Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 21 ноября 2011 13:58      432

Владимир Бухинник: «Мода – это взгляд на себя в зеркало»

Модельер Владимир Бухинник создавал образы и костюмы для спектаклей Романа Виктюка, Вячеслава Полунина, Льва Рахлина, много работает в кино. Сегодня «король авангарда» объяснит, как правильно одеваться, надо ли делать пластику, чему стоит поучиться у англичан и японцев, и, конечно, расскажет о трендах сезона.

- Дизайнеров вузы выпускают все больше и все больше, а даже на Невском с нарядами скучновато. Куда все девается?

- И меня часто одолевает скука, когда я смотрю на наш подиум... А дело в том, что дизайнеры стали практичными, и они прежде всего думают о том, как продать. Отсюда похожие коллекции под разными марками, ну, чуть-чуть варьируется цветовая гамма. И от этого такая унылость!

На Западе этот момент еще блюдут. И в этом смысле я очень люблю Италию. Люди в этой стране неравнодушны к костюму. И в Петербурге я неоднократно сталкивался с тем, что итальянцы – мужчины! - обращали внимание на то, как я одет, задавали вопросы, говорили комплименты. Это удивляет, потому что, к ужасу, у нас уже и женщинам перестали делать комплименты.

- Японию в части моды не сломили даже проблемы с атомной станцией. Как вам японская уличная мода?

- Мне нравится, как молодежь там играет в странных существ. Есть любопытные находки! Я многому научился в уличной моде. Для меня ценность этого движения - в свободе выражения. Это интересно, когда кто-то играет в готов, кто-то в панков, в эмо, примеряет на себя образы Барби. Но я не могу сказать, что Japanese Street Fashion - это мода в классическом понимании и что нам это все можно брать. Ведь надо учитывать, что японцы - это прежде всего своеобразные пропорции. Они до определенного возраста выглядят даже не как подростки, а как дети – большая голова, маленькое туловище. На них это смотрится забавно. Когда это надевает европейский человек - не умиляет.

- На подиумы уличная мода влияет?

- Да, она всегда имела влияние на официальную моду. Но улица улице рознь. Если наша улица начинает диктовать моду, ни к чему хорошему это не приводит. Хотя в Москве и Петербурге попадаются экземпляры очень интересные. А в свое время я был поражен Омском: там студенты с европейским мышлением. А публика на концерте? Я ожидал, что придут тетки в люрексе. Но пришли дамы в красивых нарядах, соответствующих событию. И потом я полетел во Владивосток. Портовый город, напичкан аппаратурой, ни одной русской машины на улице, а люди одеты так, будто я попал в начало 1990-х годов.

Но Владивосток Владивостоком, а за наш город обидно. Раньше это было ни на что не похоже - Ленинград всегда поражал количеством оригинальных людей. Это и старушки в беретиках, шляпках, перчатках, и завсегдатаи "Сайгона". На Невском можно было увидеть кучу странных людей – молодые люди во фраке и рваных джинсах, в шинелях, бушлатах. Понятно, что Ленинград в свое время был центром рок-музыки и много было предпосылок для такого самовыражения. Сейчас я считаю, что город умер в смысле моды, именно потому, что мало альтернативы. А если мода и есть, то утратившая свой колорит, такая прозападная. В этом плане Москва стала поинтереснее, но, разумеется, я не говорю о модницах в дорогих сапогах, с надутыми губами.

- Не любите искусственную красоту?

- А кто думает, что это может вылиться в нарушение мимики? И даже в реальное уродство? И что это все не навеки? И что это не бесследно? И что эти швы будут реагировать на резкие перемены погоды? Пластическая хирургия нужна, если у человека реальные проблемы или если ты - звезда эстрады, и внешний вид - это часть твоей работы. Но обычным людям это зачем? Эти непонятные уколы, операции. Есть другие способы – диета, массаж, спорт, хорошее настроение! Но это образ жизни, требующий больших усилий, а не моментальный результат от пластической операции. И ладно, когда их делают люди состоятельные и в возрасте, но когда девушки начинают себя резать в 18 лет - это патология.

