Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 25 января 2002 14:45      186

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕСТРОЙКА ПЕТЕРБУРГА

Недавно в Петербурге появился новый комитет городской администрации — по природопользованию и охране окружающей среды (КПООС). Его создали вместо соответствующего управления и наделили гораздо большими функциями и полномочиями,

чем были у прежней структуры.

«Да мало ли бюрократических учреждений появляется и исчезает в Петербурге по воле власть имущих, — скажут многие читатели. — Подумаешь, «повысили» кучку чиновников. Дышать легче от этого не станет». Так рассуждали и мы, не торопясь рассказывать о данном факте. Но первые шаги комитета сломали подобные стереотипы. Появилась надежда, что впервые за много лет городское правительство намерено всерьез и надолго заняться экологическими проблемами Петербурга. Возможно, потому, что дальше ехать уже некуда. Так или иначе, но комитет создал, а город одобрил долгосрочную программу по защите окружающей среды Петербурга, предполагающую стабильное и щедрое финансирование. Уже в наступившем году во исполнение этого документа городской экологический фонд получил на 130 процентов больше денег, чем в предыдущем году. О том, что будет сделано на эти средства, каковы дальнейшие «экологические» перспективы Петербурга, мы беседуем с председателем КПООС Дмитрием Голубевым.

— Дмитрий Алексеевич, почему правительство занялось экологией после многолетнего игнорирования этой темы?

— Я бы не был столь категоричным в оценках. В последние годы петербургская власть сделала немало, чтобы оздоровить наше общее жизненное пространство. Запущен первый в России завод по сжиганию осадков сточных вод, завершается реконструкция «Красного Бора», созданы сети автоматизированного контроля радиационной обстановки и атмосферного воздуха, реализованы несколько целевых программ. Это лишь некоторые из наиболее очевидных подвижек.

Другое дело, что эффект от них не заметен. Более того, анализ показывает, что воздух ухудшается, деградированных деревьев и кустарников становится все больше, люди чаще болеют... С обретением Ленинградской областью самостоятельности на ее территории зачастую происходит и вовсе «экологический беспредел»: вырубаются тысячи гектаров лесопаркового защитного пояса; загрязняются зоны охраны источников питьевого водоснабжения; свалки, причем не только «дикие», растут как грибы. Все и вся продается, вплоть до земель особо охраняемых территорий.

Администрация города пришла к единственно верному выводу: защита окружающей среды — это не отдельные малоэффективные меры по ликвидации аварий и загрязнений. Это целая политика по предупреждению «экологического» вреда, проводить которую должны все властные структуры и хозяйствующие субъекты, а не только профильные учреждения. Именно подобную политику разработали специалисты комитета. Документ, созданный нами, называется «Основные направления деятельности администрации Санкт-Петербурга по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период 2003 — 2007 гг.».

— Так, значит, ждать того времени, когда лед тронется, нужно как минимум год?!

— Лед уже тронулся и быстро набирает ход. В 2001 году «на экологию» было выделено 102 миллиона рублей, в нынешнем — 231 миллион. Растут также инвестиции из внебюджетных средств. Столь существенные изменения связаны с новой политикой по охране окружающей среды, то есть деньги пойдут на реализацию мероприятий «Основных направлений».

Однако чтобы подключить к этой работе остальные структуры петербургской администрации и задействовать все отрасли городского хозяйства, чтобы продумать первые целевые программы под конкретное финансирование, нужно время. Мы отвели на это год.

— Что запланировано сделать в ближайшее время? Только, пожалуйста, называйте конкретные мероприятия, имеющие для горожан практическую ценность.

— Тогда мне придется перечислять почти всю годовую смету, а она довольно объемна. Так что назову основное, да и то выборочно. Всем понятно, что Нева — источник постоянного экологического риска, так как пропускает вереницы судов, среди которых немало барж, груженных мазутом. Еще выше опасность в морском порту, где происходит перевалка горючего. Эта транспортная отрасль в Петербурге развивается реактивными темпами, а аварийного флота у города нет.

