Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 23 мая 2011 08:00      373

Календарь: 23-29 мая

Где слушать философа со шваброй и менять человечество с помощью перевода, куда попала голова Бананана, кто поет с Дон-Кихотом, как услышать Chemical Brothers, зачем размножают тупого жирного медведя и кто показывает самые лучшие мультфильмы. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Понедельник, 23 мая

В Мариинском театре – открытие самого длинного, масштабного и содержательного петербургского музыкального фестиваля «Звезды белых ночей». Дают «Любовный напиток» Доницетти с участием «супермегазвезды» Анны Нетребко. Она выступает в партии неотразимой деревенской красотки Адины, в которую влюбляются все окружающие мужчины. Счастливый случай совпадения роли и характера. Заслуживает внимания и удачная постановка: спектакль Лорана Пелли, перенесенный из парижской «Опера Бастий», выдержан в духе итальянского неореализма и радует звонкими, чистыми красками осенних полей и яркого итальянского неба. Вместо блистательного уругвайского баритона Эрвина Шрота, певшего в паре с супругой на премьерном показе, на сей раз в партии шарлатана Дулькамары выступит многообещающий молодой солист Мариинки Андрей Серов. Начало в 20.00.

«Человек.doc» – совместный проект московских театров «Практика» и «Мастерская» – гастролирует в Петербурге. Первые показы уже состоялись и произвели чрезвычайно позитивное впечатление. Эстафету подхватывает спектакль о сценаристе и режиссере Ольге Дарфи «Смутный объект разведки, или Чистая вата», поставленный Русланом Маликовым. На сцене – сама Дарфи, которая в своем монологе касается острейших социальных и этических проблем современности, говорит о войне на Кавказе, о шахидках, о телевизионной пропаганде, о журналистской смелости и ее границах. Спектакль, как и прочие показы гастролей, пройдет на втором этаже лофт-проекта «Этажи» на новой театральной площадке под названием «Со-Бытие». Начало в 20.00.

Фонд «Про Арте» объявляет очередные «Пифийские игры» – ежегодные состязания композиторов в анонимном конкурсе. Сочинения пишутся на заданную тему, специально для игр и в расчете на возможности eNsemble – ансамбля современной музыки, который вот уже с десяток лет существует при фонде. Лауреат определяется голосованием: за кого подано больше бюллетеней из зала, тот и победитель. В этом году участвуют 10 авторов, 5 – в первый день и столько же - во второй. Тема первого конкурса – «Тихий час. eNsemble прислушивается». Из названия ясно, что авторы пустятся в игры с тишиной и перепадами звучностей. Название второго дня – «Дансинг. eNsemble in the Dark» – отсылает к фильму Ларса фон Триера «Танцующая в темноте» и призывает композиторов к ритуальным танцам. Оба концерта пройдут в Центральном музее связи, начало в 19.00, на следующий день – в то же время.

В Малом зале Филармонии фестиваль «Петербургская музыкальная весна» закрывается концертом под названием «В серьезных и несерьезных жанрах». Первое отделение – серьезное: в Симфониэтте (1984) Юрий Фалик заостряет трагические контрасты человеческой судьбы: от лихорадочного биения жизненного пульса к зову вечности и вечному покою. Вторая симфония Геннадия Банщикова для струнного оркестра (1977) – яркий образец инструментальной драмы в трех частях. Во втором, «несерьезном», отделении знаменитый цикл Пьяццоллы «Времена года в Буэнос-Айресе» в аранжировке Леонида Десятникова. В пандан – «Смертельное танго» и «Бравурный галоп» нынешнего председателя Союза композиторов Петербурга Григория Корчмара. Исполняет камерный оркестр «Дивертисмент» под руководством скрипача и дирижера Ильи Иоффа (на фото). Начало в 19.00.


Вторник, 24 мая

Проект «Человек.doc» в Петербурге продолжает моноспектакль «В конце было начало» о композиторе Владимире Мартынове. Пьесу на основе бесед с Мартыновым написали драматурги Алексей Зензинов и Владимир Забалуев, поставили спектакль худрук театра «Практика» Эдуард Бояков и режиссер Виктор Алферов, а на сцене – сам композитор Мартынов, который говорит о времени и о себе, об истории страны и истории музыки и, конечно, не может удержаться, чтобы не оседлать любимого конька и поведать о «конце композиторской эпохи». Начало в 20.00 в лофт-проекте «Этажи».

В рамках фестиваля «Музыкальная коллекция» в Большом зале Филармонии дает сольный концерт любимец публики, «силовой» пианист Денис Мацуев. В программе – опусы Чайковского, Листа и Рахманинова. Надо думать, пьесы Листа получатся у Мацуева лучше всего: при его манере игры, в которой драйв и скорость превыше чуткости и музыкальности, ему лучше играть громкую виртуозную музыку. Начало в 19.00.

