РЖД продает здание с залом центральных железнодорожных касс на канале Грибоедова. Эксперты пророчат ему будущее отеля или офиса
АО «Федеральная пассажирская компания» ищет покупателя для здания с залами центральных железнодорожных касс на канале Грибоедова, 24. Объект выставил на торги Российский аукционный дом, прием заявок начнется 26 октября. Начальная цена — 853 млн рублей. Эксперты пророчат объекту будущее отеля, но считают, что участвовать в аукционе рискнут немногие инвесторы.
Историческое здание на набережной канала Грибоедова, 24, выставлено на торги вместе с земельным участком. Аукцион состоится 4 декабря. Как сообщает РАД, нежилые помещения занимают пять этажей здания и подвал, их общая площадь — 9 278,4 кв. метра. Площадь участка составляет 3 475 кв. метров. Начальная стоимость объекта на аукционе — 853 млн рублей. РАД начнет принимать заявки 26 октября.
Эксперты рынка недвижимости признают, что здание расположено в интересной локации — по соседству с Невским проспектом, в деловом и туристическом центре города.
«В первом приближении здесь можно реализовать проект торгово-офисного центра, в лучшие времена можно было бы рассматривать и вариант с гостиницей», — считает гендиректор Knight Frank St Petersburg Николай Пашков.
По мнению гендиректора Colliers International Санкт-Петербург Андрея Косарева, верхние этажи здания выгоднее всего приспособить под апартаменты. «Офисы, наверное, тоже могут быть интересны, но, скорее всего, они не выдержат такую экономику из-за большой платы за вход в проект и высокой стоимости реконструкции. С большей вероятностью окупится приспособление здания под апартаменты, учитывая, что они продаются на стадии строительства. Если разместить в доме гостиницу, то при таких затратах ее доходность в долгосрочной перспективе вряд ли может быть высокой. Но в любом случае такое решение может быть оправдано с точки зрения будущей капитализации актива», — поясняет Косарев.
«У этого здания интересная входная группа и отличные видовые характеристики, поэтому, скорее всего, его будут рассматривать под проект отеля. Если по каким-то причинам запустить отель там будет невозможно, то это хорошая локация для бизнес-центра класса А или торговой функции в стилистике пассажа. Первые этажи, скорее всего, приспособят под стрит-ретейл, поскольку там отличная проходимость», — полагает вице-президент Becar Asset Management Ольга Шарыгина.
При этом участвовать в аукционе, вероятно, решат немногие, считает эксперт. По словам Шарыгиной, при более подробном анализе у объекта могут обнаружиться охранные обязательства и прочие нюансы. По мнению Пашкова, цена объекта кажется несколько завышенной. «Само здание достаточно специфическое — пассаж со световым фонарем, к которому пристроены офисные помещения», — поясняет он.
Однако в Colliers International, напротив, отметили, что, с учетом стоимости квадратного метра в этой локации, объект продается недорого. Но в любом случае инвестору придется вложиться в реконструкцию и серьезно покреативить. «Есть очевидные проблемы с организацией парковки, возможно, будут сложности с дополнительными мощностями, конструктивом здания. Фасадная часть с красивыми видами на канал Грибоедова и Казанский собор с точки зрения доли в общей площади очень небольшая. Основная доля площади выходит во внутренний двор и имеет серьезные ограничения по планировочным решениям в силу примыкания к брандмауэрным стенам соседних домов», — рассказал Косарев.
В реестре объектов культурного наследия здание не состоит, в КГИОП подтвердили, что у дома нет охранного статуса. При этом у него богатое историческое прошлое. Постройки на участке существовали еще в первой половине XIX века, в 1884 году дом перестроили архитекторы Михаил Петерсон и Павел Сюзор для промышленника Владимира Ратькова-Рожнова. Позже помещения занял «Пассаж», который расположился на территории от канала Грибоедова до Думской улицы и, по задумке владельца, должен был конкурировать с универмагом на Невском проспекте. Тогда на здании появились арки и симметричные эркеры, оно обзавелось симметричным фасадом с входной аркой по центру. В проемах окон разместили кадуцеи в виде жезлов с двумя крыльями — символы бога торговли Меркурия.
После революции дом поначалу пустовал, потом его занимали конторы и мебельный магазин. В 1970-х внутреннюю галерею здания, по решению Ленгорисполкома, перестроили под железнодорожные кассы. Крышу оснастили круглыми иллюминаторами, кассы освещались солнечным светом — за образец брали библиотеку в Выборге, которую, как считается, проектировал финский архитектор Алвар Аалто. С начала нулевых билеты в кассах продавало РЖД.
Центральная галерея здания снималась в фильме «Ирония судьбы» — она стала декорациями для сцены, в которой Надежда шла за билетами на Московский вокзал.
К слову, жители Центрального района в социальных сетях в этом году обращали внимание, что исторический объект приходит в упадок и не признан объектом культурного наследия. На фасаде здания сейчас местами разрушена лепнина. В июне после обращений петербуржцев на портал «Наш Санкт-Петербург» администрация Центрального района подала иск к АО ФПК с требованием исполнить свои обязательства по текущему и капитальному ремонту фасада, очистить стены от несанкционированных надписей и восстановить водосточные системы. Однако арбитражный суд Петербурга и Ленобласти оставил иск без движения. Попыток исправить ошибки райадминистрация больше не предпринимала, так что в августе заявление вернули автору.
Елизавета Ивантей,
«Фонтанка.ру»