Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 23 октября 2008 13:13      199

Альберт Асадуллин – дитя во времени

22 октября в БКЗ «Октябрьский» отметил юбилей один из самых ярких певцов петербургской эстрадной сцены Альберт Асадуллин. Трудно поверить, что этому голосистому, стройному артисту 60! Трехчасовое юбилейное шоу «Дорога Орфея» в БКЗ подтвердило, что, проведя на сцене четыре десятка лет, Асадуллин и теперь певец в расцвете сил.

Алик (так зовут его друзья и поклонники) окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, а петь начал в студенческой самодеятельности, причем исключительно на английском языке. Когда на концерте в БКЗ он выдал вживую рок-попурри на темы хитов из репертуара Little Richard, The Beatles, Procol Harum, Creedence, Deep Purple, то стало понятно, почему в начале 70-х по Ленинграду шла молва: появился в наших краях парень, что поет «битлз» не хуже Леннона с Маккартни, а «пёпл» - не хуже Яна Гиллана. В ту пору Алик блистал на студенческих вечерах, а также танцах в Пушкине, и послушать его чудо-голос приезжали отовсюду. Его коронным номером была умопомрачительная баллада «Child in Time» («Дитя во времени») из репертуара «Дип Пёпл». Просто цирковые чудеса демонстрировал этот парень! Страшно сказать, но он пел лучше Гиллана, а тот царь и бог для целого поколения рок-меломанов! Алик рельефней выпевал мелодию, он играл тембрами, его фальцет взлетал выше…

Когда в 90-х «Дип Пёпл» впервые появились в России, то после триумфального концерта заглянули поужинать в популярный в то время клуб «Голливудские ночи» на Невском. Зная об этом визите, арт-директор клуба позвонил Асадуллину и просил непременно быть вечером, чтобы как бы невзначай спеть «Свит чайлд ин тайм» перед хард-рок-легендами. Скромный питерский артист долго отказывался, не видя в этой затее никакого смысла, однако «голливудец» был настойчив, и Алик появился-таки в клубе. Когда гости освоились на вип-балкончике, немного выпили-закусили, то арт-директор дал отмашку, и без всякого объявления Асадуллин запел… В клубе воцарилось молчание, зрители заслушались его вокальными руладами, а музыканты «Дип Пёпл» сначала не поняли, что происходит, решив, что хозяева просто крутят их запись, а на сцене какой-то имитатор. Но когда Альберт стал отклоняться от классической версии, причем усложняя ее, а потом приступил к своим вокальным фокусам, то британцы бросили бифштексы, повернули головы, а потом просто поднялись с мест, чтобы рассмотреть удивительного «самозванца». Далее были аплодисменты, приглашение за стол к «пёплам», рокерское братание, рюмочка, обмен телефонами, обещание помочь с продвижением в Лондоне… Вы думаете, заполучив телефон Роджера Гловера и компании, Алик вскоре позвонил? Куда там: наш скромный герой отправился на гастроли в Ленинградскую область, и он никогда бы никому сам не рассказал эту историю, если бы не очевидцы происшедшего в «Голливудских ночах». А позвонил бы, глядишь, и пел бы сейчас в «Дип пёпл»! Кстати, любимой группе Дмитрия Анатольевича Медведева…

Но Альберт не только в Лондон, но и в Москву не спешил, хотя звали и не раз. После того, как Альберт блистательно исполнил песню Давида Тухманова «Сияй, Ташкент», казалось, все дороги открыты на ТВ и столичные сцены. Но получив от Тухманова новый забойный шлягер, ленинградский артист позволил себе не согласиться с несколькими строчками текста. В итоге строчки были сохранены, нашли более сговорчивого певуна, а Асадуллина вычеркнули из звездной тусовки, объявив слишком строптивым. Спустя несколько лет его опять чуть не перетащили в белокаменную, была уже создана гастрольная группа, снята квартира в центре, но Алик вдруг увлекся идеей создания первой татарской фолк-рок-оперы «Магди», премьера которой вылилась в грандиозное представление в Казани, на праздновании 1100-летия принятия Ислама Великой Волжской Булгарией. Москвичи опять нашли кого покладистей, а Альберт не сильно расстроился, потому что опять увлекся глобальным проектом – на сей раз вокальной сюитой «Голос», которую подарил Санкт-Петербургу в дни празднования 300-летия города.