- Навязанная отфотошопенными образами из глянцевых журналов?

- Да. И за это "спасибо" Голливуду! А ведь добрая половина женщин, просто приводя причёску в порядок, абсолютно меняют свой облик. И особых затрат не надо.

- Среди наших модников (и не только студентов, но уже и людей среднего возраста) все большей популярностью пользуются «блошиные» рынки. Как к ним относитесь вы?

- Отлично! Жаль, в Петербурге осталось мало хороших рынков. То, что когда-то было на Сенной площади, переместилось в антикварные магазины. Да все, что почувствовало свою стоимость, стоит нереальных денег. В этом смысле я очень люблю Лондон и Париж, где на «блошиных» рынках можно купить уникальные вещи, хорошо сохранившиеся.

- Что покупаете?

- Ой, много всего! Старые журналы, различную оптику, автомобильные и лётные очки, пояса для фрачных пар. Купил кучу бабочек, интересных ремней. Я люблю винтаж. И ценю людей, которые умеют комбинировать в своем костюме вещи, абсолютно разные по стоимости, по принадлежности. Женщина с раритетным украшением и бабушкиной сумочкой выглядит интересно. Да что там - великолепно! Если честно, я не очень люблю людей, которые одеваются в брендовые вещи. Особенно если это все из одного магазина. Это же просто катастрофа.

- Скучно выглядит?

- Это в мире моды дурной тон. Но для потребителя, наверное, хорошо, удобно.

- Студенты иногда сетуют, что сейчас хорошо одеваться трудно, поскольку в одежде видно расслоение по доходам…

- Бред. Трудно одеваться было в Советском Союзе. Но сейчас - с таким количеством тканей, с распродажами, с массой аксессуаров?.. В конце концов, купить сегодня классику - черные брюки, черную водолазку - можно недорого. Я согласен, что есть вещи необходимые, что каждой моднице надо иметь дорогую сумку. Но не обязательно с огромным лейблом. И дорогая обувь, не спорю, прекрасно смотрится, но можно найти обувь российского производства по итальянским лицензиям и по приемлемым ценам.

Тут, пожалуй, проблема в другом. Часто люди считают, что одеться – это значит выйти на Невский и зайти в самые дорогие бутики. Но мы должны понимать, что обычному человеку одежда класса "люкс", лакшери, вещи фрачной группы или вечернее платье с ручными вышивками не нужны.

- Но если люди готовы за это отдавать деньги?

- А вот тут важно учитывать такой момент - вещи, которые представлены в наших дорогих магазинах, это отнюдь не prêt-a-porte de lux. Это все обычная массовая одежда, только выполнена она под известными марками. И положа руку на сердце, скажу: в Лондоне и Париже это реально стоит вполовину дешевле, не говоря уже о том, что проходит сезон, и это можно купить в четыре раза дешевле. А у нас даже распродажи с накруткой. И наши модницы, покупая платье за 300 тысяч рублей, не лишены возможности встретить на приеме точно такое же. Так за что вы платите?

- Почему же нас так привлекают иностранные бренды?

- Тому виной наш менталитет. В том, что мы так возненавидели все отечественное, наверное, виноват Советский Союз. Но сегодня другие времена! И почему бы не пойти к отечественному дизайнеру и не получить качественную вещь в единственном экземпляре? В единственном! Но жены олигархов считают, что русское - это не престижно. Как, пойти к отечественному дизайнеру и заплатить ему? Это же удушиться! А вот «там» мы купили и счастливы. И люди готовы выкладывать безумные деньги за западные марки. Но выход ли это? Если человек купил самую дорогую одежду, это не значит, что выглядит он блестяще. Бывает ровно наоборот. Почему? Потому что человек не может взглянуть на себя со стороны. Ведь что такое мода?..

