Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 07 июня 2008 02:54      192

The Great Gig в небе над Дворцовой

Несмотря на капризы петербургской погоды, подарок горожанам от петербургского экономического форума все-таки был принят — не только зрителями, но и, кажется, всем городом. Концерт Роджера Уотерса не просто состоялся на Дворцовой площади, а вписался в нее, как будто шоу было специально создано для Петербурга.

Судя по рекламе, ожидать мы могли пышного и роскошного представления, а получили изысканную британскую сдержанность, которая не вошла в противоречие с петербургской имперской чопорностью. Несмотря на современное и, казалось бы, совсем не гармонирующее с хрупким обликом Эрмитажа и Главного штаба сооружение — сцену, концерт Роджера Уотерса и звуком, и светом слился с прекрасной архитектурой и переменчивой питерской погодой, наполнил пространство Дворцовой завораживающими музыкальными пассажами, а душу каждого зрителя — ведомыми только ему переживаниями. И, судя по лицам, чувства у людей были очень разными и очень сильными: ведь музыка Pink Floyd настолько глубока, что, право, в ней можно утонуть.

Началось шоу до начала концерта, как это ни парадоксально звучит. Авторы постановки запустили на огромном экране изображение панели древнего радиоприемника, на фоне которого дымилась сигарета и стоял стаканчик виски. Иногда чья-то рука вертела ручку настройки — и рок-н-ролльные хиты менялись, повинуясь ей.

Моросящий дождь то начинался, то переставал, было нежарко, если не сказать холодно, однако зрители все-таки собрались, и аплодисменты, приветствовавшие выход музыкантов на сцену, были весьма бурными. Почувствовав настроение зала, Роджер Уотерс начал концерт весьма эмоционально — да что там говорить, и продолжил на той же волне.

Звуки знакомых — многим с детства — песен, накладываясь на любовно подобранный видеоряд, усиливали гипнотическое воздействие. Какой там холод, какой дождь! С первых тактов все было забыто. И это притом, что Уотерс не сыграл ничего нового — зато как он выдал старое и любимое! In The Flesh, Mother, Shine On Your Crazy Diamonds, Wish You Were Here и другие хиты — только одно это перечисление может сделать несчастными тех, кто побоялся дождя и остался дома. Поэтому только намекнем, что во втором отделении концерта был сыгран альбом The Dark Side of The Moon, а на бис — композиции из The Wall, в том числе знаменитый Another Brick in The Wall.

В конце первого отделения в воздух была поднята знаменитая свинья — ее расписывали, по традиции, мастера граффити города, в котором проводится концерт. Питерские художники написали на одном боку свиньи «Не плачь, не бойся, не проси», а на другом лозунг польской армии времен Второй Мировой - «За нашу и вашу свободу!». Зрелище, надо сказать, было сюрреалистическим, особенно вид летящей свиньи на фоне Исаакиевского собора...

И все это время на сцене был совершенно седой, но неизменно обаятельный Роджер Уотерс. Он не только исполнял свои старые хиты, но и дирижировал эмоциями зрительного зала, жестами и движениями подчеркивая важность того или иного отрывка. Подобная расстановка смысловых акцентов делала шоу еще более отличным от привычных нашему уху записей. И крошечное рассогласование музыкантов в одном из длинных мелодических отрывков стало не ошибкой, а милым нюансом, позволившим осознать происходящее: здесь, на наших глазах, в привычном уже пространстве Дворцовой рождалась великая музыка. И делал ее именно он — Роджер Уотерс.

Конечно, один бы он не смог вытянуть целое шоу. Помогли музыканты: например, гитарист Сноуи Уайт, который был первым приглашенным в Pink Floyd музыкантом. Он же принимал участие в шоу The Wall 1990 года. Грэхем Броудс был за ударной установкой. Он принимал участие в записи некоторых проектов Уотерса, а также работал с Тиной Тернер, Джорджем Майклом и другими известными исполнителями.

