Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 августа 2009 12:48      256

Назад, в советское кино? Назад, в будущее!

В День российского кино 27 августа праздновать особо нечего: в России 80 кинофестивалей, а хороших картин кот наплакал. Зато мы лидируем во вселенском масштабе по показу телесериалов в прайм-тайм… Куда катится наша синема, есть ли на киногоризонте проблески надежды? Об этом обозреватель «Фонтанки» спросил Анатолия Максимова, самого успешного кинопродюсера («Ирония судьбы-2», «Адмирал», «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «Каникулы строгого режима»), и самого авторитетного киноэксперта Даниила Дондурея, главного редактора журнала «Искусство кино».

Их можно было бы назвать антиподами. Анатолий Максимов – генеральный директор компании «Дирекция кино» Первого канала, правая рука Константина Эрста. Это их усилиями самой кассовой картиной в российском прокате 2004-2009 годов стала «Ирония судьбы. Продолжение», собравшая 49,5 миллиона долларов и зрительскую аудиторию 1 миллион 223 тысячи. В Тор-20 самых кассовых фильмов последнего пятилетия еще три проекта Максимова: «Дневной дозор» (35 миллионов долларов), «Адмиралъ» (33,5), «Турецкий гамбит» (18,5). В этой двадцатке обнаруживаются еще 7 других отечественных блокбастеров («9 рота», «Самый лучший фильм», «Обитаемый остров», «Любовь-морковь-2», «Волкодав», «Тарас Бульба», «Стиляги»), но все вместе они собрали меньшую аудиторию, чем максимовские проекты.

Даниил Дондурей – один из самых авторитетных и ярких экспертов, хотя нынче в опале. Имел смелость выступить против Никиты Михалкова в конфликтной ситуации вокруг Союза кинематографистов, за что впал в немилость «кинобогов» - «Искусство кино» спешно выселили из специально построенного для них помещения, журнал задолжал читателям несколько выпусков и проч.

С Максимовым мы встретились в «Колизее» после премьеры комедии «Каникулы строгого режима», Дондурея выслушали на недавнем фестивале «Окно в Европу» в Выборге. Тем удивительней, что два столь полярных кинодеятеля говорили обозревателю «Фонтанки», по сути, об одних и тех же проблемах.

Искусство требует жертв. А лучше – пожертвований…

Даниил Дондурей: С 2005 года, когда было принято политическое решение, что российское кино расцветает, у нас снималось очень много фильмов, на «Мосфильме» и «Ленфильме» занят каждый сантиметр площади. У нас были очень востребованы режиссеры и актеры… И действительно, в последние три года в России снималось примерно 180 игровых полнометражных картин, 80 выпускалось в прокат. На производство тратилось примерно 250 миллионов долларов, в 2008 году и вовсе - 300. В прокате удавалось собирать примерно одну треть денег от «чайников», то есть от рынка. Это очень серьезное достижение, и оно было зафиксировано последние три года.

В 2007 году собрали 160 миллионов долларов на русском кино. Из них 75 вернулось продюсерам. В 2008-м - 210, из которых 90 вернулось продюсерам. Примерно 80 давало государство. Но откуда еще взялись 100 миллионов в 2007-м и 120 в 2008-м году? Их никто не вернул. Это очень интересные процессы… В позапрошлом году 5 картин принесли больше пятидесяти процентов сборов, в этом году будет от силы семь… У нас океан «никакого» кино - вне вида, вне жанра, вне того, чтобы показывать в кинотеатрах, на ТВ.

Сейчас много идей, как изменить ситуацию… Например, возмещать компаниям, которые продают более миллиона билетов, деньги за успешные фильмы. На это предлагается потратить много государственных средств. Налицо тенденция возвращения к некоей советской квазимодели. «Государство должно платить большие деньги!» – так говорят многие лидеры кинематографа. Но за что платить? Давайте оценим фильмы, которые являются чемпионами прошлого или этого года… И за это надо платить?!