- Да, что такое мода?

- Это реальный взгляд на себя в зеркало. Умение оценить себя. По-честному. Встать перед зеркалом и себе сказать: «Да, я такая. Мне это можно, а это нельзя». Но многим людям этого не хватает – честного взгляда на себя со стороны. Мешает и заниженная самооценка, и завышенная. Бывает, человек очень красив, а одевается, практически уничтожая свою внешность.

- Недавно в европейском магазине пытались угадать, из какой страны наши девочки. Когда они сказали, что русские, продавцы изумились: «А где ваши короткие юбки, шпильки, яркая косметика?»

- ...Бриллианты с утра, папик с покупками…

- Казалось, этот образ русской женщины уже ушел в прошлое...

- Он и сегодня очень даже актуален, несмотря на то, что многие наши молодые люди одеваются по-европейски. Ну а в целом многое в манере одеваться зависит от среды, от воспитания. Так, например, я не знаю интеллигентных семей, в которых бы дети одевались безвкусно и не к случаю.

Другое дело, что сегодня у нас наметилась тенденция, связанная с американской массовой культурой, которая насаждает нам много нелепых вещей, и у нас теперь обязательны шлейф, платье с кринолином, фрак, смокинг. Ничего, что это все нужно уметь носить и учиться лучше с детства?

- Чем вам не полюбились платья на кринолине?

- Большинство наших девочек их не умеют носить и даже стесняются. Выезды в свет в Европе девушек и юношей начинаются с 16 лет, с бала дебютантов, к которому готовятся заранее, в том числе и учатся выглядеть естественно в вечернем платье; а фрак – школьная форма старых европейских университетов, и мальчики «живут» в них несколько лет. Вот откуда и осанка, и традиция, и естественность.

Но что требовать от обычных детей, если этого уже не умеют наши актеры? Раньше в театральных институтах актеров обучали умению носить фрак, кринолин, сейчас эта традиция в театре и кино утрачивается.

Что бы мы ни говорили про западное кино, но там следят не только за одеждой, но и за манерами, знаками времени. Когда я увидел фильм «Девушка с жемчужной сережкой», то был просто сражен игрой Скарлетт Йоханссон. Вы заметили, что полфильма она играет с опущенными глазами? А у нас в картинах о XIX веке женщина может разговаривать с мужчиной, ну разве что не попыхивая «беломором». Не было таких манер! И чтобы проникнуться эпохой, недостаточно надеть платье!

Помню, в Минске я наблюдал показательную сцену. Я жил в центре города, мои окна выходили на площадь Победы, куда приезжают молодожены. Из окна вижу - подъезжает лимузин, из него выходят невеста и подружка в голубом платье. Обе в кринолинах. А на площади ветер. И он полощет эти платья, как флаги. Так нелепо! А вот кринолины, которые раньше носили, были так тяжелы, что ветер бы их не поднял.

- А что с этими не так?

- Они на обруче, вшитом в синтетическое полотно.

- Но как же нам без кринолинов, если девочки хотят быть королевами?

- Если совсем не обойтись – не покупайте платье на обруче! Когда я делал такие платья, то нижняя пачка у них была из огромного количества тюлевых оборок. В такой сетчатой юбке барышня может и сидеть, и замять платье. И как красиво она выйдет из машины! Не с этой конструкцией, которую она выносит, хватаясь за обруч, будто на занятии лечебной физкультурой, а просто и изящно подбирая платье. Понятно, что платья заказываются где попало, ведь пачку делать - целая наука, а на обруче шить - особого умения не нужно. Но если на свадьбу – понятно, что в этот день хочется чего-то потрясающего и можно сшить платье на пачке, - то зачем оно юной, свежей выпускнице школы? Почему не шить легкие красивые платья?