За клавишами и органом был сын Уотерса — Гарри. Говорят, учиться музыке он начал с самого детства, а уже в 11 лет его учитель по классу фортепиано познакомил его с произведениями Скотта Джоплина и Фэтса Уоллера. Когда мальчику было уже около двадцати, он начал играть в группах, исполняющих свои версии известных песен — от Led Zeppelin до Grateful Dead. С отцом он начал концертировать с 2002 года.

Джон Карин, играющий на клавишах и гитаре, а также подпевающий Роджеру Уотерсу, - музыкант-мультиинструменталист. Он сам пишет музыку, а также исполняет ее не только на тех инструментах, которые он использовал на концерте, но и на бас-гитаре и ударных. Он участвовал в записи одного из альбомов Брайана Фэрри, играл с той частью Pink Floyd, которая осталась после распада группы, и с The Who. Да, в одно и то же время этот человек умудрялся ездить в турне и с Роджером Уотерсом, и с Дэвидом Гилмором!

Джон Килмистер (гитара, вокал) был назван гитаристом года по версии Guitarist Magazine в 1991 году. Кстати, начиная музыкальную карьеру, он был левшой, но после несчастного случая переучился играть правой рукой. Он преподает гитарное мастерство в одном из музыкальных учебных заведений Лондона. Играл с Карлом Палмером, Китом Эмерсоном, Кеном Хэнсли и другими известными британскими исполнителями. В концерте Уотерса на Дворцовой принимал участие и Честер Камен, ранее работавший с Полом МакКартни и Мадонной.

Саксофонист Иен Ричи, чьи соло наполняли сердца некоторых зрителей счастьем и тоской одновременно, принимал участие в записи некоторых проектов Роджера Уотерса и участвовал в записи альбомов довольно известной певицы Лори Андерсон. В свободное от концертов тура время он играет современный джаз в одной из британских групп этого направления.

Три очаровательные женщины широких вокальных данных вышли на сцену вместе с Роджером Уотерсом. Это, во-первых, П.П. Арнольд, выступавшая с Тиной Тернер, Джими Хендриксом, Родом Стюартом и Эриком Клэптоном. Во-вторых, Кэрол Кэньон, работавшая с Кайли Миноуг, Вангелисом, Майком Олдфилдом. В 1994 году она приняла участие в записи альбома Pink Floyd The Division Bell, а в 2005-м — выступила вместе с воссоединившейся группой в Лондоне, на Live 8. И, в-третьих, Сильвия Мэйсон-Джеймс, которая также принимала участие в том памятном концерте.

Позволим себе напомнить нашим читателям и биографию главного героя петербургского праздника. Джордж Роджер Уотерс родился в 1943 году в Великобритании. В 20 с небольшим лет Роджер собрал группу, в которую пригласил своих друзей по университету Ричарда Райта, Ника Мэйсона и Клайва Меткальфа. Их музыкальный коллектив назывался тогда SIGMA 6, а потом сменил еще несколько имен. Хотя музыка, которую исполняли молодые музыканты, была весьма интересной, успеха в лондонских клубах группа не имела. Через некоторое время в группу пришел давний друг Роджера, Сид Барретт. Он же в 1965 году придумал название Pink Floyd, соединив имена двух блюзовых музыкантов - Пинка Андерсона и Флойда Кансила.

Первый альбом группы Pink Floyd "Piper At The Gates Of Dawn" вышел на лэйбле EMI, на нем была композиция "Take Up Thy Stethoskope", которую написал Роджер Уотерс. Остальные принадлежали перу Сида Барретта.

После тура по США 1967 года в группу решили взять пятого музыканта. Им стал Дэвид Гилмор, гитарист, вокалист и автор песен. Через некоторое время, уже после записи второго альбома, "A Saucerful Of Secrets", Сид Барретт покинул группу. Без его участия группа записала альбомы Music From the Film More, Ummagumma, Atom Heart Mother, Meddle и Obscured By Clouds.