В книжном магазине «Порядок слов» теоретик кино Михаил Куртов прочтет лекцию с интригующим названием «О скуке в кино». При какой-то совершенно заоблачной популярности термина «медленное кино» давно пора честно заменить в нем первое слово на «скучное». Обещают показать отрывки из самых скучных фильмов в истории человечества – тоже полезно. Начало в 19.30.

Союз художников приглашает на две выставки. «Полиреализм. XXI век» представляет несколько десятков художников – от реалистов академической ветви до имитаторов авангарда начала ХХ столетия, которые остаются верны реализму и годами творят нечто предметное, фигуративное и романтичное. Вторая выставка собрана к 75-летию скульптора Вячеслава Уланова: его самая известная работа – Памятник воинской славы, расположенный на территории Адмиралтейских верфей, а сегодня мастер работает в области малой пластики и занимается росписью по батику.


Среда, 25 мая

В киноцентре «Родина» открывается Неделя чешского кино. Чешская кинематография давно уже считается крепким авангардом европейского кинематографа, и один из главных международных фестивалей – в Карловых Варах – проходит на территории именно этой страны. В первый день покажут «Розу Кавасаки» («Kawasakiho růže») Яна Гржебейка, фильм про известного диссидента, подставившего своего друга под давлением спецслужб. Начало в 19.00.

Гастроли московского проекта в жанре документального театра «Человек.doc» продолжает моноспектакль видного современного философа Олега Генисаретского «Внутренняя одиссея», подготовленный в сотрудничестве с драматургом и режиссером Германом Грековым. Крупнейший эрудит и автор сложнейших научных трудов выходит на сцену со шваброй и ведет перебранку с Грековым – спектакль обещает быть неожиданным. Начало в 20.00, адрес тот же – лофт-проект «Этажи».

В кинотеатрах появляется еще одна суперуспешная франшиза – «Кунгфу Панда-2» («Kung Fu Panda 2»). И идет по тому же пути, что и «Пираты Карибского моря»: правда, герои «Панды» по-прежнему в сборе, а не разбежались кто куда. Продюсеры из Dreamworks говорят о намерении снять еще четыре части похождений тупого жирного панды. Пока последнюю идею и копеечку не вытрясут – не остановятся.

Петербург прямо-таки наводнен на этой неделе документальным театром. В «Балтийском доме» открывают документальную сцену и показывают проект «Адин», созданный совместными усилиями студентов мастерской Вениамина Фильштинского из Петербургской театральной академии и московского «Театра.doc». Спектакль основан на технике вербатим: его создатели записывали свои разговоры с обычными молодыми людьми, встреченными на Невском и на Ржевке, из этих бесед и выросла пьеса. Начало в 18.30.

На киноэкраны выходит «Цена страсти» (The Ledge) Мэттью Чапмена – видимо, режиссеру не давали покоя лавры Дэнни Бойла, и он снял фильм про парня, который стоит на краю крыши и собирается оттуда прыгнуть. С парнем решает поговорить добрый чернокожий полицейский (Терренс Говард) и, в результате, выслушивает от кандидата в самоубийцы печальную историю о любви к Лив Тайлер.


Четверг, 26 мая

В этом году Таллин объявлен культурной столицей Европы: в ознаменование этого события оттуда прибывает знаменитый хор девушек Ellerhein – обладатель премии Grammy и других престижных наград. Хор выступит на открытии V Международного хорового фестиваля в Большом зале Филармонии и споет опусы самых разных эпох и стилей: от композитора XVII века Марка-Антония Шарпантье – до Густава Холста и Арво Пярта. Наравне с хорами из «Илии» Мендельсона в программе значатся произведения современных эстонских авторов: Густава Эрнесакса и Галины Григорьевой. Особый интерес вызывают сочинения Вельо Тормиса, признанного мастера хорового письма. Тормис пишет красивую, гармонически свежую музыку: прямых цитат из фольклора у него почти нет, но эстонский колорит чувствуется с первых же тактов. Начало концерта в 20.00.

Во второй день Недели чешского кино в «Родине» покажут фильм «Протектор» (Protektor) – уже не про социалистическую, а про предвоенную Чехию. В центре сюжета – супружеская пара, актриса-еврейка и ее муж, радиоведущий, ставший голосом Рейха на оккупированной территории и пытающийся за счет послушания режиму спасти супругу. Начало показа в 19.20.

Спектакль «Последнее будущее» в рамках проекта «Человек.doc» на гастролях в петербургском лофте «Этажи» – история Александра Гельмана, крупнейшего советского драматурга, автора остросоциальных пьес 1970 - 1980-х годов, а также отца художника и галериста Марата Гельмана. В спектакле Эдуарда Боякова и Виктора Алферова речь идет о детстве Александра Гельмана в нацистском гетто. Его роль исполняет актер Федор Степанов. Начало в 20.00.

