Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 22 сентября 2006 19:41      222

Присяжные: подсудимые по "делу Старовойтовой-2" - виновны

Виновны – таков вердикт присяжных в отношении уроженцев Брянской области Вячеслава Лелявина и Павла Стехновского, обвинявшихся в соучастии и участии в убийстве Галины Старовойтовой. Как сообщает корреспондент «Фонтанки», присяжные признали, что для прекращения политической деятельности депутата была создана организованная группа (7 голосов «за», 5 – «против»). А вот политический мотив убийства сочли недоказанным (1 голос «за», 11 – «против»). Подсудимый Лелявин, по мнению присяжных, осуществлял все, что вменяло ему обвинение, однако не доказано, что делал это с целью убийства Галины Старовойтовой. Он был признан присяжными виновным, но заслуживающим снисхождения.

Все, вменяемое Павлу Стехновскому, заседатели сочли недоказанным, кроме того, что Стехновский признавал сам. В частности, присяжные признали, что Стехновский приобретал автомат «Аграм», однако не знал, что именно он приобретает. Вердикт – виновен, но заслуживает снисхождения. Приговор подсудимым будет вынесен в среду, 27 сентября.

Хлопок на набережной Грибоедова...

Галина Старовойтова, депутат Государственной думы РФ, была убита 20 ноября 1998 года в подъезде собственного дома на набережной канала Грибоедова. Тогда же был серьезно ранен ее помощник Руслан Линьков, который встретил Старовойтову в аэропорту с рейса Москва – Петербург и помогал ей донести до квартиры вещи.

По факту убийства Галины Старовойтовой было возбуждено уголовное дело по статье 277 УК РФ – «Терроризм, покушение на жизнь государственного или общественного деятеля». Таким образом, изначально в качестве основного мотива преступления следствие рассматривало политическую деятельность депутата Госдумы.

С самого начала следствия предполагалось, что убийство проведено силами террористической группировки. Нападавших было двое, а перед нападением за депутатом осуществляли слежку, прослушивали ее телефонные переговоры. С этой целью члены группировки установили диктофон в подъезде дома на канале Грибоедова, подключив его к телефонной «паре».

Один из убийц, как показал в суде Руслан Линьков, был переодет в женские парик и плащ, из-за чего потерпевший принял его за женщину. Когда Галина Старовойтова с помощником зашла в подъезд, они говорили о действиях депутатов от ЛДПР, подавших иск на Галину Старовойтову, назвавшую одного из них «больным человеком», и в этот момент раздался хлопок. Линьков увидел, что Галина Васильевна падает, повернулся на звук и увидел вспышку, а в свете этой вспышки, сопровождавшейся еще одним хлопком, – лицо человека. Этот человек пробежал мимо него, а он побежал наверх по лестнице. Там он наткнулся на еще одного человека – ту самую «женщину», в руке у которой был пистолет. Раздался третий хлопок, и Линьков с пулевым ранением головы потерял сознание. Линьков выжил, Старовойтова погибла. Очнувшись, помощник депутата дополз до квартиры соседей и постучал в дверь, позвав их на помощь.

Дрязги, деньги, два ствола

Версий убийства Галины Старовойтовой было несколько. Основная – политическая: депутат была устранена с целью прекращения ее государственной деятельности. Этой версии придерживается потерпевшая сторона – Руслан Линьков и сестра убитой законодательницы Ольга Старовойтова. Они перечислили для присяжных ряд законов и законопроектов, которые, по их мнению, стали причиной убийства депутата (Конституция РФ в части о правах человека, Федеральный Закон «О конфессиях», законопроект «О борьбе против коррупции», мораторий на смертную казнь, законы «О свободе слова» и «О свободе совести» и др.). Назвали и фамилии явных политических противников Ольги Васильевны (Михаил Глущенко, Владимир Яковлев, Альберт Макашов, Геннадий Селезнев). Вторая версия – экономическая. Согласно ей, причинами нелюбви к убитой законодательнице были ее выступления против Селезневского лобби в правительстве РФ, из-за которого все предприятия, производящие слабоалкогольную продукцию, долджны были закупать у компаний «Кодзнак» и «Спецзнак» (учредителями которых являлись ближайшие помощники Г. Селезнева) спецнаклейки для своей продукции. Незадолго до трагедии, как утверждают потерпевшие, к Старовойтовой обращались представители двух крупных предприятий – пивоваренной компании «Балтика» и завода слабоалкогольных напитков «Браво Интернэшнл», которые и передали ей информацию о лобби. Еще одной версией убийства, которой, кстати, настойчиво придерживалась сторона защиты по «большому» делу, было банальное ограбление. Будто бы Старовойтова везла из Москвы в Петербург миллион долларов наличными на выборы. Напомним, что осенью 1998 года шла избирательная кампания в питерский парламент, и Галиной Старовойтовой был сформирован блок «Северная Столица». Но в ходе следствия «денежная» версия не подтвердилась.

Преступники бросили в подъезде и во дворе дома Старовойтовой на канале Грибоедова оружие – пистолет «Беретта Гардоне» и пистолет-пулемет «Аграм 2000». Последний имел характерную поломку: магазин выпадал при стрельбе, и его приходилось фиксировать при помощи щепки. «Беретта» была переделана под стрельбу отечественными патронами. Именно особенности оружия, как станет известно позднее, послужили для следствия отправной точкой на пути раскрытия преступления.