Еще об умении носить одежду. Я бы рекомендовал родителям отдавать дочерей в школы при модельных агентствах. Не для того, чтобы сделать из дочек моделей, а чтобы помочь им. Ведь за два месяца девчонки научатся носить платье, обретут осанку, визажист преподаст им основы макияжа. Стоит это не безумных денег. А для девочки это так важно! Берут в эти школы с любым ростом и комплекцией.

- В чем недостатки российской индустрии моды?

- Наши дизайнеры даже в советские времена были достойные. Но, во-первых, в России отсутствует прослойка специалистов в моде - баеры, продюсеры, агенты, ведь художник - не бизнесмен, и деловая жилка редко присуща дизайнеру. Во-вторых, не хотят вкладывать в моду денег. Потому что это длинный цикл – от полугода до полутора лет, - и прибыль в конце не всегда прогнозируема. И проще вложить в салон красоты, который принесет доход тут же. Все дизайнеры, которые начинают работать, или вкладывают свои, или им повезло, как, например, Кире Пластининой.

Еще момент - у российского рынка своя специфика. Помню, приехал как-то к нам чудесный французский дизайнер с африканскими корнями создавать рождественскую коллекцию. Ему рассказали, какие зимы в России. Он проникся. И сел рисовать. Укутывая российских женщин в теплые одежды! Ведь он и ведать не ведает, что пик продаж в декабре у нас – это мини-юбки. Да-да. Это наша специфика... И затем в этой отрасли всегда есть риск, ведь никто не знает, продастся или не продастся коллекция. Это Дольче и Габбана могут себе позволить рисковать, а у нас таких монстров нет.

- Вы долго жили в Лондоне, работая для театра Славы Полунина. Что стоит перенять у англичан?

- Англичане - мастера костюма. Начнем с того, что англичанку не увидишь с утра в короткой юбке, в украшениях, на высоком каблуке. Бриллианты до четырех дня не надевают, это дурной тон. Кстати, их и начинают носить после 40 лет, до этого женщина украшает себя всевозможной бижутерией. У них есть поговорка, что к женщине до 40 лет относятся, как к подростку.

Украшения в первой половине дня могут носить очень пожилые дамы, и, как правило, это жемчуг. И эти дамы с утра уже в шляпке. Я видел таких клиентов Анны Молинари, им лет по восемьдесят, у них яркий макияж, шляпы. И это не бабульки, это дамы. Так мило видеть, с каким восторгом они могут обсуждать коллекцию-секси, кружевную, розовую, голубую. Пожилым дамам можно все. К старшим там относятся с большим почетом и уважением.

- Как и к театру?

- В опере, как и на приеме, на свадьбе, не увидишь людей ни в джинсах, ни в спортивных брюках, ни в шортах. Если это вечер русского балета, на который часто приезжает королевская чета, все одеты достойно. Помню, Слава Зайцев в свое время пытался оправдать туристов: дескать, турист налегке, вещей мало, и потому в Мариинский театр он может прийти в шортах. Но почему англичанина или японца в Мариинском театре не увидишь в джинсах? Мужчины в хороших костюмах, дамы в вечерних платьях или в брючном костюме, в белой блузе. Это воспитание.

Англичане вообще в плане одежды мазохисты. У них часто дуют ветра, но дамы могут быть в декольтированных платьях, в лучшем случае на них легкий шарф. Они с детства закаленные. У них физкультура в школах на улице - трусы, гетры, и на урок в любую погоду. Когда англичане вырастают, они любят такой же спортивный стиль.

А уж когда англичанин надевает пиджак – это целый ритуал. Это осанка, привычка. Наши мужчины, к сожалению, не умеют носить пиджак. Даже спортивно сложенные. Еще интересно, что, когда я жил в Лондоне, у меня было очень много средств для чистки обуви, но я ими почти не пользовался. И в белых брюках там можно ходить неделю. В Петербурге это нереально. Если ты еще как-то дошел до автомобиля, то у бордюра тебя ждет месиво.

