Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 июля 2003 14:39      310

В ВУЗАХ ПЕТЕРБУРГА МОЖЕТ НЕ ХВАТИТЬ МЕСТ?

Лето - горячая пора для вчерашних школьников, ныне – абитуриентов, желающих поступить в достойный вуз, получить хорошее высшее образование, диплом. Вопросы, связанные с поступлением в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга читатели «Фонтанки» задавали заместителю председателя комитета о науке и высшей школе городской администрации Александру Горшкову.

- "Александр Сергеевич, какой вуз, по Вашему мнению, сейчас стоит закончить, чтоб потом найти хорошую работу, и какие профессии наиболее популярны?" (Людмила)

- Таких вузов в городе десятки. И в первую очередь это, конечно, вузы государственные, авторитетные, со своей историей, с традициями, где гарантировано и качество подготовки, и по окончании - диплом государственного образца. Есть вузы, история которых насчитывает более ста лет. Например, Санкт-Петербургский Государственный Университет - старейшее высшее учебное заведение России. Так что еще раз подчеркиваю, предпочтительнее поступать в государственные вузы. Впрочем, и среди негосударственных вузов, безусловно, есть хорошие учебные заведения.

- А какие профессии наиболее популярны? На какие специальности растет спрос?

- Если говорить о профиле подготовки, то можно сказать, что ажиотаж вокруг юридического, экономического, управленческого образования, наверное, уже минул. Сейчас наблюдается рост объемов промышленного производства, в какой-то степени в городе восстанавливается научный сектор. Рынок труда формируется под реальным спросом промышленного сектора, экономического, сектора услуг. На рынке труда востребованы будут инженеры - в эту сторону абитуриентам надо тоже смотреть.

- «Говорят, что сейчас растет популярность образования в области защиты информации, направления, связанные с информационной техникой. А многие сейчас вузы готовят таких специалистов?» (Роман)

- Речь идет не только о защите информации, но обо всем, что связано с информационными технологиями, с телекоммуникациями. Поэтому в этой области, конечно, наблюдается рост числа абитуриентов. Я думаю, что вузов, которые готовят таких специалистов, примерно десять в городе. Я говорю о ведущих учебных заведениях, где есть традиции, школы.

- «Слышала, что при поступлении есть льготы по состоянию здоровья. Если можно, расскажите о них» (Юлия Тарасова)

- Льготы дает только инвалидность, причем начиная со второй группы. Их предоставляют и инвалидам детства. Речь даже не о льготах, а о праве на внеконкурсное зачисление. Достаточно сдать экзамен удовлетворительно - и можно считать себя зачисленным. Внеконкурсное зачисление – когда сумма полученных баллов в конкурсе не учитывается.

- «А сохраняются ли льготы у медалистов в вузах» (Е.С.).

- У медалистов льгота есть - это сдача одного профильного испытания. Если эта сдача была на максимальный балл, абитуриент освобождается от прохождения дальнейших испытаний и зачисляется сразу.

- А можно как-нибудь оценить уровень подготовки нынешних медалистов? Достаточно ли он высок?

- Таких данных пока нет. Но, конечно, мы следим за поступлением медалистов. В прежние годы, например, практически все петербургские медалисты становились студентами – процент поступивших был очень высок. Далеко не все сдают профильный экзамен на «пятерку» сразу. Но потом, в результате прохождения дальнейших экзаменов, все равно они все становятся студентами. Кроме того, у медалиста, так же, как и у любого другого абитуриента, есть возможность подавать заявление в несколько вузов.

- «Есть ли какой-то критерий, в какое количество вузов можно поступать одновременно?» (Тимофей Иванов)

- Никаких ограничений нет. Просто нужно понимать, что поступать сразу в десять вузов ни у кого сил не хватит. Я не знаю людей, которые поступали бы более чем в два вуза. Бывает так, что экзамены во все вузы проходят в один и тот же день. В вузах, кстати, никак не координируют даты экзаменов. Поэтому не исключено, что в один и тот же день экзамены будут по одному и тому же предмету. Поэтому даже в два вуза сразу сложно поступать.

