Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 22 ноября 2017 12:45      391

Почем передвинуть недвижимость

В Петербурге собираются возрождать технологию перевозки или переноса зданий, объявили на днях в Смольном. Инициатива власти лишь на первый взгляд выглядит сюрпризом: способы такой перевозки известны уже почти 100 лет, только в Москве домов перевезено десятки — в том числе здание МХТ. Но в Петербурге подобных случаев нет, и, скорее всего, еще очень долго не будет. Несмотря на то, что в Генплане сотни старинных домов и памятников, стоящих на пути прокладки будущих трасс и ждущих своего часа. 

Возможность переноса обсуждалась градозащитниками, в том числе, в отношении печально известного дома на Ремесленной улице, 3. До того, как его снесли, о переносе говорили на очередной встрече градозащиты и вице-губернатора Игоря Албина. Как рассказал «Фонтанке» зампред петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов, тогда активисты предложили Албину перенос как крайнюю меру спасения исторического здания. 

«Тем более что там и двигать далеко не надо было — участок, где здание стояло, «задевала» крайняя, шестая полоса моста через остров Серный, из-за строительства которого дом и снесли. А рядом как раз есть пустой участок, в нескольких десятках метров», – рассказал Кононов. 

«Тогда на совещании по Ремесленной присутствовал глава КГИОП Макаров (Сергей Макаров, глава комитета по охране памятников. — Прим. ред.), – пояснила координатор «Живого города Юлия Минутина-Лобанова. – И было дано поручение изучить опыт переноса, в том числе зарубежный. Так что это параллельно идет: дом-то уже снесли, а опыт, вот, изучают...»

Инженеры АО «КБ ВиПС» подсчитали, во сколько этот перенос мог бы обойтись. Согласно их вычислениям, на устройство временной дороги потратили бы примерно 12 млн рублей, на сами работы по перемещению — 29 млн; таким образом, перенос здания стоил бы бюджету 41 млн — цифра, несопоставимая с ценой сноса и воссоздания. «В принципе, это сравнимо, например, со спуском больших кораблей на воду, технология похожая, и ничего невозможного нет», – поясняет руководитель архитектурно-планировочного управления АО «КБ ВиПС» Михаил Бимон.

Как в Москве передвигали дома

В 1930-е технология, в общих чертах, выглядела так. После обследования дома и окружающей его застройки здание, насколько возможно, укрепляли и отключали от инженерных сетей. Затем строили новый фундамент на новом месте и готовили рельсовые пути, по которым дом должен был переезжать. Дом укрепляли специальной металлической рамой по линии будущего среза фундамента. Перед перерезанием в фундаменте пробивали небольшие окна, в которые  просовывали (от одной стороны здания до другой) ходовые балки. Балки приподнимали домкратами, после чего дом наконец «отрезали» от основания, опускали на специальные катки и везли, как большие суда, спускаемые на воду, до нужного места. Там дом ставили на новый фундамент и подключали к сетям, после чего убирали рельсы.

 

Так, например, в 1983 году здание МХТ (а тогда еще МХАТа) имени Чехова переехало на 27 метров вглубь квартала в Камергерском переулке. А в 1938 году именно так сдвинули на 50 метров бывшее Саввинское подворье (Тверская улица, дом 6, стр. 6) — дом весом 23 тысячи тонн. И это был даже не первый опыт. 

Случались и более сложные  «операции»: жилой дом на Садовнической улице, 77, стр. 1, в столице в 1937 году разрезали на две части, длинную повернули на 19 градусов и передвинули на 53 метра, а короткую сдвинули на 34 метра. Более того, в Москве умели перемещать дома даже вместе с подвалом: в 1940 году для переноса здания Моссовета (Тверская улица, 13) вырыли четырехметровый котлован и перевезли дом на 13 метров дальше от уличного фронта. А некоторые свидетели таких переездов говорят, что жилые дома перевозили даже без расселения, подключая их к сетям через гибкие шланги.

