Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 05 мая 2011 13:33      351

«Архитектура. Дизайн. Синергия»: Sustainable – очень нерусское слово

«Архитектура. Дизайн. Синергия»: Sustainable – очень нерусское слово


В лофт-проекте «Этажи» открылась выставка «Архитектура. Дизайн. Синергия». На ней немецкие архитекторы показывают, как строить дома, которые сами себя отапливают и охлаждают, проветривают и освещают, да еще и улучшают окружающую среду.

Выставку «Архитектура. Дизайн. Синергия» привез к нам Немецкий культурный центр имени Гёте, и представляет она немецких архитекторов и инженеров. Но это не суть важно: экологическая архитектура показана на примере штутгартского бюро Behnisch & Behnisch, а строит это бюро по всему миру. На его счету – и офисные здания в Германии и Голландии, и жилые кварталы в Детройте, и экопарк в Неваде, и аэропорт в Бангкоке.

Архитекторы и инженеры, чьи работы представлены на выставке, главную свою задачу видят в том, чтобы человек не вредил природе, а по возможности еще и помогал ей. Здания, которые они возводят – жилые дома, научные центры, офисные комплексы, – устроены так, чтобы наносить природе минимум вреда и в то же время по максимуму использовать ее ресурсы. Экологический подход к строительству, к производству, к потреблению, вообще к жизни человека в окружающей его среде – самый популярный тренд последнего десятилетия. В английском языке он называется словом sustainable. Это sustainable – головная боль для всех переводчиков на русский. Термин означает достаточно простую вещь: если мы берем у природы не больше, чем можем возместить, если в каждую минуту и за всю свою жизнь мы восполняем все природные ресурсы, которые потребили, и наши потомки получают от нас Землю в комплекте со всеми теми же богатствами, которые когда-то получили их родители, – значит, мы sustainable. По-русски такого слова нет. Его переводят то как «устойчивое развитие» (что абсолютно непонятно русскоязычному читателю), то как «экологичность» (что чуть понятнее, но слишком общо). А всего-то – сколько взял, столько и отдай. Не воруй у природы и у собственных внуков-правнуков. Мусор сдавай в переработку. Выключай воду, когда чистишь зубы. Срубил дерево – посади новое. Строишь дом – строй его так, чтобы не губить всё живое вокруг.



Идеология порождает технологию. А представленные на выставке технологии к тому же стоят на грани высокого искусства. Архитекторы и инженеры изучают место будущей стройки так скрупулезно, словно они будут не дом строить, а хирургическую операцию делать. Изучается всё: и окружающий ландшафт, и температурный режим, и роза ветров, и количество людей, которые будут посещать будущее здание или работать в нем. Просчитываются такие тонкости, которые нарочно не придумаешь: тепло, выделяемое каждым человеком, например. Вы знаете, в каких единицах измеряется запах? Вы знаете, что он вообще измеряется? А он измеряется. Единица измерения запаха называется ольф. Один ольф – это запах, исходящий от тела среднестатистического человека ростом метр восемьдесят в положении сидя. Для сравнения – курильщик со своей сигаретой издает запах силой примерно в 25 ольф, спортсмен на тренировке – 30 ольф. Даже такая, казалось бы, незначительная вещь, как запах в помещении, измеряется и моделируется: ведь запахи тоже влияют на комфорт человека в доме.



На счету немецких архитекторов – два с гаком десятка зданий. И все они «приспосабливаются» под природу, а не противоречат ей. Например, экопарк Paradise Universe построили в Неваде, посреди пустыни. Там сухо и жарко. Архитекторы придумали для парка конструкции-зонтики в форме цветов. Они не только защищают парк от солнечных лучей. На их «лепестки» льется вода, под солнцем вода испаряется, охлаждая поверхность «лепестков», поэтому под ними в парке всегда прохладно. Вместо тычинок в центре каждого «цветка» стоят ветряки, преобразующие ветер в электричество, а поверхность «лепестков» вдобавок выстлана солнечными батареями. В результате парк почти не потребляет внешнего электричества и прочих ресурсов: весь свой микроклимат он создает сам, используя природную среду пустыни и не вредя ей.



Или вот штаб-квартира банка Norddeutsche Landesbank в Ганновере. Летом там жарко. Обычно для охлаждения ставят кондиционеры, которые потребляют кучу электроэнергии и с жутким воем качают пересушенный воздух. «Экологичные» архитекторы поступили иначе: пропустили сквозь бетон перекрытий трубы с холодной водой, которая охлаждает полы и потолки, построили трубы, которые без всяких моторов, просто по законам физики, выбрасывают в атмосферу отработанный нагретый воздух, на место которого в помещение втекает воздух свежий. Зимой вся эта система работает наоборот – обогревает здание. Вода в трубах зимой теплая, но не от нагревания бойлерами, а оттого, что проходит через подземные каналы, а глубоко под землей почва остается теплой и греет воду.

Еще они построили аэропорт в Бангкоке. В тропической стране главное – создать в аэропорту прохладный микроклимат. Вместо того чтобы расставить по периметру мощные кондиционеры, придумали мягкую мембрану взамен крыши: она отражает жестокое тайское солнце. Просчитали динамику воздушных потоков: теплый и влажный воздух поднимается вверх, поэтому под самой крышей настоящая баня, но внизу, там, где ходят люди, – сухо и прохладно даже в самое пекло.



Архитекторы и инженеры планируют не только базовые системы обеспечения вроде отопления и освещения. В самых, казалось бы, суровых офисных зданиях вдруг появляются зеленые зоны – зимние сады, засаженные деревьями террасы. Деревья в центре большого города – это хорошо сразу по нескольким пунктам: они и защищают от шума, и освежают воздух, и создают оазисы, где работникам можно расслабиться. В общем, дома, представленные на выставке, – чудо чудное, диво дивное и единение с природой: и людям в них вольготно, и окружающая среда не портится.

На открытие выставки пришли российские архитекторы. Сказать, что для них экологичная архитектура – это что-то из XXXI века, значит ничего не сказать. Сама постановка вопроса для наших где-то за пределами разумного. Природа? Какая природа? И дело не только в том, что основные задачи, которые решают архитекторы в теплых странах (главное - не отапливать здание, а охлаждать; главное - не впустить в здание солнце, а защититься от его света), для нас экзотичны, нам бы тепла да света побольше, а не поменьше. Проблема в другом. «Такое строительство же бешеных денег стоит!» – шептались на открытии. Да, оно дорогое. Но западные страны на эти траты охотно идут, потому что отапливаться-освещаться-кондиционироваться старыми дедовскими методами – с применением механизмов, которые жрут электричество, – в долгосрочном итоге выходит накладней. Электроэнергия стоит слишком дорого, чтобы закладывать ее постоянный расход в стоимость эксплуатации здания. Очень дорого платить за утилизацию отработанного топлива, платить штрафы за выбросы выхлопных газов. Да и совесть не позволяет транжирить природные ресурсы – они не бесконечные, а нашим детям и внукам после нас еще жить.

У российских архитекторов такой проблемы нет. Энергия в нашей стране считай что дармовая. Проще включить пару сотен кондиционеров в розетку, чем разрабатывать экологичную систему. А вопрос «что оставите внукам?» выглядит и вовсе как попытка контакта с инопланетянами. Какие внуки, нам бы сейчас успеть и в деньгах не прогадать, а там хоть трава не расти. И если так дело пойдет, трава в России и правда расти перестанет.

Анна Матвеева,
«Фонтанка.ру»
Фото: лофт-проект «Этажи».

 

Источник: "Фонтанка.ру"