Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 декабря 2010 11:01      337

Версия «27.12»: от Ходорковского ничего не зависит

Начали в суде читать судьбу Ходорковского. Нам не интересен текст, поскорее бы «итого». Ведь Ходорковский уже давно не человек – он бренд нулевых. Или знак. Время «27.12». На основании которого мы станем сверять часы под бой курантов. Его будущее зависит от Кремля, от нашего мнения, и немного - от многих невидимых факторов. Лишь от него ничего не зависит.

В 2003 году я был еще зеленым юристом, но уже из  той любопытной корпоративной породы, представители которой защищают крупные корпорации от всяких юридических проблем. И жизнь моя была насыщена командировками по маршруту Москва-Иркутск-Братск. В этих путешествиях мне пришлось услышать увлекательные истории о завоевании Ходорковским Сибири. Они напоминали былины об атамане Ермаке: о сильных и смелых; про корпоративные крестовые походы; про осаду крепостей, про стрельбу иногда, про пленных; про тех, кого в плен не брали. Кто только не был замешан в этом вареве. Святых лишь не было заметно.

Относились тогда к финансово-промышленной группе (ФПГ) Ходорковского с крайней осторожностью и истинным уважением, заметно переходящим в опасение. Члены ФПГ покоряли градообразующие города и сворачивали шеи мэрам, отказавшимся присягать, порой прикапывали воров в законе.   

В Москве же мне довелось встречаться с юристами, которые знали юристов, которые работали на Ходорковского. Порой они весело рассказывали мне о том, что началась громадная юридическая тема, так как Ходорковского заказали на  таком самом верху, что выше только звезды. Кремлевские. При этом предсказывали, что получат они там, на облаках, хрен да лука мешок. Ведь внизу, да и посередине, все схвачено насмерть.

В это же время другие мои хорошие знакомые, высоко в МВД обитающие, сие подтверждали, жалуясь, что ну никак не сладить им с Михаилом Борисовичем, так как любые их команды нахально саботируются.

Смеркаться все же начало, потом рявкнул гром. Эту серию пропустим – она хорошо известна.

Прошло семь лет. За это время все друг другу все доказали. Одни доказали, что можно украсть (правда, непонятно - как) почти море нефти, и вор должен сидеть в тюрьме. Другие, что они настоящие викинги (в русской транскрипции - пацаны) и готовы хоть сгнить, но добровольно нефть украденную не отдадут.

Тупик, неудобный никому.

Перед тем, как написать мнение, я специально переговорил с несколькими forbse-бизнесменами и top-чиновниками – с теми, кто принимает решения. Большинство из них полагают возможным сложившуюся ситуацию разменять к удовлетворению обеих сторон.

По мне, так это неверно. Размен здесь невозможен. И вот почему: есть всего два варианта – добрый и злой. К настоящему моменту уж так сложилось, что с Ходорковским договариваться бессмысленно, - и причем давно. Он может предложить для размена разве что деньги. А их у него мало, а у государства много. Для коррекции международного имиджа России с ним уж точно не нужно договариваться - имидж и так улучшится по факту вынесения комфортного для Запада приговора. Вся суть сюжета ибн 27.12 и состоит в том, что все им предложенное будет у государства и так, в случае, если принято решение его отпустить.

Если не принято, то это история убыточная. Акции России упадут, причем и на внешнем, и на внутреннем рынках. Помимо этого под еще одним  ударом окажется и начавшаяся судебная реформа.

Необычайно интересно общественное мнение по этому вопросу. Все исследования показывают, что если в первые годы после ареста меньше трети россиян поддерживало Ходорковского, то сегодня ситуация изменилась – две трети считают правильным его выход на свободу.

С точки зрения гуманитарной, получив новые лет так 12-14, Ходорковский может до свободы попросту не дожить. Все-таки он не вор в законе, а типа интеллигентный столичный олигарх, к лагерю приспособленный не сильно. Таким образом, в выборе полутона отсутствуют. Либо минусы, либо наоборот.

Мнение мое за семь лет о нем не поменялось. Он не оппозиционер и тем более не революционер. Он человек системы. И он по-прежнему хочет играть по правилам этой системы. Этим он отличается от Нельсона Манделы, который четверть века был забальзамированным в иррациональном ощущении свой будущей победы. Ходорковский всегда был жестким игроком и боксером-нокаутером, им и остался. И все его заявления о том, что он готов в тюряге умереть - лукавство. Он хотел и пытался договариваться, а Владимир Путин нет.

Сегодня настал тот момент, когда все зависит только от Кремля. И не важна сейчас сама суть приговора - оправдательная или обвинительная. Важно когда он выйдет, а не почему. И для него тоже разницы нет. Цель - Свобода. В этом еще более сильный козырь для государства и пространство для маневра.

Освободили - и две цели достигнуты: лицо сохранено, либерализм суверенный торжествует. Что для страны нашей сейчас благо. Все опасения о том, что, выпустив его, мы получим нового Троцкого, наивны. Человек системы обратно в тюрьму не полезет. Захочет он за границей отдыхать и лечиться. Чем сильно разочарует не столько сочувствующих, сколько фанов.

Длинный P.S.: Объяснить, что такое Сибирь 90-х и начала последнего века, тяжеловато тем, кто часто не перелетал через Урал. Со всем уважением к читателям «Фонтанки», напоследок изложу новогоднюю сибирскую  историю, рассказанную как-то Олегом Владимировичем Дерипаской (далее ОВД). А дело было под Новый 2000 год. Несся Дерипаска по ухабам сибирской дороги к городу Абакану. Сам в бронированном мерсе, впереди и сзади джипы. Неожиданно встали, так как поперек дороги оказался грузовик. Выяснилось - мотор заглох. Через минуту беседы с водителем оказалось, что двигатель можно «починить», если водила получит 300 долларов. Охрана было бросилась наказать обнаглевшего работягу, но Дерипаска скомандовал: «Все назад». Затем подошел к нему, пошутил, отдал требуемую сумму. Грузовик тут же заурчал и освободил путь процессии. Отъезжая, ОВД приоткрыл окно и крикнул мужику: «Можешь смело говорить, что получаешь с Дерипаски". В салоне мерса хозяину задали вопрос с обидой, мол, почему мы крутые, а так унижаемся?

- Глупые вы, - ответил тогдашний хозяин тайги. – Ну подумайте, если он посреди тайги один и такой смелый, что у него по  бокам в кустах сидит? Да там с ручным пулеметом нас рассматривали. Закопали бы вместе с джипами и вся недолга. Они же тут не знают, что мы самые-самые по недружественным поглощениям.   

Эта история о том, по каким правилам делался тогда бизнес в Сибири. Причем любой - нефтяной, алюминиевый, лесной.

Да, кстати, численность службы безопасности Ходорковского за семь лет до начала 21 века составляла 2000 бойцов. И эта армия потерпела Ватерлоо. При всем масштабе Ходорковский даже близко не Наполеон. Хватит делать ему биографию.

Старший партнер юридической компании Pen&Paper  Константин Добрынин