- «Некоторые вузы, ссылаясь на свой устав, не хотят принимать копии документов в случае, если человек поступает одновременно в несколько вузов. Что делать в таких случаях?» (Dol)

- Это нарушение типового приема в государственные высшие учебные заведения Российской Федерации. Свое право абитуриент может отстоять, если встает на принципиальную позицию. Ему никто не может отказать в праве сдать копию документа. Государственный вуз обязан ее принимать, а устав вуза не должен противоречить федеральному положению, в котором вопрос о приеме копий прописан.

- И опять вопрос о льготах: «Какие льготы и преимущества есть при поступлении в вуз у воинов, которые служили по контракту или проходили службу в горячих точках» (Алексей)

- Те, кто проходил «горячие точки», имеют право на внеконкурсное зачисление. Те же, кто отслужил срочную службу, могут принести рекомендацию командира войсковой части. Такая рекомендация дается тем, кто хорошо служил, не имел дисциплинарных взысканий и, как раньше говорили, был отличником боевой и политической подготовки. Вот при наличии такой рекомендации тоже предусмотрено внеконкурсное зачисление.

Но, подчеркиваю, это для тех, кто отслужил срочную службу, по призыву. Для контрактников никаких льгот нет, если контракт не был связан со службой в местах боевых действий.

- Бывают ли случаи, когда абитуриент сомневается в том, сможет ли он сдать экзамен и присылает вместо себя кого-то другого? На экзаменах идет довольно большой поток, не все успевают сличить фотографию экзаменационного листа с самим абитуриентом. Были ли такие случаи, и какие санкции в этом случае предусмотрены?

- Это «двойка» сразу и лишение права сдавать остальные экзамены. Но я таких фактов не знаю. У нас достаточно тщательно подходят к проверке. Фотография, паспорт на руках должен быть обязательно у каждого абитуриента - это в вузах тщательно отслеживается.

- «Слышала от знакомых, что нередко в вузах с большим конкурсом абитуриентов начинают заваливать, протягивая, видимо, своих. Что делать, если абитуриенту ставят заведомо заниженную оценку? Можно ли это как-то оспорить?» (Лариса Игоревна)

- Право апелляции закреплено в том типовом порядке, который я уже упомянул. В случае несогласия с оценкой экзаменатора надо подавать апелляцию, причем делать это в момент объявления результата экзамена, не позже. На следующий день уже апеллировать нельзя.

Сколько апелляций было удовлетворено, сказать не могу, статистикой такой мы не владеем. Но знаю, что оценки по результатам апелляции часто повышают. Легче, вернее, реальнее проверять апелляцию, когда речь идет о письменном экзамене. В случае с устным экзаменом это, как вы понимаете, очень сложно.

- А что же делать абитуриенту, если он считает, что занизили ему оценку именно на устном экзамене?

- В такой ситуации надо полностью конспектировать свой ответ, чтобы остался хоть какой-то документ. Законспектировать ответ, постараться получить на этом листочке визу преподавателя-экзаменатора и после этого обращаться в апелляционную комиссию. Добиваться, чтобы заново провели экзамен или, может быть, оценили этот ответ.

- «Мой сын поступил на платное отделение государственного вуза. Может ли он в этом же году перейти на бюджетное?» (Татьяна Михайловна Сергиенко)

- Порядок перехода с платного обучения на бюджетное должен описываться в уставе вуза. Как правило, он происходит на основании показателей учебы. Только в течение первого семестра такой переход не осуществляется. Один курс надо отучиться и потом претендовать на бюджетное место.

- А по какому принципу отбирается претендент с платного на бюджетное место? Претендуют же, наверное, многие?

