Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 09 ноября 2010 09:00      246

Календарь: 9-14 ноября

Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд обозревателей «Культурной столицы», новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Вторник 9 ноября

Названная в честь знаменитого грабителя банков эпохи Великой депрессии Джона Диллинджера группа из Нью-Джерси The Dillinger Escape Plan выступает в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). Коллектив считается родоначальником стиля «маткор» – «математического металкора», где сложные ритмы, разобраться с которыми можно лишь при помощи формул и уравнений, соседствуют с энергичной метал-подачей, надсадным вокалом и лязгающим железом. В жанре кавер-версий группе нет равных: Джастин Тимберлейк у них стоит рядом с Nine Inch Nails, оба промерены и взвешены по «маткоровской» мерке, деконструированы и перепеты с легкой иронией. Начало концерта в 20.00.

Театральную программу «Культурного альянса Пермь–Питер» откроет Пермский театр оперы и балета с «Одним днем Ивана Денисовича» – оперой композитора Александра Чайковского на сюжет повести Александра Солженицына. Опера была написана пару лет назад по заказу худрука театра Георгия Исаакяна (он же выступил режиссером спектакля). В Петербурге современной оперой на классические русские тексты не пахло со времен «Братьев Карамазовых» Александра Смелкова – имеет смысл узнать, бывает ли хуже. Спектакль пройдет на сцене Михайловского театра, начало в 19.00.

В галерее «Моховая, 18» открывается выставка Валерия Подлясского «Праздники России»: живописные работы в академической манере излучают беспечальную ностальгию по советским временам, когда праздники были полны песен из репродукторов, шествий и флагов, а любой день календаря давал повод для застолья.


Среда 10 ноября

В рамках фестиваля «Культурный альянс. Пермь–Питер» в Центральном музее связи им. Попова показывают выставку из Пермской художественной галереи, представляющую малоизвестную фигуру русского футуризма – Петра Субботина-Пермяка. Он окончил Строгановское училище, но в Москве оставался недолго, уехал в родные края поднимать художественное образование. Эскизы праздничного оформления Москвы, натурные зарисовки и абстракции сопровождаются «футуристско-динамическими» текстами друга художника – Василия Каменского, а в целом выставка названа «Как знак всемирной динамики».

В Михайловском театре продолжает двухдневную гастроль Пермский театр оперы и балета – на сей раз с духовной оперой Антона Рубинштейна «Христос», которую режиссер Георгий Исаакян, по слухам, использовал для демонстрации самых актуальных тенденций современной оперной режиссуры. Начало в 19.00.

В Большом зале Филармонии впервые в нынешнем сезоне дирижирует Юрий Темирканов. В первом отделении худрук Филармонии аккомпанирует блестящему пианисту Николаю Луганскому в Фортепианном концерте Эдварда Грига, во втором – управляет оркестром в Четвертой симфонии Чайковского. Начало в 19.00.

В 19.30 в книжном магазине «Порядок слов» стартует курс лекций Ильи Утехина, посвященный проблемам визуальной антропологии.

А на полчаса раньше в KGallery начнется лекция Марии Шеметовой «Киноискусство в современном мире». Докладчик попытается уложить историю кинематографа в два академических часа.


Четверг 11 ноября

В Концертном зале Мариинского театра с программой духовных песнопений «Человек живет – как трава растет...» выступает национальное достояние – вокальный Ансамбль Дмитрия Покровского. Вот уже сорок лет признанный во всем мире ансамбль сочетает научное изучение фольклора с его исполнением, а народные музыкальные традиции синтезирует с достижениями современной музыки. В прошлые годы Ансамбль Покровского выступал на третьей мариинской сцене с относительно современным репертуаром – «Свадебкой» Стравинского и «Ночами в Галиции» Мартынова. Теперь наконец подошла очередь аутентичной русской музыки. Начало в 19.00.

В Большом зале Филармонии сольный концерт дает известный бельгийский гитарист, лауреат «Грэмми» и просто всеобщий любимец Фрэнсис Гойя. Начало в 20.00.

В Доме кино начинается ежегодный фестиваль независимого кинематографа «Дебошир-фильм».

Норвежская группа A-ha уже во второй раз приезжает к нам с прощальным туром – как водится, в Ледовый дворец (предпоследнее прощание было год назад). Теперь официальный уход из шоу-бизнеса подкреплен желанием главных романтиков 80-х заняться благотворительностью или политикой. Хотя, может быть, и зря: 51-летний фронтмен Мортен Харкет, выглядящий так, будто пьет на ночь средство Макропулоса, хрустального фальцета не утратил, а его баллады всё так же медоточивы. Начало концерта в 20.00.

