Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 28 мая 2013 12:12      461

«Большой Петербург» по-французски

Для устойчивого развития Петербургу необходимо около десяти новых центров, альтернативных историческому, мощная транспортная инфраструктура и сеть общественных пространств. Таким видит будущее города на Неве французский архитектор Джамель Клуш, разработчик проектов «Большой Париж» и «Новая Москва».
 
Перед городскими урбанистами и девелоперами выступил на круглом столе Джамеля Клуш, директор французского градостроительного бюро L’AUC, сторонник  полицентричного развития мегаполисов. Москве и Парижу он советовал создавать несколько центров. Концепция полицентричного развития городов появилась еще в 1980-х годах, однако  сравнительно недавно она была адаптирована к развитию мегаполисов. В Петербурге активно о ней заговорили и вовсе пару лет назад. По мнению сторонников идеи (к примеру - создателей "Лахта центра"), формирование нескольких центров, альтернативных историческому, - деловых, культурных, общественных -позволит районам города развиваться более равномерно, снизит потоки ежедневной внутригородской миграции и нагрузку на инфраструктуру, а значит сократит количество пробок.

Схема «перепланирования» моноцентричного города в полицентричный - одновременно и проста, и сложна, рассказал Джамель Клуш. Для начала правительству города совместно с экспертами необходимо выявить или создать несколько «точек притяжения» - крупных инфраструктурных, транспортных, деловых проектов, формирующих вокруг себя городскую активность. Как правило, плотность населения вокруг таких центров выше. Одно из условий - такие «точки» не должны быть монофункциональны - являться только офисными центрами или пересадочными пунктами - это должны быть кластеры, представляющие возможность и поработать, и отдохнуть, и, конечно, что-то приобрести.

В Петербурге уже есть такие формирующиеся подцентры - зоны вокруг аэропорта «Пулково» и строящийся «Лахта-центр». Но этого недостаточно. По оценке Джамеля Клуша, Петербургу понадобится еще 2-3 таких центра на юге и около 5-6 на севере города.

Следующий шаг - новые центры должна связать качественная транспортная инфраструктура, включающая как использование скоростного общественного транспорта, так и автомобильные магистрали. Уже вокруг сформированного транспортного каркаса, и после проведенных расчетов будущей нагрузки, должны строиться жилые кварталы.

Третий этап - разработка сети общественных пространств - площадей, садов, пешеходных зон, которые могли бы связать все новые центры воедино. Полицентричный город должна поддерживать и сформированная «культурная» инфраструктура, например, связанная с историческим наследием. Бюро L’AUC разработало  идею «Большого Лувра» - крупного музея, соединенного транспортными линиями со своими филиалами и другими дворцами. В Петербурге в такое единое культурное и креативное пространство может быть перепрофилирован, например, «серый» пояс промышленных предприятий начала ХХ века, окружающий центр, предложил Джамель Клуш.

По словам урбаниста, полицентричное развитие Петербурга, агломерационная экспансия города за его границы уже начались. И лучше сделать этот процесс управляемым и спланировать заранее, чем столкнуться через 10-15 лет с хаотично застроенными окраинами, превращающимися в «гетто».

«Петербург, в отличие от Москвы, ограниченной столичной ролью, может иметь вид европейского, спокойного, города с парками и прекрасными пейзажами и при этом - оставаться региональной метрополией», - уверен Джамель Клуш. Кроме того, Петербургу, где особенной ценностью является «небесная линия», французский урбанист посоветовал основательнее прорабатывать высотный ландшафт новой застройки, формируя его не только с помощью установки регламентов, но и индивидуально, в ручном режиме.

Чем больше центров тем дороже


Российские урбанисты слушали французского коллегу с удовольствием, интересом и скепсисом. По мнению экспертов, концепция полицентричного развития мегаполисов - красивая, идеалистическая и очень дорогая.

Основная статья затрат - создание современной транспортной инфраструктуры между новыми центрами. Даже для Парижа расходы на развитие транспортной инфраструктуры оказались неподъемными. Только на строительство метро французской столице требуется более 37 млрд евро. Для Петербурга, где в 2013 году на строительство метро выделяют около 10 млрд рублей, а стоимость строительства одного километра Красносельско-Калининской линии составляет 5,3 млрд рублей - такая задача может быть и вовсе неосуществима.

Даже вложив существенные суммы в развитие полицентричного города, результатов можно не дождаться, говорит генеральный ИТП «Урбаника» Антон Финогенов. В теории - создаваемые центры должны привлечь бизнес и гражданские сообщества -только так они смогут «ожить» и полноценно функционировать. Однако на практике на это требуется как минимум 10-15 лет, а при недостаточной разработке проекта или нехватке средств, центры и вовсе могут остаться номинальными. В мире существует достаточно неудачных или недостаточно удачных примеров - от столицы Бразилии до олимпийских проектов в Барселоне, считает эксперт.

Существующая законодательная база не способствует развитию петербургской агломерации. В российском законодательстве нет термина «агломерация», а в практике - подходов к ее развитию и форм управления, рассказал директор РосНИПИ Урбанистики Владимир Щитинский. Первый шаг к совместному планированию развития регионов Петербург и Ленобласть сделали только в прошлом году. Что и говорить о других нюансах - например, полифункциональное развитие территорий противоречит нормам Правил землепользования и застройки (ПЗЗ).

На сегодняшний день в мире отсутствует опыт спланированной трансформации городов с одним центром в полицентричные, и тем более - их развития. «Десять конкурсных проектов «Большого Парижа», разработанных по заказу правительства Франции, так и остались десятью отдельными проектами и не были объединены в единую концепцию», - говорит урбанист, основатель архитектурной группы u:lab.spb Данияр Юсупов. Окончание реализации программы «Большой Париж» намечено на 2030 год. Что и говорить о проекте «Новой Москвы», будущее которого пока и вовсе туманно.

И, тем не менее, несмотря на скепсис, деловые центры, альтернативные историческому в Петербурге уже начали формироваться. Пока - спонтанно. И пока в лучшем случае они смогут «оттянуть» на себя 3-5% городских рабочих мест. Официально же позиция о том, будет ли город развиваться как моно- или полицентричный пока не выработана, в очередной раз подтвердил советник губернатора Петербурга по вопросам строительства Вячеслав Семененко. Официально как таковой стратегии развития у Петербурга пока вообще нет.

Справка - 1. Проект «Большой Париж» (Le Grand Pari(s) — грандиозный проект, запущенный Французским правительством. Экс-президент Франции  Николя Саркози в конце 2007 года предложил идею развития города в современный  мегаполис мирового уровня, рассчитанный на 11 млн человек. К участию в конкурсе были приглашены мировые архитектурные бюро, среди которых бюро Джамеля Клуша LAUC, создавшее проект «город-дом». Завершение проекта намечено на 2030 г (С архитектурного сайта).

Справка-2. Проект «Новая Москва» был озвучен в 2011 году, предполагающий расширение территории современной Москвы за счет присоединения части территории Московской области (148 тысяч га), на которой в настоящее время проживает примерно 250 тысяч человек. « Новая Москва»  должна создать 1 млн новых рабочих мест и обеспечить жильём 2 млн человек. Затраты на строительство составят 11 трлн рублей (16 млрд руб. на геодезические изыскания на площади новых городских районов, 32 млрд руб. — проектирование и разработка генплана, 1,1 трлн руб. — выкуп участка под строительство объектов, 9,35 трлн руб. — на само строительство) (Из «Википедии»).

Антонина Асанова 
Источник: "Квадрат.ру"