Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 17 марта 2014 11:59      261

Гость в горле

В Госдуме готовится законопроект, запрещающий размещать в жилых домах мини-отели. В Петербурге 1050 мини-отелей. И порядка 90% малых отелей Петербурга находятся в жилом фонде. Что с ними будет, если проект превратится в закон?


Петербург считается столицей мини-отелей. 10 лет назад мини-отели представляли 30 процентов всего номерного гостиничного фонда города. Потом больших гостиниц в Петербурге стало больше, но все равно доля мини-отелей велика: в этом году – 22 процента номерного фонда.

Малые гостиницы бывают и дорогими (т.н. бутик-отели) и очень дешевыми (хостелы и меблированные комнаты. Место в хостеле стоит от 500 рублей за ночь). Но в любом случае – номер в мини-отеле стоит обычно дешевле, чем в большой гостинице в Петербурге. Сейчас в городе около 1050 гостиничных предприятий, насчитывающих 50 и менее номеров.

На неделе депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов разработал законопроект, предлагающий запретить отели в жилых домах, причем распространить это же требование и на сдаваемые внаем квартиры. Причины, объясняет депутат, в жалобах соседей на шум, небезопасность и возросшие коммунальные платежи.

В пояснительной записке к своему законопроекту депутат Катасонов пишет, что массовое предоставление гостиничных услуг в отдельных квартирах доставляет массу дискомфорта и проблем простым жителям домов и нарушает их права – в частности, там часто проводятся «увеселительные мероприятия». «При круглосуточном функционировании квартиры-гостиницы соседние собственники квартир не могут рассчитывать на тишину и покой в ночное время. Кроме того, функционирование квартиры-гостиницы в отдельном доме может повлечь для соседних собственников дополнительные расходы, связанные с оплатой потребленных коммунальных ресурсов».

Превращение квартиры в гостиницу, как уверяет депутат, и так противоречит 288 статье Гражданского кодекса  и 17 статье Жилищного кодекса. Но поскольку прямого запрета на организацию таких гостиниц не существует, правоохранительные органы реагируют пассивно. Депутат Катасонов предлагает внести изменения в жилищный и другие кодексы, вплоть до уголовного.

Владельцы мини-отелей с претензиями депутата не согласны. Во-первых, хороший отельер, перестраивая под гостиницу очередную квартиру, обязательно позаботится и о дополнительном (на случай пожара) выходе, и о шумоизоляции. А главное – и шума-то от постояльцев быть не может. Где вы видели мини-отель с концертным залом или хотя бы роялем в холле? Днем там никого нет, потому что гости осматривают достопримечательности или сидят на переговорах, а ночью они спят.
– В годы, когда мини-отели только создавались, применялся принцип «все, что не запрещено, то разрешено», – говорит президент НП "Ассоциация малых гостиниц СПб" Владимир Васильев. – Я считаю, что любая гостиница должна быть легитимна, если она зарегистрирована как юрлицо, платит налоги, имеет кассовый аппарат, регулярно проверяется Роспотребнадзором, а постояльцы в ней предъявляют паспорт.
– То, что депутат Катасонов называет увеселительными мероприятиями, можно назвать и оргиями. Разве мало в Петербурге отелей, которые завязаны именно на интимный бизнес и сдают комнаты на час?
– В моем отеле тоже есть комната для переговоров, которая сдается по почасовому тарифу. Там можно заказать чай, кофе, но никакого спиртного. Есть такие помещения и в других отелях. Давайте все-таки говорить о гостиничном бизнесе, а не о борделях, которые прикрываются названием «гостиница». Они должны быть известны участковым уполномоченным, и те пусть принимают меры. Почасовая сдача помещений может использоваться и для деловых встреч, и просто для ожидания поезда, и вовсе не обязательно видеть тут какой-то неприличный подтекст.
– В ваших «комнатах на час» при заселении показывают паспорт?
– Обязательно, без него даже на порог не пустят.
– Ну а в дешевых гостиницах, наверное, нет.
– Требования по регистрации гостей обязательны для любой формы гостиничного предприятия, ведь это нужно для безопасности самих же отельеров. В общем, вы сами видите: вместо того чтобы упорядочить деятельность мини-отелей – скажем, обязать всех постояльцев регистрироваться, – их могут запретить вовсе. Где это видано, чтобы с шумом боролись путем внесения изменений в Жилищный кодекс? По-моему, гораздо эффективнее – поставить доводчики на двери, которые не позволят громко закрываться. И потом, если уж обосновывать опасность мини-отелей нарушением закона о тишине, то надо всем гражданам запретить поздно приходить из гостей…
– Однажды мне пожаловалась читательница, в чьем доме появился хостел – и сразу на порядок вырос коммунальный платеж «водоснабжение и водоотведение на общественные нужды». Женщина подозревала, что гостиница подключила свою прачечную к общедомовым водным сетям.
– Помните, сколько из-за счетов на общее водоснабжение было скандалов по всему городу! Скорее всего, хостел здесь ни при чем. Мини-гостиницы сами в первую очередь заботятся об установке счетчиков на тепло и воду. Что касается жалоб, то я бы их разделил на две группы. Первая – соседям действительно кажется, что рядом с ними открылся какой-то притон, потому что все время ходят разные люди. Вторая – соседям обидно, что рядом кто-то зарабатывает деньги. Именно эти люди любят почему-то оставлять негативные комментарии на booking.com или на сайте отеля. Мы потом выясняем, что авторы посланий никогда в нашем отеле не жили. В нашу Ассоциацию жалобы на отели в жилых домах в последние два года не поступали. Возможно, они где-то рассматривались в судах, но мне об этих процессах ничего не известно.
– Все-таки мини-отели в бывших квартирах – это чисто петербургская находка? Или они есть в других городах?
– Конечно, есть, хоть и меньше. В Петербурге мини-отели стали создаваться в конце 90-х, когда расселялись огромные коммуналки. Отельерам приходилось бороться с грызунами, облагораживать подъезды и дворы. Вот тогда и надо было принимать соответствующие законы. А сейчас уже поздно, я считаю. Единственный выход для наших чиновников – просто оседлать волну. Есть такой бизнес – так пусть его контролируют вместо того чтоб запрещать. У нас в прошлом году закрылось 22 300 предприятий малого бизнеса. Просто вал, если учесть, что в 2011-м закрылось только двести. И знаете, гостиницы в этот скорбный список не попали, они остались на плаву. Такое впечатление, что это сильно кого-то опечалило. Теперь их хотят объявить вне закона, а малые отели – это, между прочим, 15 тысяч рабочих мест.
– А в Париже или Риме есть мини-отели в жилых домах?
– Да есть. Там им уже несколько столетий. Правда, у них отдельный вход с улицы, но бывают и узкие деревянные лестницы, так что наша пожарная инспекция такие отели забраковала бы. У них можно готовить завтрак для клиентов – кофе, чай и булочки (в индивидуальной упаковке) – в помещении бельевой кладовой. У нас такое невозможно. В Лондоне и Париже и в ряде других городов Европы попадаются довольно неважные отели, где могут и нагрубить. Есть такие отели и в Америке тоже.
Петербургские отельеры рассчитывают, что за них вступится департамент туризма Минкульта. Они предлагают свои поправки для 288 статьи Гражданского кодекса, которые позволят легально существовать отелям в жилых домах.

Нина Астафьева

Источник: "Город 812"