Представитель ЛДПР выступил с революционным начинанием — внес в Госдуму законопроект, делегирующий нотариусам право регистрировать сделки с недвижимостью. Рядовые потребители восприняли будущий закон как возможность избавиться от необходимости выстаивать очереди в ФРС, юристы пожали плечами, а риелторы полагают, что ничего хорошего от таких начинаний ждать не приходится. В выигрыше, похоже, останутся только нотариусы.
Депутат Юрий Напсо предложил отдать право регистрировать сделки с квартирами - получать сведения и вносить записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (ЕГРПН) нотариусам, или, как они именуют сами себя, - «служителям превентивного правосудия». По мнению автора законопроекта, уполномоченный госорган — Федеральная регистрационная служба (ФРС) не справляется с нагрузкой.
«В территориальных регистрационных подразделениях созданы многодневные (по записи) очереди на сдачу документов», – констатирует депутат Юрий Напсо в пояснительной записке. И ему возразить трудно — любой, кому приходилось обращаться по своим нуждам в ФРС, или — как она раньше называлась — ГБР, подтвердит его правоту. Например, в Кировском районе Петербурга перед Новым годом сделки регистрировались минимум с двухнедельной задержкой. При этом по коридорам витал слух, что ускорить процесс можно за 7,5 тысячи рублей.
Ситуация, по мнению депутата, порождает появление значительного количества контор, занимающихся юридическим сопровождением и оформлением, связанных с регистрационными органами, но не несущих никакой юридической ответственности и работающих по тарифам «от спроса». В то же время граждане, оформляющие договоры, юридически не защищены, потому что, как правило, не имеют необходимых средств, чтобы воспользоваться услугами адвоката или юриста.
Как следствие — на рынке недвижимости появилось огромное количество риелторов, «которые составляют договоры с юридическими ошибками и не защищают граждан от убытков при заключении договоров». «Органы регистрации, видимо, связанные с риелторами, специально создают препятствия перехода права собственности на недвижимость и при этом также не несут ответственности за содержание сделки», – полагает Юрий Напсо.
Он также обращает внимание, что законодательство не предусматривает ни административной, ни уголовной ответственности должностных лиц уполномоченных госорганов за ошибки, совершенные при регистрации прав собственности на квартиры. Для решения вопроса предлагается передать право работать с реестром недвижимости нотариусам. То есть покупатель и продавец смогут обращаться не в конкретную регистрационную службу (города, района), а в ближайшую нотариальную контору.
Как удалось выяснить журналисту «Фонтанки», законопроект был внесен не без ведома нотариального сообщества, которое, разумеется, его поддерживает. Как пояснили в Федеральной нотариальной палате, предлагаемый институт полностью соответствует традициям так называемого латинского нотариата, который существует в России.
«Сделки с недвижимостью регистрируются нотариусами во Франции, Австрии, Швейцарии и многих других странах, – поясняет пресс-секретарь Федеральной нотариальной палаты Алексей Лацейко. – В ноябре минувшего года во Франции была совершена первая полностью электронная сделка – без совместного присутствия продавца и покупателя. Сейчас заключено уже больше сотни таких сделок. В России нотариусы уже много лет используют информационную систему "Е-Нот", а потому для технической реализации института регистрации сделок с недвижимостью нотариусам достаточно интегрировать нашу систему с ЕГРПН».
В пользу принятия закона говорит и то, что, в отличие от чиновников, частные нотариусы полностью отвечают за ущерб, нанесенный их действиями. Причем с 1 июля ответственность каждого «служителя превентивного правосудия» в городах будет застрахована на 1,5 млн. рублей, что должно обеспечить надежность совершаемых сделок.
Правда, похоже, что от диктата ФРС избавиться согражданам все равно не удастся. «Из анализа правовых норм следует, что нотариус выполняет в процессе регистрации прав на недвижимое имущество лишь посредническую функцию, т.е. сдает и получает документы из регистрирующего органа. Более того, как следует из содержания законопроекта, выполнение такой вспомогательной функции является правом нотариуса, следовательно, зависит исключительно от его желания сопровождать сделку своих клиентов до конца.
Какого-либо существенного изменения порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возможное принятие ФЗ "О нотариате в Российской Федерации" в рассматриваемой редакции не влечет», - замечает Мария Николаева, партнер юридической компании Pen&Paper.
Юристы обращают внимание и на то, что предлагаемый законопроект не предусматривает внесения поправок в Основы законодательства о нотариате – закон, регламентирующий работу нотариусов. Такого действия, как регистрация сделки или внесение записи в ЕГРПН в действующей редакции закона не прописано. Не определен тариф (или пошлина), которую нотариусы будут взимать за регистрацию сделки с недвижимостью. Кроме того, из предлагаемых поправок не следует, что нотариусы будут выдавать свидетельства о собственности. То есть даже если всю сделку и можно будет провести в нотариальной конторе в течение нескольких минут, за «бумажкой» все равно придется ехать в отделение ФРС - со всеми вытекающими последствиями.
Таким образом, если новый закон будет принят, то в выигрыше останутся только нотариальные конторы, получившие новую статью дохода. Для рядовых граждан не изменится ровным счетом ничего. А представители риелторов вообще расценивают начинание Юрия Напсо как бесполезное.
«Внесенный на рассмотрение законопроект в первую очередь влечет за собой риск отсутствия единой системы получения информации об объектах недвижимости, что очень важно при принятии сторонами решения о сделке. Россия - это не Франция или Швейцария, технический уровень оснащения нотариусов крошечных населенных пунктов оставляет желать лучшего. И возлагать на них функции государственного регистратора на этом уровне необдуманно, - полагают юристы компании «Адвекс Недвижимость». - Структура уже создана, налажена, отработана и не нуждается в отмене».
Нотариусы лоббируют возврат к обязательному удостоверению сделок с недвижимостью уже около десяти лет. Напомним, что в 1998 году вступил в силу федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которым нотариат был признан «полуобязательным» институтом.
Сейчас регистрацией сделок занимается Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (бывшая Росрегистрация – ФРС, именуемая в Санкт-Петербурге ГБР). В ходе последней реформы органов власти это ведомство было переименовано и передано в ведение Министерства экономического развития России.