Спустя два года, осенью 2000-го, благодаря показаниям одного из свидетелей появились первые подозреваемые. Еще два года понадобилось следствию, чтобы осенью 2002-го года один из них – Алексей Воронин – дал признательные показания, на основании которых были задержаны еще пять человек: уроженцы города Дядьково Брянской области Игорь Лелявин, Юрий Ионов, Игорь Краснов (ранее судимый, якобы известен в определенных кругах как «смотрящий» за городом Брянском, где и был задержан), Виталий Акишин (задержанный в том же Брянске вместе с Красновым) и сотрудник ГРУ Юрий Колчин. Еще трое подозреваемых – Евгений Богданов, Сергей Мусин, Олег Федосов – от следствия скрылись и до сих пор находятся в розыске.

Как считало следствие, Галину Старовойтову в парадной дома 91 по каналу Грибоедова «встретили» Акишин и Федосов. Последний был загримирован под женщину. Сначала предполагалось, что привез их на «место икс» и отвез на съемную квартиру после убийства Юрий Ионов, но теперь эта роль отводится Вячеславу Лелявину.

Уголовное чтиво

Павел Стехновский появился в деле в качестве свидетеля в 1999 году. Тогда он рассказал, при каких обстоятельствах было приобретено оружие, из которого, по версии следствия, была убита Старовойтова. Затем он в срочном порядке продал имущество и выехал за границу, после чего он был объявлен в розыск, и уголовное дело в отношении него было выделено в отдельное производство.

Летом 2004-го года Стехновский был задержан в Брюсселе по оперативному поручению правоохранительных органов России, а в декабре - этапирован в Санкт-Петербург. Ему предъявлено обвинение незаконном приобретении, передаче и хранении оружия, а также в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля. Последний пункт, по мнению защиты, нарушал нормы экстрадиции: Стехновский передавался России в качества подозреваемого в соучастии преступлению, и обвинение в участии (без приставки «со-») нарушало его права. В связи с этим дело два раза возвращалось из суда в прокуратуру и в итоге статья 33 (соучастие) к статье 277 (терроризм) была добавлена.

Стехновский заявил, что с 1998 года он работал водителем у Сергея Мусина (получая от него 200-300 долларов в месяц), позже был оформлен охранником на предприятии "Благоверный князь Александр Невский". Никаких разговоров о политике между Мусиным и Стехновским никогда не происходило, политических пристрастий своего бывшего работодателя он не знает. Стехновский утверждает, что не знал, какие отношения складывались между людьми, которых он встречал в офисе фирмы, но Мусин, по его словам, находился в подчинении у Богданова и у Колчина.

По поводу обвинения в приобретении оружия Стехновский пояснил, что к нему обратился его знакомый Сапожников. В телефонном разговоре он в иносказательной форме предложил автоматическое оружие импортного производства, не указав марку. Предложение Стехновский передал Мусину, тот заинтересовался. Однако продавец, интересы которого представлял Сапожников, по непонятной причине отказался встречаться с Мусиным лично. Якобы, именно по этой причине Стехновский и оказался втянут в историю с покупкой автомата. Он отправился на встречу с продавцом, которым оказался другой его знакомый - Федоров. Забрал закрытую коробку, внутрь которой не заглядывал, передал ее Мусину. Вечером Мусин позвонил и сказал, что все в порядке. После этого Стехновский еще раз встретился с Федоровым и передал ему 3 тысячи долларов.

Вячеслав Лелявин также сначала фигурировал в деле в качестве свидетеля, вызванного со стороны защиты подсудимых по «большому» делу. Но 1 июля 2004-го года, после допроса на следствии его статус был изменен: уже в качестве подозреваемого Лелявин-старший был задержан и арестован по обвинению в терроризме.

Как утверждал перед судом сам Вячеслав Лелявин, он с Юрием Колчиным его связывают товарищеские отношения, с остальными фигурантами обоих «дел Старовойтовой» просто знаком. В частности, он был знаком с находящимся ныне в розыске Сергеем Мусиным от которого осенью 1996-го года ему якобы и поступило предложение пострелять на военном полигоне в районе Петродворца. Вячеслав Лелявин заверил суд, что эти стрельбы проводились исключительно для развлечения и, к тому же, за деньги. Стреляли из пистолетов Макарова и автоматов Калашникова, которые якобы принадлежали расформировывающейся на тот момент воинской части. Между тем, свидетели обвинения показали суду, что стрельба на полигоне помимо «Калашниковых» в тот день велась из двух автоматов «Аграм-2000», один из которых был новый, а второй – старый, с «характерными потертостями» и существенной неполадкой – он заедал во время стрельбы в автоматическом режиме. Именно этот «потертый Аграм», как считает обвинение, и был куплен впоследствии Стехновским и передан Мусину, и именно его нашли сотрудники милиции на месте убийства Старовойтовой.
Вячеславу Лелявину вменялась также скрытая видеосъемка дома на Старовойтовой канале Грибоедова на «видеобарсетку» для подготовки к убийству, а также то, что он неоднократно возил туда других участников группировки. Обвинялся Лелявин и в подключении по приказу Юрия Колчина к домашней телефонной линии Старовойтовой аудиоплейера и в произведении нескольких записей телефонных переговоров депутата. Наконец, считает обвинение, именно он 20 ноября 1998 года доставил киллеров к месту убийства на своем автомобиле, а после совершения убийства - отвез их обратно на съемную квартиру.

В прошлом году суд приговорил Юрия Колчина к 20 годам строгого режима по статье 277 (терроризм). Виталий Акишин получил 23 года и 6 месяцев строгого режима по статьям 277 (терроризм) и 105 (умышленное убийство). Юрий Ионов и Игорь Краснов были оправданы, Алексея Воронина и Игоря Лелявина освободили из-под стражи за истечением срока давности совершенных ими преступления.

Павел Горошков,
Фонтанка.ру