Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 20 октября 2016 10:20      523

«Трансстрой» и Смольный: битва за миллиарды

Евгений Павленко/Коммерсантъ

Всего за 2 месяца после разрыва контрактов на строительство стадиона на Крестовском и «Трансстрой», и комитет по строительству подали в арбитраж 9 исков. Претензии принимают огромные масштабы — смольнинским требованиям вернуть 3,6 млрд «Трансстрой» уже противопоставил ответные 6,9 млрд. На них можно возвести 7 школ или с десяток детских садов.

Юристов, работающих по спору «Трансстроя» и Смольного, в Арбитражном суде можно узнать издалека. На каждое заседание они приходят с объемными чемоданами. «У нас документов – два грузовика», – отмахиваются, шутя, адвокаты от прессы. Похоже на правду — любой иск или отзыв по объему выигрывает у «Войны и мира».

Напомним: арену на западной оконечности Крестовского острова, на месте снесенного стадиона имени Кирова, начали строить в 2007 году. Но уже в 2008-м Смольный расстался с первым подрядчиком – компанией «Авант». Тогда выяснилось, что в изначально озвученную сумму – 6,7 млрд – уложиться не удастся. Госэкспертиза утвердила смету масштабного проекта Кисе Курокава с раздвижной крышей и выкатным полем в 23,7 млрд рублей. А на стройку пришел «Трансстрой». Уже через 3 года, после изменения требований FIFA, стадион отправился на масштабное перепроектирование. Цена строительства возросла еще раз – до 37,8 млрд рублей. И в 2013-2014 годах контракты с «Трансстроем» перезаключили на новых условиях. Но и это подорожание оказалось не последним – из-за скачка курса доллара стадион снова вышел из сметы. Весной этого года депутаты ЗакСа добавили на стройку еще 4,3 млрд рублей. Тогда же, параллельно с подорожанием весной этого года, стало известно и о разногласиях "Трансстроя" с вице-губернатором Игорем Албиным. Позже в Смольном объясняли это падением темпов работ на площадке в апреле – мае этого года. В июле Смольный объявил о расторжении контрактов с бессменным подрядчиком. А в августе на арену зашел "Метрострой". Сдать стадион в эксплуатацию планируется 25 декабря этого года. Первый матч в присутствии болельщиков анонсирован в конце марта 2017-го.

И у Смольного, и у «Трансстроя» в этом споре на кону очень многое. Пока город на шаг впереди. Он уже провернул операцию по замене генподрядчика на стройке, фактически даже не остановив работы. В августе на площадку Крестовского острова вышел дружественный ему «Метрострой».

Теперь задача администрации — доказать, что договоры были расторгнуты обоснованно и взыскать с «Трансстроя» или с его поручителя – банка ВТБ – 3,6 млрд рублей авансов. Они были выданы, но не освоены, заявляли в комитете по строительству.

Стратегия бывшего генподрядчика более многосложна. Компании нужно продемонстрировать, что поводы для расторжения договоров надуманны. Тогда она сможет вернуть затраты на дополнительные работы, выполненные из-за недочетов проекта, а заодно взыскать с города убытки и штрафы. Пока озвученная сумма претензий – 6,9 млрд рублей, но велика вероятность, что она увеличится. В интервью «Фонтанке» председатель совета директоров «Трансстроя» Кирилл Поляков уже заявлял о 3,5 млрд рублей кредитов, привлеченных компанией в стройку, связывая нежелание города их возвращать с разрывом контрактов. Пока аудит этих трат официально не завершен, говорят в компании.

«Трансстрой» стремится доказать свою правоту как можно быстрее, рискуя банкротством. В отношении АО Корпорация «Трансстрой» и «Инжтрансстрой» уже введены процедуры наблюдения. К «Инжтрансстрою-СПб», по данным базы СПАРК, в этом году поданы иски больше чем на 650 млн рублей.

Смольный, напротив, не слишком заинтересован в скором решении спора. Он уже перебросил на возведение арены 2,6 млрд со строек садиков, школ и больниц. Проигрыш в суде обернется более значительными потерями. А на фоне стоимости стройки в 42 млрд рублей — это равнозначно уже политической катастрофе.

На этом фоне спор в суде грозит превратиться в полномасштабную битву. И там столкнутся адвокаты-тяжеловесы. Отвоевывать вложенные средства «Трансстроя» призвано одно из самых высокооплачиваемых бюро в России – «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАиП). В прошлом году оно добилось для Смольного права не выплачивать 330 млн рублей по проекту Орловского тоннеля. И тогда услуги юристов обошлись городу в 7,3 млн рублей. Теперь ЕПАиП выступает против администрации – и в гораздо более масштабном деле. Интересы города представляет не менее известный игрок юридического рынка — Pen&Paper.

