Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 17 ноября 2010 17:20      62

«Оскар» для не денежных людей

16 ноября в Шереметевском дворце вручали премию «Музейный Олимп» – петербургский «Оскар» для музеев. Выбрать было из чего: в Петербурге 182 музея, в них работают в совокупности более 10 тысяч сотрудников, и все они, от Михаила Пиотровского и до гардеробщиц, вместе держат марку Петербурга как культурной, и конкретно – музейной, столицы России.

«Родители» премии – Правительство Санкт-Петербурга и Межведомственный музейный совет – учредили «Музейный Олимп» в 2008 году и впервые вручили в 2009-м. Тогда лучшим музеем года был признан Музей музыкального и театрального искусства, и ему помимо самой премии выпала почетная обязанность стать хозяином следующей церемонии.

Музей подошел к организации церемонии в полном соответствии со своей спецификой: вручала «Олимпы» актриса Илона Маркарова, гостей встречал камерный оркестр. Сама премия – модернистская фигурка богини памяти Мнемозины, стоящая на булыжнике петербургской мостовой. Материального эквивалента «Музейный Олимп» не имеет: никаких денег музеи не получают, только почет.

С приветственным словом выступила губернатор Валентина Матвиенко. Расчувствовавшись, она вспомнила рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка»: после уничтожения всего искусства в мире остался лишь кусочек холста с улыбкой Джоконды, и кому-то он принес счастье. «Сегодня обсуждается тема, зачем вообще нужны музеи, – сказала губернатор. – Вот именно чтобы увидеть улыбку Джоконды, "Троицу" Рублева, мамонтенка Диму...» По словам губернатора, премии достойны все без исключения музеи и их работники, чей труд – настоящее подвижничество. «Труд нелегкий и, к сожалению, низкооплачиваемый. Без благотворительности и спонсорства развивать музейное дело непросто» – признала Матвиенко.

Председатель городского Комитета по культуре Антон Губанков взял более мажорную ноту и поблагодарил губернатора за то, что в последние годы, несмотря на сложную финансовую обстановку, бюджет его комитета не только не сокращается, но и растет. Слово взял и глава Законодательного Собрания Вадим Тюльпанов. Недавно он с сыном ходил в Эрмитаж и был приятно удивлен тем, как много среди его посетителей петербуржцев. «Я легко отличаю петербуржцев от туристов, – разъяснил Тюльпанов. – Петербуржцы меня узнают, а приезжие нет». Председатель ЗакСа пообещал, что в Законе о культуре, который сейчас готовится в ЗакСе, статусу музеев будет отведено особое место.

«Музейный Олимп» – премия конкурсная. В этом году в конкурсе участвовали 28 петербургских музеев, большинство из них – с несколькими проектами. Премия вручается в шести номинациях. Выбирается музей года, выставка года, лучший имиджевый проект (в номинации «Престиж Петербурга»), лучший проект «Музей – детям», лучший издательский проект («Музейная книга»), плюс каждый год назначается отдельная тема «Проект года» (в этом году в ней участвовали выставки, посвященные 65-летию победы в Великой Отечественной войне). Решение принимало жюри, которое возглавляет вице-губернатор Петербурга Алла Манилова. Г-жа Манилова неоднократно выражала надежду, что в будущем «Олимп» выйдет за пределы Петербурга. «Будет логично, если премия станет национальной, но сохранит петербургское происхождение», – заявила она.

Кроме того, в рамках премии вручается широкий веер почетных дипломов и спецпризов: музеям-новичкам и ветеранам музейного движения, реставраторам и пишущим о выставках журналистам и, конечно, спонсорам. Спонсоров в этом году отметили троих. Во-первых, международный благотворительный фонд «Константиновский», который в два этапа приобрел коллекцию театральной графики князей Лобановых-Ростовских и передал первую часть (и, видимо, вскоре передаст вторую) Театральному музею. Во-вторых, производственное объединение «Возрождение», участвующее в благоустройстве Петропавловки. И наконец, «Газпром», при помощи которого был поднят из руин Китайский дворец в Ораниенбауме. Впрочем, при вручении диплома представителям «Газпрома», прозвучала и отдельная благодарность, несколько неуместная, – «и еще за наш «Зенит».