Итак, 20 миллионов рублей пойдет на строительство первого у нас скоростного судна-нефтесборщика. Темп его работы превысит существующие в 4 — 5 раз, оборудование на борту будет соответствовать международным стандартам. Еще 26 миллионов потратим на капремонт двух стареньких нефтесборщиков, строительство катера для работы в мелководье Невской губы и побережье Курортного района, на другую технику и оборудование.

Кроме того, мы планируем на время навигации создать постоянные посты от моста Лейтенанта Шмидта до Новосаратовки. А также курировать и очищать от частых «бесхозных» разливов внутренние реки и каналы.

53 миллиона — это затраты на проведение дноуглубительных работ и очистку акватории, в том числе — впервые за много лет — прудов и озер. 10 миллионов мы отдаем на завершение реконструкции «Красного Бора» — таков наш вклад в финансирование этого проекта. 28,8 миллиона рублей решено потратить на обеспечение экологической безопасности — защиту от радиации, ртути, радона, ликвидацию химических загрязнений, прочих аварий. Таковы самые крупные вложения.

Впрочем, есть не менее важные, но гораздо менее затратные мероприятия. К примеру, Охта, Лубья, Каменка и более мелкие речушки переполнены канализационными стоками и их надо спасать. А для этого — убедить хозяев прибрежных предприятий, что строить локальные очистные сооружения выгоднее, чем платить за загрязнение окружающей среды. Вот мы и попытаемся доказать это на практике — построим показательные очистные сооружения, проведем агиткампанию.

— И все-таки сегодня самая насущная проблема — петербургский воздух. По данным ВОЗ, от 40 до 50 процентов заболеваний современного человека связаны с «экологией» и в первую очередь — загрязнением атмосферы. Когда же наконец станет легче дышать?

— Еще несколько месяцев назад я бы вам не ответил. Или отослал к иным властным структурам, например ответственным за развитие транспортной и энергетической инфраструктур. Теперь же я констатирую: первым пунктом первоочередных мер (извините за тавтологию)... «Основных направлений» значится охрана атмосферного воздуха.

Доказано, что 77 процентов общего атмосферного загрязнения приходится на автотранспорт. Парк машин достиг 1,3 миллиона, средняя скорость передвижения автомобилей и автобусов колеблется от 15 до 30 километров в час. В итоге предельно допустимая концентрация канцерогенной двуокиси азота в целом по городу превышена почти в два раза.

Так что мы запланировали, а городское правительство одобрило строительство и ввод в строй, естественно, КАД, а также Западного скоростного диаметра и Центральнодуговой магистрали. А также проектирование и возведение новых мостов и туннелей через Неву и ее притоки, пешеходных переходов, транспортных пересечений и развязок, введение автоматизированной системы управления дорожным движением на территории города, перевод автомобилей на экологичное топливо. И многое другое.

— Столь грандиозные планы очень впечатляют, но одновременно выглядят, извините, прожектерством. Каким образом вы намерены добиваться их воплощения? Не будет же ваш комитет заниматься строительством транспортных развязок? Да и насчет финансирования возникают, мягко говоря, сомнения.

— Мы заручились поддержкой правительства Петербурга. На недавнем координационном совете по вопросам экологии и природопользования «Основные направления» были однозначно одобрены. Создана рабочая группа для устранения мелких недочетов и для согласования документа с отраслевыми комитетами.

К лету он будет принят на заседании правительства и станет обязательным для исполнения руководством к действию в каждом конкретном комитете. Я уже говорил, что на базе «Основных направлений» возникнут конкретные целевые программы, каждая строка которых будет профинансирована. У нашего же комитета появится моральное право не согласовывать решения и проекты административных структур, расходящиеся с «экологической политикой». А она, повторю, задействует все сферы городского хозяйства.

От редакции. Если верить сказанному, получается, что время, когда за охрану окружающей среды безуспешно сражались лишь общественные организации, проходит. Нынешняя экологическая перестройка зародилась во властных «верхах», а значит, есть надежда на воплощение самых смелых задумок и начинаний. Очень хочется верить, что задыхающихся, астматичных и болезненных петербуржцев хоть на этот раз не обманут.

Наталья Анисимова