Адвокатам придется сразиться на трех фронтах. Именно столько контрактов было заключено и расторгнуто Смольным с «Трансстроем». Два из них, на 9,1 и на 12,5 млрд рублей, – на строительство самой арены. Еще один, на 2,9 млрд рублей, — на создание окружающей инфраструктуры — парковок и зоны контроля.

В августе три иска к Смольному подал «Трансстрой» – в попытке признать расторжение незаконным. В сентябре такой же очередью ответил комитет по строительству. Чиновники, наоборот, просят суд признать договоры расторгнутыми.

Фронт первый. Контракт за 9 млрд

Смольный не только заключил с «Трансстроем» 3 контракта на строительство одного стадиона. Договоры были подписаны с тремя разными юридическими лицами. Контракт на 9 млрд – с компанией «Инжтрансстрой-СПб».

Ей Смольный выставил целый список претензий: нарушение пожарных требований, правил безопасности и миграционного порядка, самовольное изменение проекта и срыв промежуточных сроков работ.

Компания претензии уже отвергла — представила в суд подтверждения, что проект менялся с санкции самого комитета по строительству, что это и было поводом для срыва сроков. А также — возразила на пункты о нарушении миграционных и пожарных требований, подтвердив свою правоту решениями судов.

По этому делу можно предвидеть самые жаркие споры. Смольный вменил невозвращение 2,7 млрд рублей авансов. «Трансстрой» оценил свой ущерб от расторжения договора в 4,9 млрд рублей. Если суд решит, что контракт был расторгнут незаконно, компания сможет взыскать немало из этих средств.

Фронт второй. Контракт на 12,5 млрд

Этот контракт заключили в 2013 году с АО «Инжтрансстрой». И поводом для расторжения, помимо прошлогодних предписаний Ростехнадзора, стало введение в компании процедуры наблюдения. В 2015-м к ней был подан иск о банкротстве.

На эти претензии в «Трансстрое» ответили удивлением — еще год назад договор был исполнен больше чем на 90%. В прошлом декабре из-за изменения технологической последовательности стройки его «заморозили» до октября 2016-го. И тогда чиновники признавали, что не имеют претензий к работе подрядчика, заявили юристы ЕПАиП.

Сегодня в суде, получив из их рук очередной том опровержений, адвокаты Смольного попросили отложить предварительное заседание.

«Комитет пытается затянуть это дело. Мы до сих пор никакой мотивированной позиции от него не получили», – запротестовал солидарный с «Трансстроем» представитель ВТБ. Интересы банка в этих делах сходятся с генподрядчиком. Если тот не устоит перед комитетом, ВТБ придется выплатить Смольному 3,6 миллиарда по банковской гарантии.

И все же судья благоволила чиновникам. Заседание перенесли на конец ноября, а в очередных финансовых требованиях «Трансстроя» на 2 млрд рублей последовал отказ.

Фронт третий. Контракт на 2,9 млрд

Договор на строительство инфраструктуры арены комитет заключил с АО «Корпорация Трансстрой». Причины для его расторжения те же — введение наблюдения, срывы промежуточных сроков работ и нарушение правил охраны труда. По данным Смольного, корпорация не вернула в бюджет 860 млн рублей аванса.

Предварительное рассмотрение этого иска еще не начиналось. Но можно предположить, что и реакция корпорации будет похожей — опровержение причин разрыва контракта и новые требования о возмещении ущерба.

Московский фронт

«Трансстрой» встречается с комитетом Смольного не только в петербургских кабинетах арбитража. Три иска корпорации поданы и в суд Москвы. Подрядчик пытается оспорить решения Федеральной антимонопольной службы. Она включила все три компании в реестр недобросовестных поставщиков. Теперь 2 года компании не смогут претендовать на госконтракты. А это чревато поступлением новых средств. В октябре «Трансстрой» попытался приостановить решение ФАС, но в этих обеспечительных мерах суд отказал.

Рассмотрение всех 9 дел по существу может начаться в ноябре – декабре этого года. И затянуться, судя по их объему, до самого Чемпионата мира по футболу.

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

 

Источник: Фонтанка.ру

Комментарии к статье

comments powered by HyperComments

Важные события Вся лента

«Здесь будут учиться дети» 28 июня 2017
«Здесь будут учиться дети»
Начальник Суворовского училища дал «Фонтанке» слово офицера, что после переезда его воспитанников на Московский проспект в Воронцовском дворце на Садовой продолжат учиться дети. Старое здание останется объектом Минобороны