«За общий вклад в музейное дело» премию получил не кто-то из ветеранов, а вполне молодая и энергичная организация: фонд Pro Arte и его не менее молодой и энергичный директор Елена Коловская. Логично, что награждение Pro Arte прошло в связке с вручением «поощрительных» дипломов двум музеям, открывшимся в 2010 году: «Новому музею» и «Эрарте». Специфика их в том, что оба музея – частные (единственные частные музеи в городе), занимаются современным искусством, оба на Васильевском острове, да и открылись с разницей всего в месяц. Вручая премию, директор музея-хозяина церемонии Наталья Метелица сказала скорее тост, чем поздравление: «За ваш кураж, наши новорожденные коллеги!» «Новорожденные» – владелец «Нового музея» бизнесмен Аслан Чехоев и директор «Эрарты» Михаил Овчинников пообещали набираться опыта.

В области реставрации лучшими были признаны специалисты Эрмитажа. В течение нескольких лет они восстанавливали стеклярусное панно из ораниенбаумского Китайского дворца. Однако директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что просто так результат многолетнего труда своих сотрудников из рук не выпустит: в декабре панно будет выставлено в Эрмитаже и лишь потом отправится в Ломоносов. Лучшая журналистская работа года также связана с Пиотровским – приз достался Елене Леусской за книгу интервью с директором главного музея города. «Мнемозина» за лучшую выставку года уехала в Петергоф. В этом году там закончили реставрацию Фермерского дворца в парке «Александрия».

А на то, чтобы стать музеем года, претендентов было два: Музей истории Санкт-Петербурга и дворцово-парковый музей-заповедник «Царское Село». Заслуги Музея истории города отмечались неоднократно. В частности, ему достался приз зрительских симпатий «Музейного Олимпа». Музею даже пришла телеграмма поддержки от российских олимпийских чемпионов по фигурному катанию Елены Бережной, Александра Ягудина, Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина – спортивная тема опять всплыла на церемонии и опять выглядела несколько экстравагантно.

Но музеем года, несмотря на симпатии фигуристов, всё же было признано Царское Село. В 2010 году Царскому исполнилось 300 лет, музей подготовил обширную праздничную программу. Коллекцию юбилейных подарков пополнила и «Мнемозина». Следующий «Олимп» будет вручаться через год в Царском Селе, и директор музея-заповедника Ольга Таратынова пообещала обставить церемонию «в имперском стиле».

Корреспондент «Фонтанки» поинтересовался у главы Комитета по культуре Антона Губанкова, что кроме признания профессионального сообщества несет лауреатам безденежная премия. «Здесь в ходу дивиденды другого рода, – сказал Антон Губанков. – Это премия музейщиков для музейщиков, она сплачивает нас в единое музейное пространство. Но и дает новые возможности. Вот мы наградили «Газпром» за спонсорскую поддержку музеев, «Газпром» привел партнера, тот тоже хочет помочь».

«Деньги не главное, – согласилась с начальством директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, обладательница «Олимпа» за лучшую выставку года. – Мне важно, что прозвучал наш коллектив, его работа. Я совсем недавно на посту директора, мы приняли руководство музеем из очень сильных рук, и нам важно подтверждение, что мы не уронили уровень. Я начинала с должности технички в Эрмитаже. Любая музейная карьера – это продвижение вперед мелкими шажками, кропотливый труд, который не вынести тому, кто этого не любит. Мы люди не денежные, мы те идиоты, которые делают всё это из любви». Впрочем, с бизнесом в нынешнем Петергофе, надо признать, тоже всё в порядке, так что, возможно, «дивиденды другого рода» для него и впрямь ценней каких-то небольших денежных сумм.

Ренат Хисматуллин
«Фонтанка.ру»

Фото: Михаил Садчиков-младший.

О любопытных петербургских экспозициях читайте в рубрике «Выставки»

Комментарии к новости

comments powered by HyperComments

Топ новостей Все новости

11 июня 2021
В Смольном хотят сделать комблаг единым собственником дорог Петербурга
Комитет по благоустройству Петербурга разработал проект правительственного постановления, которое должно положить конец двоевластию в петербургской дорожной отрасли. Оно прямо противоположно тому предложению, которое делал КРТИ.