Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 26 ноября 2012 15:37      323

«Измайловской перспективы» нет

Срок реализации первого этапа «Измайловской перспективы», проекта, по которому депрессивные территории за Обводным каналом должны были превратиться в инвестиционный рай, закончился. На месте складов, ставших ненужными железнодорожных путей и заброшенных промзон планировалось комфортное жилье и современные бизнес-центры. «Фонтанка» решила оценить, до какой степени мечты администрации Петербурга воплощены в реальность.

Текущую ситуацию удалось оценить после общественных слушаний, проходивших в администрации Московского района 22 ноября.

Во-первых, по последним данным, в одном из кварталов будущей «Измайловской перспективы» должен появиться «объект науки» — этим термином назван будущий корпус ЗАО «Элкус», компании, специализирующейся на разработке электронного оборудования для авиации и космонавтики. Ради того, чтобы фирма смогла расширить свои площади, пришлось вносить коррективы в утвержденный в 2007 году проект планировки территории, точнее — предусмотреть появление нового здания в квартале 53, ограниченном Благодатной и Варшавской улицами, а также пока еще не существующей пробивкой Измайловского проспекта и проектируемой магистралью № 24.

Во время слушаний выяснилось, что кроме одиннадцатиэтажного здания «Элкуса» в квартале появится и девятиэтажный подземный паркинг на 499 машино-мест. Кто будет строить многоуровневый гараж, пока неизвестно. Районный архитектор Александра Шабанова объяснила, что участок сформирован в рамках реализации программы «Невский гараж», будет выставлен на торги, а пока собственника у него не существует.

Неизвестны и сроки реализации транспортных проектов — пока и продолжение Измайловского проспекта, и будущая улица 24 существуют только на бумаге. Впрочем, жители Варшавской, перед чьими домами пройдет будущая магистраль, уже успели заподозрить, что новая трасса неизбежно ухудшит качество их жизни и, может быть, уничтожит существующую зелень.

В остальном территория квартала 53 представляет собой пустырь, и инвесторов, способных заинтересоваться его развитием, не наблюдается. Впрочем, Шабанова рассказала, что ОАО «Ленгипротранс» планировало построить на участке, который эта проектная организация арендует под свою производственную базу, бизнес-центр под названием «Апельсин», но затем от своих замыслов отказалось. И даже в проекте планировки возможность его реализации не отражена. Еще один объект, которым обогатится будущая «Перспектива», - трансформаторная подстанция, ее построят за счет бюджета.

Как выяснилось на тех же слушаниях, 53 квартал — далеко не единственная территория, не вызвавшая никакого интереса у потенциальных инвесторов. Всего по южной части будущей «Измайловской перспективы» на сегодняшний день подано три заявки — от собственника склада, расположенного по адресу: Малая Митрофаньевская улица, 17, от АОЗТ «Лендорстрой-2» и от ООО «Маршрутное такси». Все эти компании желают построить на месте своих складов жилье. Кто купит квартиры в домах, одиноко стоящих посреди заброшенных промзон и складских территорий, заявители не поясняют.

Как пояснила Шабанова, эти заявления заморожены до того момента, как будет принято решение о внесении соответствующих корректировок в Генплан. Глава комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева на вопрос корреспондента «Фонтанки» сообщила, что проект планировки «Измайловской перспективы», скорее всего, еще будет корректироваться с учетом существующего Митрофаньевского кладбища, судьба которого не решена до сих пор, поэтому вопросы строительства жилья в ближайшее время решены не будут.

Неофициально в комиссии по подготовке изменений в Генплан «Фонтанке» сообщили, что все заявления от владельцев складов, скорее всего, будут отклонены, поскольку «совершенно очевидно, с какой целью это делается». В кругах строителей ситуацию прокомментировали еще более откровенно. «Эти собственники резервируют свои земельные участки, чтобы потом, когда придет крупный инвестор, способный взяться за развитие территории всерьез, потребовать с него соответствующую компенсацию за выкуп земли», - ни минуты не сомневаясь, сообщил представитель одной из ведущих строительных компаний Петербурга.

Получается, что активно развивается только одна часть «Измайловской перспективы» - на улице Красуцкого, рядом со станцией метро «Фрунзенская», территорию площадью 2,5 га застраивает компания «ЮИТ Санкт-Петербург» - на месте промзоны должны появиться жилые дома. Инвестор обещает, что здания будут построены в стиле «сталинской архитектуры» и не разрушат облик Московского проспекта. Водонапорную башню, построенную в 1880-х годах и признанную на основании экспертизы Маргариты Штиглиц объектом культурного наследия, компания законсервировала, хочет сохранить и включить в новую застройку.

К застройке территории завода «Петмол» приступило ЗАО «Юнит», дочернее предприятие группы Meridian Capital, построившей ТРК «Галерея» на месте знаменитой ямы у Московского вокзала. Компания планирует там жилой комплекс «Времена года», состоящий из 4 жилых зданий. Рядом в 2013 году собирается начать строительство жилого комплекса «Тапиола» концерн «Леминкяйнен».