Анатолий Максимов: День российского кино – хороший праздник, хотя я пытаюсь каждый день его праздновать - в надежде, чтобы оно было. Потому что российское кино – это не количество выпущенных фильмов, а количество проданных билетов – вот что важно. Почему мне кажется катастрофой то, что произошло в богатые нефтедолларами годы? Да потому, что было закачано в индустрию 300 миллионов долларов. Но эти деньги были благополучно съедены… Ведь отечественный фильм, собравший миллион долларов в прокате, стал редкостью. Это в нашей-то стране, с ее просторами и потенциальной киноаудиторией!

Фильмы нашей компании никогда ни одной копейки не получили от государства. Мы считаем, что у государства есть другие цели и заботы, кроме этой. Нет, это не принципиальная позиция – не брать, и все. Нам и не давали, не предлагал никто никогда. Но наша идея состоит в том, что государственные деньги убивают российское кино. Потому что человек, который снимает фильмы на госденьги, вообще не заинтересован, чтобы его фильм кто-то увидел, кроме друзей-родственников…

Догнали и перегнали Бразилию

Даниил Дондурей: В России сегодня 1900 залов. Мало на такую страну - это очевидно. Во многих городах с населением меньше 300 тысяч нормальных, современных залов практически нет, совсем нет их в городах с населением меньше 100 тысяч. Другими словами, больше половины городского населения к современному кино не допущено.

И в то же время в России явно нездоровые объемы телевизионного производства. В прошлом году показывали 65-70 названий в сутки. В итоге огромное число зрителей не отличает телесериалы и ситкомы от фильмов, которые показывают в кинотеатрах. Мы находимся на абсолютно первом месте в мире по показу телесериалов в прайм-тайм! А это все кинопроизводство, одни и те же продюсеры, те же деньги, общие производственные площади, общие инвестиции...

Налицо невероятное падение качества аудитории. Если вы будете смотреть сборы так называемого артхаусного кино, то увидите, что фильмы, которыми мы гордимся, которым кинокритики посвящают тысячи страниц, зрители страны не видят. Печатаются они ограниченным тиражом копий. Их можно посмотреть на Венецианском фестивале, на немецких ТВ-каналах, но не в российских кинозалах. Телепередачи о кино исчезли с экранов или начинаются в третьем часу ночи. И вообще вся эта система, связанная с формированием потребности в отечественной киноиндустрии, практически свернута. Отсюда гигантская себестоимость фильмов, невозвратные средства…

Считается, что больше пяти миллионов долларов в прокате собирает пять-шесть проектов в год. У них, вроде, имеются шансы возврата денег. Но за редким исключением (если за этим не стоят огромные бюджеты по продвижению) никакого серьезного экономического успеха нет. Если есть, то это единичные случаи из 80 проектов. А что с остальными 70-ю происходит?..

Анатолий Максимов: У меня есть любимая история, она похожа на анекдот, но хороший - про то, как Иван Пырьев (знаменитый советский режиссер. – прим. авт.) в 1947 году снимал «Кубанских казаков» на Кубани. Подошли к нему колхозники: «А вы из какой жизни снимаете?» Он ответил: «Из нашей» - «А-а-а, из вашей». Вот у нас сейчас кино, и это системный процесс, очень уж разошлось с жизнью. Как показывают многие опросы, главная причина, по которой зрители не готовы идти на новый фильм, то, что он – отечественный. Даже агрессивная промокомпания на ТВ уже не является панацеей. Нас предостерегают прокатчики: «Не надо так давить, люди больше не верят!»

Произошла принудительная американизация, а это, в скобочках замечу, просто неумно, потому что у нас другой народ, другая демография. Кино на Западе, в основном, молодежное. А у нас народ не очень молодой, нация старая, в кино народ лишний раз не спешит.

Наша компания сняла «Иронию судьбы. Продолжение», «Адмирала», комедию «Каникулы строгого режима» - мы пытаемся вернуть в кинотеатры аудиторию широкую, взрослую, потому что пока ходит молодежь, которую американцы привели в кино. Молодежь наша охотно научилась есть «медуз», она мало что другое пробовала. А тут звук хороший, места тоже, видео тоже ничего – посмеемся, оторвемся. Но отечественная возрастная аудитория никогда этого не примет, она выросла на другом, она ждет другого кино.