- Вуз сам определяет критерий, такое право записано в законе о высшем и послевузовском образовании. У студента есть право перейти с платного на бюджетное обучение. Но реализуется это право по-разному. В большинстве случаев критерий единственный – это успеваемость. Если есть несколько претендентов на одно вакантное бюджетное место, то из числа претендентов должен быть выбран тот, кто лучше учился, лучше сдал экзамены. А свободные места могут появиться только в том случае, если кто-то отчислен, то есть после сессии.

- Вопрос о насущном – о стипендиях: «Еще в прошлом году Путин обещал по телевидению, что с 2003 года стипендия аспирантов будет 1,5 тысячи рублей. Однако с 1 января стипендии не только не повысили, но и лишили аспирантов права льготного проезда в общественном транспорте. Поясните, пожалуйста, на каком уровне принимается это решение – городскими властями или федеральными?»

- Решение о лишении аспирантов права льготного проезда в общественном транспорте было принято городскими властями. Комитет по транспорту так решил. Ну а стипендиальное обеспечение - это вопрос федерального ведения. Кстати, стипендии студентов с 1 сентября будут повышены в два раза. Средняя стипендия составит примерно четыреста рублей. Сохранятся и градации по успеваемости, отличники, как и раньше, будут получать надбавку.

- «В Петербурге очень много платных учебных заведений. Как не погореть при поступлении в них? Что нужно знать о вузе?» (Денис Герман)

- Нужно сразу говорить о лицензии и о свидетельстве об аккредитации. Причем не просто вести речь о свидетельстве об аккредитации вуза, а посмотреть приложение, чтобы иметь представление о том, аккредитована ли специальность, на которую вы поступаете, или направление подготовки. Свидетельство вузу выдается в целом, но к нему есть приложение, где написано, по каким образовательным программам - иначе говоря, специальностям и направлениям - аккредитация эта получена. Может быть, новая специальность только сейчас введена, может быть, специальность эта открыта не так давно, по ней не было еще выпускников, и нельзя было вузу аттестовать и аккредитовать эту специальность. Поэтому можно поступить на такую специальность, по которой не получишь государственный диплом даже в аккредитованном вузе.

- Куда обращаться в том случае, если с тебя откровенно вымогают взятку для поступления или сдачи экзамена в вуз?

- В прокуратуру. А куда же еще? Ко мне в этом случае обращаться бесполезно. Когда мне звонят и говорят, что столкнулись с такими вопросами, я говорю: назовите фамилию свою, название вуза и фамилию преподавателя или деятеля, который вас вынуждает дать взятку. И на том конце сразу вешают трубку.

- Возможно, звонившие просто боятся называть себя и вуз? Может, они все-таки попытаются поступить таким или иным путем?

- Я всем рекомендую ни в какие «теневые» переговоры не вступать. Если есть деньги - платите и поступайте на платное обучение. Иногда это бывает дешевле, чем вот такие взятки. В случае с платным обучением - это 100-процентная гарантия, что ты поступишь, а деньги пойдут на развитие вуза, на обеспечение учебного процесса. А то, что ты дал взятку какому-то там сомнительному дельцу, не дает никакой гарантии, что он выполнит свои обязательства.

- Читатели присылают вопросы по поводу закрытия Смольного университета. Насколько я знаю, у этого вуза приостановлено действие лицензии?

- Да, я уже получил приказ министерства на эту тему.

- Как раз причины закрытия читателей и интересуют. «В последнее время я услышала в СМИ про закрытие Смольного университета. Как это произошло?» (Марина)

- Да просто занятия прекратили - и все. В этом вузе был комплекс экономических специальностей – менеджмент, маркетинг, информационные системы. Там, по-моему, в последний момент меньше ста человек было, семьдесят или что-то в этом роде. И вуз просто закрылся без объявления причин, все исчезли. Ребята долго ходили, читали всякие объявления, в которых указывалось, что вот с такого-то числа возобновятся занятия. Но занятия так и не возобновились. Сначала кто-то появлялся из администрации вуза, а сейчас все исчезли. Деньги вложили люди, а образования не получили.