В январе 1972 года в Брайтоне Pink Floyd представили программу "Eclipse". Роджер Уотерс трудился над ней три месяца. Альбом с композициями из этой программы был переименован и назван "Dark Side Of The Moon". 2 марта 1973 года альбом с незатейливой обложкой начал свой путь к вершинам хит-парадов. Звучание этого произведения было уникальным. Роджер Уотерс прокомментировал успех: "Мы будто осуществили самую сокровенную мечту".

Как полагают специалисты, альбом и концертная программа "The Dark Side Of The Moon", по мнению критиков, определили развитие мировой музыки. Альбом сразу же завоевал мировое признание за успешную комбинацию прогрессивной музыки (остающейся таковой даже спустя 35 лет), философских тем, сюжетной лирики и новых звуковых решений. Благодаря ему впоследствии появилось несколько музыкальных направлений: психоделика, арт-рок, прогрессив-рок и электроника. "The Dark Side Of The Moon" стал одним из самых раскупаемых альбомов в мире. В чартах Billboard Top 200 пластинка занимала верхние строки рекордные 15 лет.

Как совсем недавно рассказал Роджер Уотерс газете The Mirror, «это произведение затрагивает сердца многих людей, не только мое. И когда люди слушают его, то я думаю, понимают, что оно искренно и правдиво, что это не просто красивая поза какой-нибудь поп-группы».

Последующие альбомы группы - Wish You Were Here, Animals и, без сомнения, легендарный The Wall — также были встречены восторженно и публикой, и критиками.

В 1985 году Уотерс официально заявил о распаде группы, однако Дэвид Гилмор посчитал, что Pink Floyd способны продолжить играть без Уотерса. Дело окончилось в суде, где Уотерс отстаивал свое право на название. В итоге права на использование названия «Pink Floyd» и большинства песен перешли к Гилмору, Райту и Мейсону, которые возобновили под этим именем концертную деятельность и запись новых альбомов. Уотерс же получил права на альбом The Wall и все его песни, а также на знаменитую свинью Pink Floyd.

После Pink Floyd Уотерс начал сольную карьеру, выпустив три концептуальных альбома, а в 1999 году отправился в тур по Америке с программой "In The Flesh". В 2000 году последовал еще один тур, который продолжился в 2002 году. В его рамках Уотерс дал два концерта в России - в Санкт-Петербурге и Москве.

2 июля 2005 Уотерс присоединился к Pink Floyd на концерте Live 8. Они вместе сыграли 20-минутный сет из 4 песен: «Breathe», «Money», «Wish You Were Here» и «Comfortably Numb». Впрочем, вскоре после этого концерта музыкант заявил Associated Press, что, хоть играть с Pink Floyd ему очень понравилось, шансы на полноценное воссоединение группы весьма призрачны. В мае 2007 года в лондонском зале Barbican Centre состоялся концерт памяти Сида Барретта "Syd Barrett - Madcap's Last Laugh", в котором приняла участие вся четверка Пинк Флойд - трио Гилмор, Мэйсон, Райт и Роджер Уотерс соло.

Нынешний тур - “Dark Side Of The Moon Live” - продолжается уже около двух лет. Он был представлен в сентябре 2006 года.«Это было великолепно: исполнять “Dark Side Of The Moon” по всему миру в последние пару лет. Реакция везде была очень вдохновляющая», - сообщил в одном из интервью 2008 года Роджер Уотерс. Он также рассказал, что до сих пор любит "Dark Side of the Moon" и для него очень важно, чтобы эта работа была исполнена максимально близко к оригинальному альбому - что мы, собственно, и услышали.

А всего через два дня после концерта в Петербурге, как соообщает портал Pink-Floyd.ru, Роджер Уотерс примет участие в организованном Эриком Клэптоном благотворительном крикетном матче, который пройдет 8 июня в городке Крэнли графства Сюррей. Обе команды будут состоять из друзей Эрика: музыкантов и известных игроков в крикет. Все доходы, полученные от матча, будут направлены в благотворительные и общественные организации.

Ленка Виноградова,
Фонтанка.ру

P.S. Интересный факт для тех, кто дочитал статью до конца: чтобы поддерживать форму во время тура, Роджер делает упражнения для голоса, придуманные еще в XIX веке.