Скандальную мансарду на Мойке, 37 пока оставят в прежнем виде - решение по надстройке так и не принято. Инвесторы, пошедшие было на переговоры с комитетом по охране памятников, представили проект, который, по оценке главы КГИОП Веры Дементьевой, мало чем мог исправить уже испорченную панораму Мойки. Это мнение о «компромиссном», по мнению компании «Росстро», варианте поддержали почти единогласно и члены совета по культурному наследию при губернаторе. Однако никакой возможности юридически воздействовать на застройщика у комитета нет — ведь «реконструируемый» дом на Мойке не является памятником. Заместитель директора по развитию компании «Росстро» Татьяна Павлова эмоционально посоветовала членам по культурному наследию заниматься не уже реализованными и согласованными проектами, а теми, что еще не прошли все инстанции.
Напомним, что работы по «реконструкции чердачного помещения» проводятся по заказу группы компаний «Росстро». Узнать, окажет ли какое-либо воздействие на планы компании настоятельная рекомендация совета по культурному наследию поработать еще, чтобы изменить проект, нам не удалось. Татьяна Павлова заявила нашему корреспонденту, что все, что пишет об этой ситуации «Фонтанка», «с самого начала является клеветой», и у нас нет «ни чести, ни совести». Заметим, что проблему с этой панорамой мы подняли в феврале 2009 года. После этого застройщиков вызвала на переговоры Вера Дементьева.
О чести и совести говорила на совете по культурному наследию и глава КГИОП. Но уже о чести и совести многочисленных авторов проекта. Признав, что комитет выходит за пределы правового поля, она призвала члена совета по культурному наследию, директора института «Спецпроектреставрация» Владимира Фомина (организация которого выполняла и рабочую документацию по надстройке на Мойке, и экспертизу её возможного визуального влияния на городскую среду) добровольно отозвать свою работу. Нет рабочей документации, нет экспертизы, значит, и работы автоматически придется остановить.
Такому беспрецедентному решению дружно воспротивились сам Владимир Фомин, архитектор Никита Явейн и зампред главы КГИОП Алексей Комлев. Комлев, заявив, что «разбирается в вопросе лучше, чем Вера Анатольевна, в силу своей архитектурной специализации», объяснил, что отозвать уже согласованную документацию просто невозможно. «Как я буду отзывать? Мы делали только рабочую документацию по чужому проекту. Нельзя отозвать то, что нам не принадлежит», - согласился директор «Спецпроектреставрации».
Вера Дементьева не поверила своим оппонентам, философски заметив, что «законно все, вопрос только в цене». Предположив, что Никита Явейн просто боится прецедента, она высказала идею, что документацию можно было бы у застройщика отсудить, или попросту выкупить. «Пора начать отвечать за то, за что вы получаете деньги», - доказывала она импровизированному «архитектурному лобби» в совете по культурному наследию.
Тезис об отзыве документации не стал окончательным решением совета, но авторам проекта и застройщикам предложено проявить добрую волю и переделать надстройку. Некоторые члены совета, правда, уже смирились с очередной градостроительной ошибкой, в случае если этой «доброй воли» не обнаружится. По мнению археолога Олега Ионесяна, вид с Миллионной улицы при этом не менее критичен, чем панорама Мойки. А историк архитектуры Борис Кириков высказал опасения за вид с Зеленого моста на Невском проспекте — по его мнению, нарушена и эта панорама, о которой туристам часто говорят как о красивейшей в мире. Теперь же в нее вторгается «нечто аморфное».
Впрочем, как убедительно доказал в своем докладе о панораме Дворцовой площади Алексей Комлев, глаз со временем привыкает ко всему. Проанализировав фотографии «Фонтанки» с выступающими над Главным штабом надстройками, зампред КГИОП заявил, что это здание построено на Волынском переулке еще 11 лет назад. И увидеть его можно только от Адмиралтейства, а не с Дворцовой площади. «11 лет никто не видел, а тут увидели», - возмущался он. На самом деле, как отметил Никита Явейн, над Главным штабом сейчас возвышается сразу три верхушки — бизнес-центр на Волынском, гараж, а также парковка ДЛТ. Но в остальном Алексей Комлев прав — привыкнем и к мансарде, а что нам остается.