Старательная английская кинопостановка о последних днях Льва Толстого порадует не только своим трепетным отношением к русским реалиям, но и замечательной актерской игрой. «Последнее воскресение» («The Last Station») выходит в ограниченный прокат.

Самый близкий аналог рэпера Вячеслава Хахалкина по прозвищу Сява – это комик-импровизатор из какого-нибудь нью-йоркского или лос-анджелесского клуба, у которого непристойность и грубость с сочетании с определенной ролевой моделью дают неплохой юмористический эффект. У Сявы, конечно, есть музыкальная подложка к его текстам, но, в отличие от коллег по рэп-цеху, он не стремится к звуковым находкам и даже не желает «высказаться» на какую-нибудь злободневную тему. В качестве эмиссара пермской культуры Сява выступит в 20.00 в клубе «Зал ожидания».

Собственное понимание белорусского, северорусского и финно-угорского фольклора представит группа «Хварна» в клубе Fish Fabrique Nouvelle. Коллектив образовался из группы «Оберег» и вокалиста эзотерической этно-формации Osimira Андрея Половченя. Фольклорная традиция, входящая в репертуар «Хварны», – одна из самых загадочных, мистических и волшебных. Под русские гусли и белорусскую дуду музыканты исполняют не только традиционные наигрыши и песни, но и заговоры, привороты, прочие магические вещи. Начало концерта в 20.00.

Ударный блокбастер «Скайлайн» («Skyline») о недружелюбных инопланетных гостях по-новому интерпретирует архитектурный термин «небесная линия». Практически во всех кинотеатрах города.

В Строгановском дворце разворачивается выставка фарфора, произведенного на заводе князя Николая Юсупова, – это предприятие было основано в подмосковном имении Архангельское в 1818 году, и работали там крепостные художники, расписывавшие изделия, которые предназначались не для продажи, а для памятных подарков друзьям и членам императорской семьи, а также для художественных коллекций. «Юсуповских» сервизов, бокалов, тарелок сохранилось немного, ибо завод просуществовал всего 13 лет.

Повествующий об опасностях спама малобюджетный американский хоррор «Письмо счастья» («Chain Letter») выходит в кинопрокат на радость всем любителям расчлененки.

«Любовь не шутка-с» – заверяет театр «Балтийский дом» на афише своей камерной премьеры. На самом деле имеется в виду хорошо знакомая «Женитьба Белугина» – классическая русская комедия, написанная малоизвестным драматургом Николаем Соловьевым и доведенная до ума великим Александром Островским. Тут есть роли для артистов старшего (Клавдия Белова, Анатолий Дубанов), среднего (Ирина Конопацкая) и молодого (Варвара Маркевич, Антон Багров, Степан Пивкин) поколения, вот только режиссирует почему-то тоже актриса – Валентина Виноградова. Режиссура, как и любовь, это не шутка-с, а Островский отнюдь не «самоигральный» автор, так что относительно перспектив спектакля имеются некоторые опасения. Начало спектакля 11 и 12 ноября в 19.30.

Жизнерадостная французская комедия «Сутенер» («Le mac») расскажет всем желающим о буднях нелегкой профессии в широком кинопрокате.

В Музее Достоевского открывается выставка, посвященная двум крупнейшим русским писателям и мыслителям XIX века. Федор Достоевский и Лев Толстой были современниками, их волновали одни и те же социальные, философские и религиозные вопросы. Выставка включает фотографии, раритеты, книги из личных библиотек и другие вещи, которые создают общее культурное поле, где пути Достоевского и Толстого не раз пересекались – в отличие от реальности, ведь личная встреча гениев так и не состоялась.

На экраны выходит новый отечественный фильм «Кто я?» с участием Жанны Фриске и запутанным сюжетом.


Пятница 12 ноября

На малой сцене Александринского театра запланирована весьма интригующая премьера. Во-первых, это – «Цари», пьеса великого аргентинца Хулио Кортасара, автора «Игры в классики» и «Модели для сборки». Она никогда не ставилась в России, да и когда вообще в России ставили Кортасара? Во-вторых, кортасаровскую фантазию на тему мифа о Минотавре воплощает молодой режиссер Евгения Сафонова – новое имя петербургского театра. В-третьих, в роли царя Миноса занят выдающийся артист старшего поколения Николай Сергеевич Мартон. Начало спектакля в 19.30.