 

 

 

За рубежом подобные операции до сих пор проводят — с большими домами в тысячи тонн. И не только перевозят дома по рельсовым путям, но и перемещают на колесных тележках. В первом случае ехать можно только по прямой или по дуге с очень большим радиусом, иначе дом просто перекосит. Во втором случае траектория переноса может быть любой, что удобно в стесненных условиях плотной старой застройки. Правда, этот способ дороже, и в России пока не производят такой техники. Но и в России можно найти ряд коммерческих предложений по передвижке домов на небольшие расстояния — в основном загородных дач, в том числе и кирпичных.

 

 

Способы есть, законов нет

Почему же столь прогрессивная технология так прочно забыта в России? Ответ лежит на поверхности: гораздо проще юридически оформить перенос дома, когда в государстве «все государево», поясняет Михаил Бимон. А не сейчас, со всеми сложностями земельного, градостроительного и охранного законодательства, с частной, муниципальной и федеральной собственностью и т. д. 

«Поэтому и дома с жильцами так легко двигали в тридцатых годах, и никто не возмущался, – говорит он. – А сейчас правовое поле совершенно другое. И перенос зданий находится в юридическом вакууме. Нет никакой законодательной базы под этот процесс. Ведь переезд — это значит другой участок, кадастровый номер, адрес… Непонятно, что делать с историческим фундаментом, с которого дом срезали — он же под охраной тоже. И какой год постройки будет у перевезенного здания? В Европе и США как-то эти проблемы решаются муниципалитетами, которые обычно являются главными лендлордами в городах. У нас пока в этом смысле никаких процедур и подзаконных актов не прописано».

«Нет, определенная законодательная база все же имеется, но недостаточная, – уточняет Александр Кононов. – Сейчас в Минкульте готовятся поправки в 73-ФЗ об объектах культурного наследия, и там есть понятная процедура перемещения памятников в экстренных случаях. Например, деревню решили затопить, а там красивая церковь. Вот ее в этом случае можно перенести, закон это описывает. Или если происходят какие-то природные или техногенные явления, которые памятник могут уничтожить. Но массовая практика такая, конечно, невозможна». 

Что касается Петербурга, то, по словам зампреда петербургского ВООПИиК, никакие технологии передвижки зданий городу не помогут, потому что в Генплане, по его словам, десятки, если не сотни, мест, в которых будущие магистрали нарисованы поверх территорий объектов культурного наследия. Иными словами, потенциально судьба дома на Ремесленной может ожидать еще не один старинный дом — по крайней мере такая опасность заложена в главном градообразующем документе, считает Кононов. 

По данным главы Центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, из готовящихся сейчас проектов планировки территорий по крайней мере 12 содержат явные конфликты планируемых трасс с землями объектов культурного наследия. К примеру, магистраль № 15 проходит по территориям памятника федерального значения «Усадьба Миниха» и регионального памятника «Дача Макарова «Елизино». Всего же в Генплане имеется более 70 случаев, когда зона У (улично-дорожной сети) занимает от трех до 87 гектаров территории объектов культурного наследия. И около 15 памятников будут полностью уничтожены в случае строительства запланированной в Генплане магистрали.

«Думать нужно о том, чтобы у нас в принципе не было возможности проектировать магистрали по территориям памятников — как домов, так и парков, кстати, – подчеркивает градозащитник. – И есть еще не памятники, а исторические здания, каким был дом на Ремесленной, — дореволюционные. В принципе, 820-й городской закон об охранных зонах не предусматривает возможности переноса домов. Значит, к нему нужны некие подзаконные акты. Хотя, конечно, на поток в чьих-то коммерческих интересах подобное ставить нельзя, это сломает историческую планировочную структуру. Недаром Москва все-таки со временем от этого тоже отказалась. Но в исключительных случаях, как с этим снесенным домом, если бы его решили передвинуть, то, думаю, горожане восприняли бы это с пониманием».

Елена Зеликова, «Фонтанка.ру»

 

Источник: Фонтанка.ру