Конечно, в Москве бы такой артист и певец не потерялся, но вряд ли достиг бы таких высот, как в Петербурге. Дело в том, что природа его таланта не терпит суеты. Асадуллин много и долго пытался приноровиться к эстрадным стандартам: перепел множество эстрадных и попсовых мелодий, но они, прямо скажем, ему не удавались. Не его жанр! Голосу Альберта там тесно, да и как личность он масштабней, глубже этих песенок. В то же время и вокальная классика (на вечере в БКЗ он исполнил «Песенку Герцога из «Риголетто» Верди, арию Неморина из оперы «Любовный напиток» Доницетти) для Асадуллина, скорей, поле для демонстрации возможностей его тенора, нежели органичная среда. С годами стало очевидно, что его стихия – жанр рок-оперы. В далеком уже 1975 году создатель «Поющих гитар» Анатолий Васильев предложил по сути непрофессиональному певцу заглавную партию в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Алик так пел Орфея, что на его спектакли люди ходили по 10-15 раз (автор их строк был среди них!), не веря, что такое возможно на советской эстраде. «Поющие» катали оперу по стране, давая чуть ли не каждый вечер, у Асадуллина появились дублеры, тоже голосистые и артистичные, но никто близко не приблизился к его версии. С тех пор Алика и зовут всероссийским Орфеем! За исполнение этой партии советский артист был удостоен диплома журнала «Music Week», его имя попало во всемирные рок-энциклопедии. Сколько спектаклей он спел – не сосчитать! Устал, конечно, и захотелось попробовать сделать свое дело.

В начале 80-х создал группу «Пульс», что лавров не снискала, но явила миру профессиональной эстрады Александра Аярова – под таким псевдонимом «пульсировал» у Асадуллина не кто иной, как Александр Розенбаум. Его Асадуллин вытащил из кареты «скорой помощи», превратив доктора в бас-гитариста. На юбилейный вечер в БКЗ Александр Яковлевич не вырвался, был на гастролях, однако позвонил на мобильник другу и старшему товарищу прямо во время шоу в БКЗ. Этот звонок и поздравление вывели в прямой эфир, после чего растроганный юбиляр спел старую добрую песенку «Дяденька музыкант». В начале 80-х эту песню Розенбаум посвятил сыну Асадуллина, который нынче стал известным художником и дизайнером. А у Альберта и сейчас есть маленькие дети – две очаровательные дочурки, что выпорхнули на сцену с цветочками поздравить молодого папу… Сам он, кстати, вычитал где-то цитату, что мужчина начинает (начинает!) стареть в 80, и, по-моему, на полном серьезе верит этому!

В 2007 году Альберт «дорога Орфея» привела певца к тому, с чего начинал, к своему призванию – он вновь поет Орфея в спектакле Санкт-Петербургского театра «Рок-опера». И хотя нынешний Орфей Асадуллина жестче, даже циничней того, из 70-х, и спектакль уже другой, однако поражает другое: внешне Алик почти не изменился, и в свои лета имеет полное право играть поющего юношу. Кроме того, он пополнил свой репертуар острохарактерной ролью Джона Кентервиля в новом мюзикле «Кентервильское приведение», недавней премьере театра «Рок-опера».

На юбилейном вечере было море цветов, поздравлений. Председатель комитета по культуре Антон Губанков зачитал приветственное письмо губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, а затем и от себя сказал добрые слова. Здорово, что комитет по культуре и правительство Санкт-Петербурга стали устроителями бенефиса «Дорога Орфея», поддержав замечательного петербургского артиста. Конечно, хотелось бы, чтобы именно к юбилею поспела весть о награждении Альберта Асадуллина званием народного артиста России, тем более документы давно оформлены и отправлены в Москву (эх, услышал бы Президент «Child in Time» в асадуллинской версии – возможно, процесс пошел быстрей!). Пусть пока не сложилось, но ничего: когда награда найдет героя, то будет повод для еще одного праздничного концерта!

Михаил Садчиков,
Фонтанка. ру
Фоторепортаж М.Садчикова-младшего