в Санкт-Петербурге и продолжающемся до границы с Эстонией или Финляндией, можно только мечтать.

Отметим, что план по строительству двухсот километров велодорожек звучит, конечно, внушительно, но не совсем убедительно. Предпроектные разработки — это уже хорошо, но пока лишь можно ждать выбора подрядчика, который ещё продемонстрирует свои эскизы. Да и пока не стёрлось из памяти то, что в госпрограмму, представленную двумя неделями ранее, Смольный ни рубля не заложил на велосипедную инфраструктуру. 

«Для Петербурга это более чем актуальный вопрос. Многие бы с большим удовольствием катались через финскую границу, например. Для России вообще этот проект намного важнее, чем для Евросоюза, — у них с инфраструктурой всё и так в порядке. Конечно, немного напрягает название этой велотрассы — «Железный занавес». Очень надеюсь, что это рабочее название не будет реализовано в полной мере на территории Российской Федерации, но в нынешней внешнеполитической ситуации я бы уже ничему не удивилась», — со смешком в голосе заявляет Ольга Галкина. 

Депутат ЗакСобрания, в частности, склоняется к тому, что упомянутое наименование было выбрано еврокомиссарами «для прикола, но с непрозрачным намёком».

В то же время интересен тот факт, что на официальном сайте проекта «Железный занавес» указано, что строить часть маршрута на территории «большой» России даже не будут пытаться. «Въехать в Россию довольно-таки тяжело, что связано с визовыми ограничениями, поэтому запланированный маршрут через Скандинавию будет проходить вдоль российской границы, но не на русской земле», — пишут на сайте, за который отвечает Майкл Креймер. Считать ли это устаревшей информацией, до конца не ясно. На момент выхода публикации «Фонтанке» не удалось связаться с членом европейского парламента. 

Тем не менее про калининградский участок веломаршрута на «ironcurtaintrail.eu» написано более чем обстоятельно. «Вы не можете пропустить возможности посетить Калининград. Хотя фактически никакого «занавеса» или забора из колючей проволоки здесь не было, прибрежная область была недоступной военной зоной, которая стала вновь открыта лишь в последние годы», — пишут там. 

Известно, что журналисты «Guardian» указали время, которое потребовалось бы на преодоление всего маршрута от «а» до «я», — нельзя потратить на 10 тысяч километров, по их данным, меньше месяца. Петербургская «The Village» подсчитала, что при круглосуточной езде без перерыва нужно будет 19 дней, а при девятичасовом сне и других нуждах — не менее 32 дней. 

Сергей Звезда,

для «Фонтанки.Ру»

Справка:

Велотрасса «Железный занавес» берёт старт у норвежско-российской границы. От русско-финской границы маршрут пройдет через Петербург до прибалтийских государств, Польши, Германии (включая место, где раньше стояла Берлинская стена, разделявшая ФРГ и ГДР). Маршрут велодорожки также затронет Чехию, Австрию, Словакию, Словению, Хорватию, Венгрию, Сербию, Румынию, Македонию, Грецию. Завершится путь на болгарско-турецкой границе — у Чёрного моря. Как сообщает Европейская федерация велосипедистов, маршрут соединяет множество памятников, музеев и достопримечательностей, которые напоминают об истории раскола Европы, который заканчивается «бархатными» революциями в Восточной Европе.