Группа The Kooks, внезапно выбившаяся в авангард британской независимой музыки, выступит в «ГлавClub» (Кременчугская улица, 2). Жанровые попрыгунчики – хотя самим артистам ближе наименование «музыкальные шлюхи», – они черпают вдохновение в британской музыке 60-х, постпанке, регги и ска. Вместе с растущим вниманием медиа звук коллектива обретает всё больше лоска и «взрослости», но от этого The Kooks пока не стали менее задорными. Начало концерта в 20.00.

Пермский «Балет Евгения Панфилова» дает в Петербурге единственный спектакль. Панфилов – «гениальный самородок из Перми», человек феерической и драматичной судьбы: родился рядом с Холмогорами, стал хореографом свободного танца, создал первый в постсоветской России частный театр, дополнив его «Балетом толстых», мужской труппой «Бойцовский клуб» и женской – «Бель-кордебалет-групп». Поставил более ста балетов и танцевальных номеров, получил всемирную известность, стал лауреатом многих премий и трагически погиб. В Михайловском театре покажут две работы Панфилова: «Casting-off» и «Вальсы для помутненных рассудком». Начало в 19.00.

В «Стереобаре» (Гороховая улица, 49) в рамках акции «Культовые немецкие режиссеры» пройдет показ фильма «Лили Марлен» («Lili Marleen») Райнера Вернера Фасбиндера. Представит картину писатель, критик и знаток немецкой культуры Никита Елисеев. Начало в 20.00.

Галерея Kremlin презентует проект известного петербургского художника, куратора и критика Андрея Хлобыстина «Медиа-тур Сусанинъ». Когда-то Хлобыстин был активным участником арт-балагана «Новых художников», а теперь в лучших традициях буйной молодости создает обложки прессы будущего. На них анонсируются интересные события – от назначения Владислава Мамышева-Монро министром культуры до балета «Виктор Цой» в Большом театре.

Центр современного искусства им. Курехина принимает выставку пермского центра развития дизайна «Я люблю П». 270 работ демонстрируют различные способы использования символа Перми, земляничного цвета литеры П, придуманного дизайнером Артемием Лебедевым. Улицы Перми, известной сегодня как город, где происходит отдельно взятая культурная революция, уже украсились двумя скульптурами в виде больших красных букв П, теперь очередь за промышленным и графическим дизайном.

Музей петербургского авангарда представляет экспозицию, посвященную деятельности Михаила Матюшина, художника, музыканта и создателя теории «расширенного смотрения/наблюдения», а также его учеников – художников группы КоРН («Коллектив расширенного наблюдения»). Об экспериментах по изучению цвета и закономерностей его изменения рассказывают цветовые таблицы 1930-х годов и произведения современных художников, использующих систему Матюшина.

Музей-квартира Набокова открывает выставку живописи и графики Натальи Смирновой-Саврасовой «Время. Неизвестность. Ожидание»: человеческие фигурки безвольно участвуют в каких-то глобальных процессах, от столкновения света и тьмы до Страшного суда, и возникает ощущение надвигающегося апокалипсиса, которому нельзя противостоять, – можно только скрашивать тревожное предчувствие столь же тревожным искусством.


Суббота 13 ноября

В арт-пространстве Bye Bye Ballet киновед Олег Ковалов прочтет лекцию «Неизвестный “Броненосец «Потемкин»” Сергея Эйзенштейна». Начало в 19.00.

Сингл с нового альбома презентует в клубе «Цоколь» группа «Елочные игрушки». Жители Ломоносова Александр Зайцев и Илья Барамия кроят изящный IDM с 1997 года: за это время их сингл «Wienn/Srez» успел стать записью недели в британском NME, а пластинка «Дикие елочные игрушки», выпущенная на лейбле Snegiri в 2006-м, была одним из лучших русскоязычных альбомов года. Начало концерта в 20.00.

Странствующая по миру труппа Антона Адасинского «Дерево» показывает свой новый проект – пластическую фантазию «Арлекин», соединяющую современный физический театр с традициями масочной комедии дель арте. Спектакль покажут 13, 14 и 15 ноября на сцене театра «Лицедеи», начало в 20.00.

Талантливая петербургская певица и композитор Ксения Федорова (солистка группы «Кубикмагги») выпускает сольную пластинку – презентация пройдет в галерее «Эрарта». Альбом «Оом Ра» – полчаса диалогов голоса и рояля, интровертных и медитативных. По признанию Ксении, в тексте ее композиций важнее слоги и фонемы, а не смыслообразование и словарные значения. Мантры и сосредоточенные импровизации, срывающиеся в хаотические звуковые пропасти, ожидают слушателей в 20.00.

