Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 09 февраля 2011 23:17      291

«Санктум»: Феерическое бессилие

Идущий в прокате фильм «Санктум» – не слишком удачная попытка Джеймса Камерона, теперь уже как продюсера, повторить триумф «Аватара», лишний раз доказывающая, что от затраченных средств и технических наворотов успех и качество фильма если и зависит, то в последнюю очередь.

Исчерпывающую, в общем, рецензию на «Санктум» дает на пятой минуте один из героев. Показывая девушке 3D-модель подземной системы пещер, он бурчит себе под нос: «Ну тут, конечно, доделать надо, но некогда – над 3D я год бился, но в итоге фигня получилась...» Продюсерский проект Джеймса Камерона и правда грешит излишней аттракционностью, с одной стороны, и несовершенством аттракциона – с другой.



Затея «А ну-ка мы еще раз жахнем так же, как бывало, – вдруг получится» – по определению проигрышная. Тем более Камерон и его сателлит, указанный в титрах как режиссер, – Алистер Грирсон – пошли простейшим путем: взяли «ту же технику» (хотя сходства тут маловато – ихтиандров не наблюдается), что и в «Аватаре», и перенесли ее из одной волшебной сферы в другую. Были невероятные приключения в космосе, теперь – волшебные – под водой. Завораживают примерно одинаково, и в общем, какая разница – к звездам или к кораллам. Красиво же.



В пещеры погружается группа спелеологов во главе с опытным профессором (Ричард Роксбург). Тот уверен, что сложная система подземных ходов ведет к океану, и планирует эту свою гипотезу доказать. Погибает одна из барышень, принимавших участие в экспедиции, но отступать профессор (на то он и профессор!) не собирается. В это время начинается тропический шторм, пещеры затапливает, и теперь уже по-любому придется рваться к единственной спасительной щели.



Ясно, что задача тут – не напугать всех взвинченной до предельного градуса драматургией фильма-катастрофы (во всяком случае, не в первую очередь), а восхитить подводными глубинами, сталактитами и сталагмитами. Но со своими видами подводных глубин Камерон припозднился – французы Перрен и Клузо уже всем всё показали в своих «Океанах», и людишки в этих волшебных аквариумах только мешаются.



Скрестить фильм-катастрофу с видовым зрелищем вовсе не так просто, как кажется. Тем более если вся катастрофа заключается в поисках одной-единственной расщелины в скале. Особенно в этом смысле нереализованность камероновских претензий видна, если посмотреть, как автор этих строк, натурально подряд «Санктум» и «128 дней» Дэнни Бойла (каюсь, три копейки в кассу пиратам). Там ровно та же история – про борьбу с дикой стихией, про то, что человек со своими айфонами, айпадами и прочими техническими гаджетами оказывается беззащитным перед лицом катастрофы, и они его от нее не спасут. Только у Бойла это вполне убедительно (и кровожадно, ага) и малыми средствами – человек, придавивший ему руку камень и камера, – а здесь куча эффектов, которые в результате оказываются взрывом конфетти. Наверное, это потому что рассказывать про бессилие техники, привлекая эту самую технику, – задача изначально бестолковая. А попытка реализовать ее – смехотворная.



Иван Чувиляев
«Фонтанка.ру»

Фото: Top Film Distribution.

О новостях кино и новинках проката читайте в рубрике «
Кино»