- Следующий вопрос, касающийся Смольного университета, как я понимаю, адресован лично Вам: «Когда вы отдадите нам академические справки? Вы же лично обещали и куча народу была тому свидетелем, в том числе и журналисты!» (студентка Смольного университета).

- Я лично обещал? Ничего подобного. Да, мы встретились во дворе этого Смольного университета с ребятами, которые пострадали. Но я им про академические справки, естественно, ничего не говорил и не мог говорить. Я им как раз сказал: если будете искать академические справки свои, добивайтесь через милицию, прокуратуру. Я лично академическую справку выдать не могу - ни полномочий, ни информации необходимой у меня нет. Академическую справку ребята могут получить только из ректората Смольного университета. Но для этого нужно отыскать этот ректорат и заставить их выдать справки. А это могут сделать только правоохранительные органы.

Я сейчас другое делаю: тех ребят, которые ко мне обращаются, устраиваю в другие негосударственные вузы города. Но на основе не академической справки, которой нет и ее негде взять, а на основе каких-то других сведений. Многие из них в Смольный университет пришли из других вузов города, у них есть академические справки еще за тот период. Поэтому какие-то документы они могут представить. А вузам, которые их берут, я написал письма о том, чтобы их принимали на основании предварительной аттестации. Вот они говорят, что я сдал такую-то дисциплину, - изволь пройти по ней собеседование или экзамен, или тесты. По итогам этой предварительной аттестации студентов и зачисляют. Такой порядок предусмотрен нормами высшей школы.

- «Есть ли в Питере отделения московских вузов и как они работают, то есть ведут ли они прием студентов?» (Ольга)

- Среди государственных гражданских вузов у нас два московских филиала - это филиал Таможенной академии и филиал Высшей школы экономики. Работают, имеют бюджетные места, принимают на учебу. Среди негосударственных гражданских - шесть филиалов. Но есть еще вузы силовых министерств, у них здесь тоже есть несколько филиалов– вуз Генеральной прокуратуры, Правовая академия Министерства юстиции, вуз Министерства внутренних дел (у нас университет, а не филиал). Но с вузами силовых министерств работает не наш, а административный комитет.

- «Хочу задать вопрос про единый госэкзамен. Будет ли в Питере в ближайшее время внедрено это новшество на экспериментальной или на постоянной основе?» (Ekaterina Norkova)

- В соответствии с планами Министерства образования и планами правительства единый экзамен должен быть повсеместно введен в 2005 году. Поэтому если этот состав правительства и руководство Министерства образования сохранят свои посты, то это будет сделано не позднее 2005 года, а может быть, уже и на будущий год. На самом деле это не эксперимент - идет форсированное внедрение единого государственного экзамена. Может быть, отрабатываются формы сдачи такого экзамена, отрабатывается содержание. Но экспериментальной стадии, проверки состоятельности, целесообразности единого госэкзамена уже нет, он внедряется.

- А какие преимущества дает госэкзамен?

- Первое преимущество: конечно, повышается доступность. Абитуриентам из отдаленных регионов не нужно тратить деньги на дорогостоящую довузовскую подготовку, на всякие курсы, не нужно понапрасну тратить деньги на билет, рисковать, ехать через всю матушку-Россию в Санкт-Петербург или Москву для того, чтобы провалиться потом на экзамене. Достаточно разослать свои документы и ждать, откуда поступит предложение учиться. Если результат максимальный, то, в принципе, должны быть открыты двери любого вуза. Второе преимущество – это реальная, объективная оценка уровня подготовки выпускников средних школ абсолютно всех регионов, всех городов и весей Российской Федерации. Когда школьные учителя принимают выпускные экзамены у ребят, которых они учили в течение 10-11 лет, о реальном уровне подготовки говорить нельзя. Потому что одновременно учитель ставит оценку и себе. А единый экзамен покажет, кто на что способен, как работают конкретные школы, образовательные системы того или иного региона.