Вот мы и придумали для «Каникул строгого режима» лозунг «Кино с гарантией» - от наглости отчаянной, в том числе. Мы же не можем сказать: «Приходите, у нас правда хорошее кино». Зрителей так часто обманывали, что попробуй вернуть доверие… Так, само словосочетание «отечественная комедия» сегодня навевает на народ уныние. Но так ведь было не всегда. В советское время комедии стабильно становились лидерами отечественного кинопроката, приводя в кино десятки миллионов зрителей разных возрастов и социальных слоев. Эти фильмы и сейчас интересны, смешны, любимы. Как вернуть эту традицию? Мы решили учиться у старших, у наших старых добрых комедий! И еще вспомнили древний проверенный способ – будем, как дети! Будем теми, у кого все впереди!

Сокуров – самый кассовый режиссер?

Анатолий Максимов: Авторское кино живет и существует в России, но не существует системы проката авторского кино… Поэтому мы делаем ставку на национальные фильмы, чтобы их посмотрело достаточное количество людей. Но каждый фильм - это какое-то высказывание, как нам представляется, ценностное для наших людей. Это не просто попытка выманить у зрителя пять-восемь долларов и затаиться с добычей. И авторское кино ни в коем случае нам не враги, но авторское кино сейчас принципиально лишено аудитории в силу своей позиции над аудиторией. И никто не занимается из прокатчиков, хотя и оно очень прибыльным может быть.

В Америке арт-хаусные фильмы – по-настоящему мощная индустрия. Многие удивятся, узнав, кто из ныне живущих русских режиссеров, с точки зрения коммерции, самый успешный не кто иной, как Александр Сокуров! Более кассового режиссера не существует – он продает хорошо то, что делает, за границу, а там есть система проката этих фильмов. Никто близко к нему не подошел по количеству сборов на копию. Там есть система, есть люди, которым интересно смотреть. Наша же аудитория, которая могла бы смотреть наш арт-хаус, смотрит зарубежный. Мы им в этом ни помешать, ни помочь пока не можем. Можно на погодные условия с той же степенью ссылаться. А тот, кто говорит, что если не будет «Ночного дозора», то зрители пойдут смотреть арт-хаусное кино – далек от реалий...

Даниил Дондурей: Что это за зритель ходит сегодня в кинотеатры? 60 процентов - это те, кто приходит один раз в месяц и чаще. Другими словами, нет и в помине пресловутой 10-миллионной аудитории, что с таким пафосом преподносится как достижение! Да, для семейного показа на американские картины и продолжение «Иронии судьбы» удалось вытащить тех, кто почти никогда не ходит. Но на другие картины, на подавляющее большинство, не удается. Получается, есть только 2 миллиона зрителей, которые ходят очень часто…

А остальные? Почему не ходят? Причин много. Назову лишь некоторые. Нет серьезной программы поддержки кинотеатров. Последние данные говорят, что в кризис в России часть залов уже закрываются, хотя нужно 4,5–5 тысяч залов как минимум, чтобы у нас не 7-8 фильмов реально возмещали затраты, а хотя бы 30-40. Нет поддержки в прокате достойных отечественных фильмов, в первую очередь, арт-хауса. Идея финансирования через министерство культуры имеет ряд плюсов и ряд минусов. Мне представляется более перспективной идея создания государственных внебюджетных фондов, где государство могло бы выступать гарантом, с помощью этих фондов можно было бы привлекать и частные деньги… В общем, нужна серьезная, многомерная политика в области киноиндустрии, широкое и открытое обсуждение проблем. Конечно, хорошо бы жить хорошо, при этом ничего не меняя. До кризиса у многих в кино так получалось, но теперь позиция «как-нибудь проскочим» не спасет…

Михаил Садчиков, Выборг-Петербург
Фото Михаила Садчикова-мл.