Территорию площадью 38 га, вытянутую вдоль Обводного канала от Варшавского вокзала к Московскому проспекту, начинает застраивать ЗАО «Эталон -ЛенСпецСМУ». Застройщик собирается возвести 22 жилых дома (в общей сложности на 22 тысячи жителей) и 3 детских сада. В компании пояснили, что на принадлежащей им земле находятся три выявленных объекта культурного наследия, их ценность подтверждена экспертизой Маргариты Штиглиц, и эти здания ни в коем случае не будут уничтожены — наоборот, проект нового строительства разработан с учетом их существования.

Впрочем «ЛенСпецСМУ» уже столкнулось с сопротивлением градозащитной общественности. Так, 22 ноября в помещениях бывшего пакгауза Варшавского вокзала вспыхнул пожар, уничтоживший все левое крыло исторической постройки. И хотя, как выяснилось, здание принадлежало вовсе не инвестору, а государственной организации «Почта России», 23 ноября активисты движения «Живой город» начали сбор подписей «в защиту зданий комплекса Варшавского вокзала». Конфликт пока только разгорается, и пока неизвестно, как он будет развиваться дальше.

Таким образом, инвесторы осваивают в общей сложности около 60 га земли из 460 га, предназначенных под создание «Измайловской перспективы». Как, когда и, главное, кто приступит к их застройке, неизвестно никому. «Это очень трудная территория, - поясняют в НИПЦ Генплана. - Здесь очень много земель находится в федеральной собственности — РЖД и Минобороны, поэтому возникает множество имущественно-правовых вопросов, которые будут долго и трудно решаться».

«Рано или поздно в порядок эти участки приведут, потому что мы сюда пришли, - заверил «Фонтанку» один из действующих инвесторов. - Но все равно — каких-то положительных изменений можно будет ждать не раньше, чем через три-четыре года».

Напомним, идея реновации территории, ограниченной Московским проспектом, набережной Обводного канала, Балтийской веткой ОЖД и Благодатной улицей, обсуждалась в нашем городе с 1960-х годов. Но в советское время денег для реализации этих градостроительных планов не нашлось. Вернулись к ней в 1994 году, когда по распоряжению губернатора Владимира Яковлева было создано ОАО «Измайловская перспектива». К 1997 году, по инициативе Михаила Генина, директора «Измайловской перспективы», ОАО в качестве Агентства по развитию территорий (АРТ) за свой счет провело экологическое обследование всех участков, разработало концепцию и проект планировки. По данным обследования, проведенного АРТ, крупнейшим собственником на территории квартала был город, которому принадлежало 100 га, под улично-дорожную сеть отводилось 131 га. В собственности ОАО «РЖД» находилось 78 га, Минобороны владело около 45 га, оставшиеся 111 га поделили между собой 270 частных собственников.

Однако работы по освоению территории были «заморожены» из-за дефолта и возобновились только в 2003 году, уже при новом губернаторе — Валентине Матвиенко. В феврале 2004 года концепцию, разработанную АРТ, обсудили на заседании правительства. В Смольном жестко раскритиковали работу АРТ «Измайловская перспектива», но «дали компании последний шанс» - до конца 2004 года, поручив разработать поэтапный план развития территории, который и был вынесен на рассмотрение в 2005 году. В целесообразности предложений АРТ усомнился на тот момент председатель КУГИ Игорь Метельский, сразу предупредивший, что рекультивация земель потребует очень больших затрат, но его словам должного значения не придали. В 2007 году был разработан и утвержден проект планировки территории (без проекта межевания), в 2008 году — концепция застройки. Правда, первоначально заявленную высоту доминант пришлось существенно понизить - с 250 метров до 150.

Всего на территории планировалось построить около 1 миллиона квадратных метров жилого и 4,5 миллиона квадратных метров нежилого фонда. Предусматривалась пробивка Измайловского проспекта, продолжение улицы Красуцкого, которая должна была стать дублером Обводного канала, создание Ново-Лиговского проспекта. Параллельно Московскому проспекту (на расстоянии 30-70 м) город собирался создать пешеходные улицы — с возможностью организовать торговую зону на первых этажах и увеличить притягательность для бизнеса.

В первую очередь (2007-2012 гг.) планировали реконструировать территории трамвайного и грузового парка, площадки заводов "Трансмаш" и "Маяк". Во вторую (2009-2014 гг.) - складскую зону вдоль Митрофаньевского шоссе и большую часть промзон. В третью (2011- 2015 гг.) - железнодорожные земли. Ни одно из объявленных начинаний к 2012 году не было выполнено — проект, переживающий уже третьего губернатора, по-прежнему буксует.

Кира Обухова, "Фонтанка.ру" 
Источник: "Фонтанка.ру"