- Особенно в последние две зимы!

- Да, и не знаю, как нашим модницам удавалось носить белые сапоги, белые куртки. Это подвиг. И дело не в климате. У нас яркий пример – наш сосед Финляндия, где климат тот же, а улицы почему-то чистые. И их не посыпают реагентом.

- А что еще, кроме умения оставаться на высоте на зимних улицах, отличает наших женщин?

- Красота! Это природная красота. Она подарена славянским женщинам самой матушкой-природой. Краше них никого нет. Это данность. Мода модой, а в жизни все же поражают стильные люди. Другое дело, что время делает с нашими людьми. Этот момент в России очень важен. Даже взять не простого человека, а стареющих наших актеров. На Западе люди, хотя нечасто бывают блистательно красивы, ухожены, умеют себя подать. У нас же сразу проблемы на лицо набегают.

- Почему?

- Вот и я хочу спросить: почему? Что с нами происходит? Может быть, мы не для себя живем, а для кого-то? Пока мы востребованы – мы словно презентуем себя, а когда уходим в тень, о себе не думаем. Понятно, что у всех есть проблемы, болезни, невзгоды. Но надо себя любить, как бы ни было плохо. Но почему-то у нас люди после сорока превращаются в стариканов. Хотя впереди еще столько!.. В том же мире моды масса позитивных примеров. Например, в 52 года начала карьеру модельера Вивьен Вествуд. Вышла на мировой подиум и сказала: «Я - дизайнер». И весь мир упал к ее ногам. А Венди Дагворти! Ее студентами были Стела Маккартни, Хуссейн Чалаян, Филипп Трейси. Венди за 50, она седовласая, волосы убраны в пучок. А на нее смотришь – глаз не оторвать. Для меня было бы странно, если бы она была вся перетянута операциями.

- А наши?

- Достойно выглядят Олег Табаков, Владимир Познер. Когда я учился, у нас преподавала Александра Александровна Пурцеладзе, вела курс поэзии Серебряного века с роскошными экскурсиями по Петербургу. Я помню ее первое явление в аудитории. Шум, гам. Она говорит: «Господа студенты, можно потише. Бабушка пришла». Но этого человека нельзя назвать "бабушкой"! Она выглядела элегантно и достойно. А ведь и жила она в сложное время, она дружила с Ахматовой, была одним из самых известных пушкиноведов, а диссертацию не защитила, поскольку сказала, что не будет упоминать съезд партии. Она преподавала лет сорок в Театральной академии и была легендой этого места.

А звезда мирового балета Алла Осипенко! У нас с ней был забавный момент. Мы приехали в Царское Село. Зима, дико холодно. Алла Евгеньевна в кожаных брюках, меховой куртке, без головного убора с короткой элегантной стрижкой. Мы заходим в музей, а охранник нам вдруг говорит: «Вам нужны билеты для иностранцев». Никаких пластических операций Алла Евгеньевна не делала, но выгладит прекрасно, живое лицо, красивые глаза, а главное – состояние молодости.

Когда в твоем окружении есть такие люди, это вдохновляет! Люди, на которых смотришь, и хочется жить.

- И, конечно, еще вопрос про моду: что посоветуете нам на зимний сезон?

- В этом году актуальны пальто и в моду входят шляпы. Давно не бывшие остро модными длины миди и макси выходят на передний план. Еще один тренд сезона – длинный свитер, как в 80-е. Цвета сезона – фиолетовый, теплый желтый и шоколадно-коричневый, геометрические и растительные яркие, броские принты. Главный ориентир – 40-е и 60-е. Яркие цвета актуальны не только в женском костюме, но и в мужском. Не бойтесь использовать цвет, это внесет разнообразие не только в ваш гардероб, но и в вашу жизнь.

Беседовала Инга Земзаре

Фото автора