В «Родине» начинается прокат анимационного фильма «Исчезновение Харухи Судзумии» («Suzumiya Haruhi no shôshitsu») – одного из лучших японских мультфильмов 2009 года.

«Река. Многострунная ива. / Кузнечики. Влажный гранит. / На нём – полужирным, курсивом: / Здесь Павлова Вера лежит, / Которая, братья-славяне, / Сказала о чувствах своих / Такими простыми словами, / Что кажется – вовсе без них». Вера Павлова – хорошая современная поэтесса, плетущая словеса прозрачно и без нажима, очаровательно балансирующая между стилями, сочетающая лирику и иронию в благородной пропорции. Нет никаких гарантий, что эту пропорцию в должной мере соблюл режиссер Дамир Салимзянов, поставивший в экспериментальном пермском театре «Сцена-Молот» поэтический спектакль «Вера Павлова. Стихи о любви». Впрочем, экзотический по нынешним временам жанр зрелища сам по себе вызывает интерес, который можно удовлетворить в Молодежном театре на Фонтанке в 21.00.

Другой спектакль, привезенный пермской «Сценой-Молот», поставлен плодовитым режиссером Владимиром Агеевым по пьесе Дениса Ретрова «Коммуниканты» с использованием стенограмм заседаний Государственной Думы. На сцене – пьяный депутат в сауне и веселые полуодетые девушки у шестов. Создатели спектакля утверждают, что главный герой их произведения – речь и невозможность коммуникации. Удручающее однообразие высказываний («типа скандальных») актуального российского театра на тему невозможности коммуникации тоже, кстати, могло бы стать главным героем какой-нибудь пьесы про депутата. Начало в 19.00 на сцене Молодежного театра.


Воскресенье 14 ноября

Анонимная американская авангардная группа The Residents скрывает свои лица за шлемами в виде огромных глазных яблок. Коллектив существует с конца 60-х, и было бы не совсем точно называть его «музыкальным» – это полноценная арт-группа, сочетающая музыку, визуальные искусства, мультимедиа и перформанс. За свою долгую историю группа занималась деконструкцией попсы, звуковым терроризмом, издевалась над классическим роком, придумывала музыкальные концепты, забавлялась сюрреалистической лирикой, выпустив при этом какое-то невозможное (больше 60) количество пластинок. Начало выступления в клубе «Зал ожидания» в 20.00.

В Большом зале Филармонии выступает «Монтеверди-хор». Внимание! Не британский Monteverdi-Choir, основанный Джоном Элиотом Гардинером и записавший под его управлением всего Баха, а Monteverdi-Chor из Гамбурга, коллектив именитый, но к традиции исторически информированного исполнительства не имеющий ровным счетом никакого отношения. В программе – хоры без сопровождения Мендельсона, Регера, Монтеверди, Брамса, Брукнера плюс Реквием Моцарта с (увы-увы!) Оркестром Государственного Эрмитажа. Начало в 19.00.

Спектакль «Чукчи», который привозит в Молодежный театр на Фонтанке пермская «Сцена-Молот», интересен по разным причинам. Интересно оценить визуальные изыски молодого режиссера Филиппа Григорьяна. Интересно познакомиться с пьесой модного драматурга Павла Пряжко. А особенно увлекательно выяснить, насколько постановка способна подкрепить тот идейный посыл, который вкладывает в нее продюсер Эдуард Бояков. Он заявляет, что чукчи – метафора, а повествует спектакль о людях культуры, загнанных в гетто малой народности и героев анекдотов. Начало в 19.00.

В Музее сновидений Фрейда открывается выставка графики Елизаветы Ляховской «Инсомния» (то есть бессонница): черно-белые образы перетекают из дневной ясности в ночную призрачность, и отчетливо видно, как рисование становится способом забыть об одиночестве и тревогах.


Над материалом работали: Оксана Булах (современная музыка), Софья Дымова (классическая музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Инна Скляревская (балет), Василий Степанов (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: пресс-службы Балета Евгения Панфилова (Алексей Хорошев), Музея-квартиры В.В. Набокова; rocksins.com, subbotin-permiak.ru, philharmonia.spb.ru, pokrovsky-ensemble.ru, mortenharket.ru, syava.net, Black Monday Film Services, Top Film Distribution, ARP Selection, ktoyafilm.ru, alexandrinsky.ru, Артемий Лебедев, verapavlova.ru, gilles-arnaud-sphere.com, «Сцена-Молот».

«Фонтанка.ру»