Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 07 октября 2014 10:01      312

Памятник Цою – это какой-то рок

Потребуется новый конкурс, чтобы установить памятник Виктору Цою у станции метро «Проспект Ветеранов». Таков итог трехлетних попыток определить, кому увековечить рок-музыканта.

Вкратце и в упрощенном виде история вопроса такова. В 2011 году по инициативе фонда «Памяти Виктора Цоя» был проведен конкурс на проект памятника. Была названа тройка победителей, из которой художественная секция Градостроительного совета Петербурга выбрала работу Алексей Ничепорука.
Но фонду она не понравилась, инициаторы настаивали на проекте участника конкурса Матвея Макушкина. В 2012 году худсекция пыталась найти компромисс. И приняла решение, которое теперь (конечно, не официально) сама признала ошибочным. Худсекиця предложила авторам совместно сделать памятник Цою, который устроит всех.


Год совместной работы ничего не дал. За это время фонд нашел спонсора – бизнесмена Юрия Жорно, который продолжил борьбу за проект Макушкина.
В ответ Ничепорук заручился поддержкой организации «Национально-культурная автономия корейцев МО «Литейный округ», обещающей профинансировать создание памятника Цою.

В 2013 году худсекция решила, что будет выбирать из двух доработанных проектов. Была назначена дата окончательного  выбора лучшего варианта – 26 августа 2014 года. Незадолго до этой даты фонд «Памяти Виктора Цоя»  и Роберт Цой, отец музыканта, обратились к Георгию Полтавченко с просьбой вмешаться в конфликт и повлиять на худсекцию, которая, по мнению фонда, незаконно собирается рассматривать два проекта.

Судя по всему, определенной реакции на это обращение не последовало. Если не считать переноса заседания худсекции на месяц, на «после выборов». Но худсекция твердо намеревалась смотреть оба проекта, пригласив Роберта Цоя еще раз высказать свое мнение про оба проекта.
Тогда Юрий Жорно заявил, что не выставит проект Макушкина на рассмотрение. Противостояние спонсора и экспертов, очевидно, зашло в глухой тупик. По источникам, 1 октября Комитет по градостроительству и бизнесмен Жорно договорились о проведении нового конкурса.

Это возможное решение, которое возвращает всех в исходную точку. Но вопросы остаются. А если «корейская автономия» также захочет провести свой конкурс? А что будет, если победителем конкурса станет один проект, фонду понравится другой, а худсекция признает лучшим третий?
Установка памятников в Петербурге идет тремя способами. Первый: когда инициаторы полностью игнорируют худсекцию (пример – памятник участникам Первой мировой войны у Витебского вокзала). Второй: показывают работу на худсекции, игнорируют возражения и делают по-своему (пример – памятник сестрам в Сестрорецке). Третий: прислушиваются ко всем замечаниям, добиваясь полного одобрения (пример – памятник Трезини).

Памятник Цою стал четвертным путем, когда худсекция пытается выступить в качестве примирителя и переговорщика.
По мнению наблюдателей, необходимо менять или формат работы худсекции, или ее статус – в идеальном варианте сделав ее решения обязательными.
Вадим Шувалов

Комментарий

Иван Уралов, профессор факультета искусств СПбГУ; в 1994–2004 годах – главный художник Петербурга
– Ваше отношение к идее нового конкурса?
– Не приветствую. Хотя проекты прежнего конкурса были в меру банальны. Работы Макушкина и Ничепорука отличаются в мелких деталях. На мой взгляд, не фигура должна быть памятником Цою.
Но в ситуации полного тупика не вижу иного выхода, как новый конкурс. Его должен проводить инициатор создания памятника. Если КГА будет проводить, то тогда город должен профинансировать памятник в материале.
– Что делать, если итоги нового конкурса опять не устроят инициаторов или худсекцию?
– Не знаю. Такая опасность существует.

Источник: Город812