Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 09 февраля 2010 03:20      365

Выставки недели: 9-14 февраля

Арт-повестка недели представляет самые разные сферы художественной жизни: советское искусство эпохи застоя, ленинградский андеграунд, современный концептуализм, а также ар-брют – маргинальное искусство. Кроме того, Эрмитаж после долгого перерыва снова открывает залы культуры Средней Азии.

Побег из соцреализма

ЦВЗ «Манеж» отмечает 35-летие творческой группы «Лестница», созданной по инициативе скульптора Любови Добашиной в 1975 году. Это был период острого противостояния сторонников официального искусства и нонконформистов, и группа объединила левых художников ЛОСХа, которые доктрине кондового соцреализма предпочитали полузабытую эстетику авангарда в сочетании с «оттепельной» романтикой. Живописцы и графики Владимир Долгополов, Николай Кошельков и Валерий Мишин, «чистый» живописец Анатолий Заславский, керамист и график Анатолий Громов, график Семен Белый, скульпторы Любовь Добашина и Лев Ланец – они всегда работали в разных видах искусства, подчеркивая отсутствие лидера и равноправие своих творческих манер.

В 1980-е годы за объединением закрепилось название «Группа восьми»: тогда метафоричность их искусства, аскетизм художественных средств и неизменная тяга к волшебству были сродни бархатной революции в соцреалистическом болоте. Выставка в «Манеже», собранная по музеям, частным коллекциям России и США и мастерским художников, показывает эту славную эпоху, причем не с полюсов официального искусства или нонконформизма, а из самой гущи художественной жизни. Впрочем, не менее увлекательно проследить, как изначально живое и яркое искусство «Группы восьми» усыхает и превращается в петербургскую художественную школу.

Учитель детей подземелья


В галерее «Борей» можно увидеть картины и объекты андеграундного художника-музыканта-поэта-философа Владимира Сорокина (не путать с московским писателем). Работы собрали в память об авторе, которого не стало месяц назад, – сдержанная примитивистски-декоративная живопись, порой на такой необычной основе, как дека гитары, показывает одну сторону жизни этого важного деятеля художественной жизни 1980-х годов. Другие: участвовал в «Поп-механике», дружил с Сергеем Курехиным и «Аквариумом», 15 лет руководил рок-группой «Виртуозы Вселенной» (они же «Голубые пидарасы»), снимался в независимом кино. Сорокина считали то драчуном, то странствующим проповедником, то учителем – его можно назвать новым «ренессансным человеком», которому тесно в рамках одного вида творческой деятельности.

Не удивительно, что из множества проектов, которыми он фонтанировал, дошла до стадии реализации лишь малая часть. Однако именно благодаря таким людям сама эпоха ленинградского андеграунда 1980-х сегодня воспринимается как время культурного расцвета.

Планетарный масштаб


В малом зале галереи «Борей» с 9 февраля показывают фотоинсталляцию художника-концептуалиста Алексея Варсопко, который активно выставляется с 1996 года и за это время сделал несколько выдающихся проектов. Например, «Внутренние границы» (2009), где знаками начала и конца населенного пункта ограничены места в Петербурге, не соответствующие статусу «культурной столицы»: перекопанный тротуар, опрокинутая скамейка на пустыре, свалка или куча грязи. Или же «Виртуальные Петербурги» (2001) – серия фотоэкскурсий по городу, обнаруживающих на набережной Невы у воды надпись «Платить надо», на Зимнем дворце огромную вывеску «Продажа», рекламный щит с текстом «Я вам еще покажу, гады!», а на Исаакиевской площади газон в форме доллара. Или проект «Секта "Черное искусство"» (2000) – тексты молитв-покаяний для художника/ куратора/ галерейщика/ искусствоведа/ типа интеллигента/ просто зрителя. А также «Ф.Л.А.Г.И.» (2008-1010) – разноцветные абстракции, вырастающие из монотонных пейзажей петербургских и других окрестностей. Новая инсталляция называется «Третья сторона Луны» и являет собой серию автопортретов в размытом круге, перемежающихся с крупными планами тела, – человек предстает в виде неизвестной стороны планеты, которую невозможно увидеть и изучить. На сайте художника можно также увидеть очаровательный «брак-объект» «Неудавшаяся планета», состряпанный для этого проекта.

Лечение по телефону


С 12 февраля в выставочном зале Музея городской скульптуры проходит выставка «Врачи прилетели», составленная из работ участников художественной студии при Городской психиатрической больнице №6. Это в основном небольшие керамические скульптуры животных, людей, различных предметов, также представлена живопись, графика, анимация. Арт-терапия, лечение творчеством, стала популярна в середине ХХ века, и тогда же в результатах художественной деятельности пациентов увидели одну из форм искусства – ар-брют, искусство маргиналов или аутсайдеров.

Самый популярный материал, как и у детей, – податливая глина, которая позволяет непосредственно вложить свои переживания и настроение в некую форму, не нуждаясь в посредниках в виде карандаша или кисточки. А фигурки, которые делают пациенты, сразу напоминают первобытное искусство: тотемные животные, палеолитические Венеры. И глиняный мобильный телефон вместо каменного топора.



Возвращение Азии



В Эрмитаже 12 февраля открывают экспозицию искусства Средней Азии – 11 залов на первом этаже Зимнего дворца. От древних кочевников и эллинистических государств до согдийских городов V-VIII веков н.э. – эта уникальная коллекция отражает многообразие индийских, античных, иранских, тюркских традиций, оказывавших влияние на огромный регион до прихода ислама в IX веке. Рядом с фрагментами скульптур, рельефов и росписей выставлены целые колонны, фризы и перекрытия из домов богатых жителей Пенджикента, города в восточной части Согдианы, – в 722 году они сгорели при взятии города арабами и потому сохранились. Бытовые вещи включают великолепную серебряную посуду, монеты, украшения, печати, игры. Ряд вещей приобрели до 1917 года на антикварном рынке, но основная масса происходит из раскопок, которые эрмитажные археологи ведут уже много десятилетий.



Путешествия в другие миры

А некоторые выставки на этой неделе закрываются. До 14 февраля еще можно приобщиться к чудесам науки на выставке «Зазеркалье» в лофте «Этажи»: кривые зеркала, хитроумные калейдоскопы, плазменный шар и разные другие увлекательные устройства можно и нужно трогать и изучать, а заодно выдуть огромные мыльные пузыри, залезть в зеркальный лабиринт и попробовать вскипятить воду в стакане, работая ногами на велотренажере.

А до 15 февраля в Русском музее открыта выставка «Вокруг света с мольбертом»: зарисовки и пейзажи разных стран, выполненные русскими художниками во время путешествий, с конца XVIII века до наших дней.



Ольга Лузина
«Фонтанка.ру»

О других любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»