Ну и еще одно преимущество, которое должно быть реализовано, – это исключение каких-то негативных моментов в работе экзаменационных комиссий школ и приемных комиссий вузов. Все должно быть свободно от коррумпированности, от взяточничества, вымогательства. Но это преимущество находится под большим вопросом, потому что на любое противоядие всегда находится новый яд. И наоборот.

- А недостатки у единого госэкзамена есть?

- Недостатков тоже хватает. Самый очевидный, с которым уже в этом году столкнулись наши вузы, - это возможная перегрузка ведущих вузов России. У нас уже есть совершенно неразрешимые, на мой взгляд, ситуации. Как из них вузы будут выходить, я не знаю. Суть в том, что ребят, которые прислали максимальные результаты по единому экзамену и получили школьные медали по ряду специальностей, в вузах оказалось больше, чем бюджетных мест. Дополнительные конкурсы никакие проводить нельзя, они должны быть зачислены. Что делать? В такой ситуации фактически отрезана возможность поступления на общих основаниях выпускникам питерских школ.

- То есть получается, что такие абитуриенты могут отнять большее количество бюджетных мест в наиболее популярных вузах?

- Я об этом давно говорил. Как только в 2000 году опубликовали эту концепцию модернизации, я сразу написал, что вузы Москвы и Петербурга будут страдать от перегрузки. Россия настолько велика, что в ней всегда наберется достаточное количество талантливых ребят, которые сдали экзамен на «пятерки». «Пятерка» – это имеется в виду что-то от 85 до 100 баллов.

Таких ребят, которые захотят учиться в ведущих вузах, наберется много. Так бы они сюда никогда не поехали, учились бы у себя. А теперь что им мешает? Но они приедут, а что мы с ними будем делать? У нас и учебных мест нет, тем более нет мест в общежитиях. Никто на этот вопрос не дает ответа.

За границей опасности такой нет, потому что нет понятия «образовательная периферия» и «образовательный центр». Образовательное пространство в любом цивилизованном государстве примерно одинаковое. А у нас есть четкий водораздел: есть ведущие вузы в центрах и есть периферийные слабые вузы, где нет научных школ, где нет сильных преподавателей с научными степенями, не то, что профессоров, - доцентов единицы. Это есть только у нас, в России.

Поэтому переход на единые тесты для России неприемлем в такой механической форме - переноса зарубежного опыта на нашу землю.

-«Принимают ли вузы Петербурга результаты единого госэкзамена?» (Андрей, Саратов)

- В Петербурге результаты единого госэкзамена принимают 37 вузов. Из них 26 государственных, 11 – негосударственных. Причем форма учета ЕГЭ разная. В некоторых, например, предусмотрено 100-процентное удовлетворение прав таких абитуриентов. То есть прислал ЕГЭ - имеешь право учиться. Максимум прислал, значит, тебе фактически сразу 15 баллов поставлено. Прислал меньше – например, 80 (есть переводная шкала по переводу результатов ЕГЭ в 5-балльную систему – авт.) - будешь конкурировать с теми, кто получил такой же балл.

- В ситуации, когда госэкзамен будет внедрен повсеместно, будет какое-то предпочтение оказываться по «местному» критерию? То есть, будут ли, например, петербургские вузы предпочтение отдавать петербургским школьникам?

- Петербургские вузы, совет ректоров, наш комитет с Министерством образования работают над этим вопросом. Мы добились права разрабатывать собственные предложения по тому, как учитывать результаты единого госэкзамена, оно было предоставлено в этом году.

Предположим, для тех, кто приезжает с единым государственным экзаменом, установить одно профильное испытание - как для медалистов. И зачесть два предмета по ЕГ, а одно профильное испытание - по результатам реальной сдачи, реального прохождения испытания. Такое право было дано. Но сохранится ли это право за петербургскими вузами - я не знаю. Однако искать какие-то варианты, выходы из этой ситуации, связанной с перегрузкой, нужно.

Беседовала Ольга Белова,

Фонтанка.ру