Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 13 февраля 2017 17:12      360

Обрисуйте полномочия главного художника

Без скандала покинул Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Александр Петров – главный художник Петербурга. Он проработал в городской администрации немногим более трех лет.

Было время, когда главный художник города был очень серьезной фигурой. Но год назад статус главного художника понизили с заместителя председателя КГА до начальника управления эстетики и монументального искусства. Что самое ощутимое в этой потере?

Сейчас главный художник занимается памятниками и вывесками. У него забрали благоустройство как элемент городского пространства. Вроде бы мелочи, например, клумбы и газоны, скамейки. Но это часть архитектуры, среда обитания, которая ежедневно окружает петербуржцев.

Это действие рекламного лобби?

Вряд ли, хотя его давление я ощущал все годы работы в КГА. Перенасыщенность рекламой и информационными вывесками остается самой сложной проблемой в оформлении города. Борьба с ними идет, но этот очень медленный процесс.

После многомесячной борьбы нам совместно с Комитетом по печати и КГИОП удалось сократить количество рекламных конструкций с 14 до 9 тысяч. Сейчас схема размещения рекламных конструкций редактируется, и есть большая вероятность, что их количество под воздействием рекламных фирм снова увеличится. И это главная проблема городского благоустройства.

«Телевизоры», особенно на Невском проспекте, раздражают горожан. Почему их разрешают?

Они пролезали без нашего согласования, их обосновывали социальной рекламой, важностью для МЧС и прочими красивыми словами.

Что вы хотели сделать, когда вас назначили главным художником?

Было много разных планов. Самые важные для всех петербуржцев – борьба с засильем вывесок и создание нового порядка установки памятников, особенно в центре.

Чем не устраивал прежний порядок?

Меня не устраивало появление монументов в обход существующей процедуры согласования и узаконивание объектов задним числом. Мне казалось, что если КГА подготовит «план монументальной пропаганды», включающий 10–12 памятников самым выдающимся петербуржцам-ленинградцам для установки в историческом центре города и за бюджетный счет, то это остановит вал низкокачественной продукции. Сегодня производство памятников стало бизнесом, где самое важное – короткие сроки. Напомню, что от объявления конкурса до установки памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли прошло более восьми лет. А идея установки этих памятников около Казанского собора обсуждалась еще за 10 лет до конкурса. В итоге мы получили произведения, которые можно считать знаковыми символами исторического Петербурга.

Наверное, я был наивен, полагая, что план монументальной пропаганды позволит уменьшить количество «законных» памятников, отмечая только самых-самых достойных петербуржцев, и одновременно поставит заслон самострою. Ни того ни другого не произошло.

Почему?

Самострой находит множество объяснений, начиная от высокой политики. Что касается нашего плана, то он был сразу поддержан городскими властями. Но потом он начал жить своей жизнью уже без моего участия: расширение списка в несколько раз; интернет-голосование, в котором участвовало менее 10 тысяч человек, что крайне мало для 5-миллионного города. Но хотя бы какие-то берега обозначены.

Сейчас отделом монументального искусства КГА подготовлена адресная программа с конкретными адресами для 17 выдающихся личностей, утвержденных Общественной палатой Петербурга для установки за счет бюджета. Перечень находится на утверждении в городском правительстве.

Работа художественной секции Градсовета, где вы были председателем, фактически сведена к консультированию. Все будет решать большой Градсовет. Это правильно?

На мой взгляд, художественная секция должна иметь право решающего голоса. Как правило, мы по несколько раз обсуждали эскизы памятников, выезжали в мастерские, чтобы посмотреть модель, ездили на место будущей установки памятника. Все делалось для того, чтобы получить достойный Петербурга результат. После положительного решения художественной секции запускалась процедура принятия постановления городского правительства.

У Градсовета много важных архитектурных и градостроительных вопросов и нет времени на подробные обсуждения. А дискуссии нужны, город должен насыщать новые районы искусством и новыми формами благоустройства, а не ларьками.

За три года работы в КГА вы часто сталкивались с активностью Зураба Церетели по продвижению его творений в Петербург?

Только однажды. В 2014 году в моем кабинете состоялось рабочее совещание, где мы отклонили предложение Церетели установить галерею из 17 скульптур российских царей в парке 300-летия Петербурга. Прошлогодняя история с попыткой установки статуи Иисуса Христа прошла без моего участия. Однако в последнее время эта активность усилилась. Ходили слухи о переносе статуи Петра Великого, который установлен в центре Москвы на берегу Москва-реки в Петербург.

Вернемся к вывескам. Если в бизнес-центре на Невском живет три десятка компаний, сколько должно быть вывесок?

Одна. Если на Невском проспекте работает аптека, она же не выставляет на фасад наименования всех продаваемых лекарств. Разрешена должна быть только вывеска бизнес-центра.

Размер вывесок вас устраивает?

В 1990-е годы была популярна «теория»: 10-процентное увеличение размера букв на столько же увеличит прибыль. Методом убеждения на разных площадках нам удалось уменьшить размер букв на вывесках. 25-сантиметровая буква хорошо видна с расстояния 70 метров. В городской среде приемлемы буквы до 45 см, хотя я всегда за уменьшение. 20-сантиметровые прекрасно читаются и не мешают друг другу.

КГА подготовлен эстетический регламент, в котором установлен максимальный размер букв – 40 см.

Но пока продолжают появляться варварства типа вывески «Дель Мар» на Невском проспекте с метровыми буквами.

Хозяева кафе готовы платить штрафы ради престижа предприятия. Значит, надо значительно повысить размеры штрафов, чтобы останавливать подобные желания.

Каким должно быть городское благоустройство?

В историческом центре не должно быть активного дизайна. Сейчас нужны только функциональные вещи – скамейки, урны, ограждения и т.д. Все остальное – как временные объекты. Вспомним цитату из «Гамлета»: одевайся во все самое дорогое, но скромно.

Наши предшественники, в том числе в советские времена, хорошо поработали. Вспомните диваны-скамейки. Их портит только дурная мода сидеть на спинках. Полгода назад я придумал скамейку с такой спинкой, чтобы на ней сидеть было неудобно.

Необходима большая открытость городских конкурсов с привлечением новых независимых профессионалов и экспертов, дабы остановить протаскивание в победители своих друзей и знакомых.

К благоустройству относятся номерные знаки на домах. Как вы относитесь к «парижским» номерным знакам, которые сейчас узаконены? Правильно ли копировать с французов?

Эти знаки не вызывают у меня протестов. Как дизайн хорошей иномарки, хотя элемент плагиата от парижского проекта, несомненно, присутствует. Также у знака отсутствует какая-либо подсветка в вечернее и ночное время. Это явная недоработка дизайнера. Да и размещение их на фасадах зданий старого фонда оставляет желать лучшего, так как проводилось без участия специалистов КГА и КГИОП.

Вадим Шувалов

Источник: "Город 812"