В книжном магазине «Порядок слов» в качестве финального аккорда цикла «Спасение по правилам», посвященного жанровому кино и религиозному сознанию, киновед Алексей Гусев покажет самый, казалось бы, не подходящий для этой серии фильм – «Восточные обещания» (Eastern Promises) Дэвида Кроненберга (у нас он выходил в прокат под названием «Порок на экспорт»). Полезно будет взглянуть на фильм под новым углом – а то слишком уж много внимания отнимают восторги насчет того, как старательно Венсан Кассель и Вигго Мортенсен говорят по-русски на блатной фене (о, это незабываемое «В Сибири чалился…»). Начало в 19.30.

В клубе Jagger выступает Юрий «Маленький плот» Лоза – один из самых необыкновенных и разносторонних сочинителей Советского Союза и России, в 1980-х – популяризатор рок-н-ролла, а позже эстрадный певец. Начало в 20.30.

В Мюзик-холле два вечера подряд гастролирует очаровательная московская антреприза Le Cirque de Sharles la Tannes со спектаклем Юрия Квятковского «Копы в огне». Это произведение создано молодыми актерами и музыкантами в диковинном жанре хип-хоп-оперы: тут одновременно и игра в примитив, и стилизация под голливудское B-movie, и балаганчик со смелыми шутками, и реальный хип-хоп-баттл на театральной сцене. Начало в 20.00.

В AL Gallery открывается выставка Татьяны Подмарковой, художницы студии «Непокоренные 17». Ее крупноформатные картины, на которых лица, прикрытые тканью, соседствуют с телами, словно скорчившимися от внешнего давления, отсылают к классическим сценам «Оплакивания» и «Успения» в европейской живописи. Работы Подмарковой производят очень тревожное впечатление, а суховатый академический рисунок только усиливает ощущение мучительного непокоя.

В труппе петербургского «Упсала-цирка» – трудные подростки, однако они не пьют прилюдно пиво, не нюхают клей и не отнимают у зрителей мобильники, а выступают с эффектными зрелищными номерами. Фестиваль «Летающие дети», который четыре вечера подряд в 19.00 ждет гостей в театре «Лицедеи», составлен не только из программ «Упсала», но и его гостей: циркачей из Франции, Финляндии и труппы слабослышащих детей «Пиано» из Нижнего Новгорода. Перед выступлениями обещаны игровые программы и мастер-классы.

В клубе Place выступает группа Surtsey Sounds, возвратившаяся из небольшого турне по Прибалтике. Они уже примелькались в питерских клубах – многочисленный ансамбль со струнной группой, играющий мирный построк. Начало концерта в 20.00.

В Доме Матюшина можно увидеть живопись Людмилы Куценко, 80-летней наследницы традиции русского авангарда, которую она приняла из рук Евгении Магарил (ученицы Малевича), Владимира Стерлигова и Павла Кондратьева. Художница прошла долгий путь от постимпрессионизма и сюрреализма до абстракции, и ее картины с красноречивыми названиями «Ритмы», «Вертикали», «Колокола» создают мир бесконечно движущихся форм.


Пятница, 27 мая

Вполне ожидаемо вслед за «Анной Карениной» в кинотеатре «Аврора» начинают показывать «2-Асса-2», вторую часть дилогии Сергея Соловьева, действительно тесно связанную с экранизацией толстовского романа, – точек пересечения тут много. Вторая «Асса» – редкий пример сиквела, сделанного не по принципу «снова живы для наживы», а в порядке жесткой переоценки ценностей. Соловьев снял фильм-памфлет, в котором всем досталось по первое число: и чувствительным кинорежиссерам, влюбленным в своих жен, и трибунам перестройки, но больше всех – тем самым переменам, которых так ожидали в первой «Ассе». Мальчик Бананан попал в руки хирургов, которые отрезали ему голову и пришили ее торговцу семечками, а самым крутым воротилой стал персонаж Александра Баширова.

В клубе «Шум» (5-я Советская улица, 45) – Леонид Федоров, лидер «Аукцыона»; его сольные концерты, на которых он просто поет под гитару, ничем не уступают бенефисам «Аукцыона» в полном составе или дуэту с Владимиром Волковым. В акустике песни – от привычных хитов до полузабытых вещиц на стихи Хвостенко или неожиданных кавер-версий – бьют еще сильнее и точней. Начало в 19.00. А часом позже, в 20.00, в «ГЭЗ-21» будет выступать дочь Федорова Ксения с группой «Кубикмагги» и исполнять сложно аранжированные песни по мотивам русской поэзии 20-30-х годов прошлого века.

В киноцентре «Родина» во второй раз устраивают «Ночь анимации от Большого фестиваля мультфильмов». БФМ, который уже пять лет проходит осенью в Москве, полностью оправдывает свое название – его программный директор Дина Годер собирает, кажется, вообще всё достойное внимания, что происходит в анимации. К нам привезут проверенный дайджест, best of the best из программы последнего фестиваля. Плюс работы молодых мультипликаторов. Начало в 23.00.

В рамках проекта театра «Практика» «Человек.doc» на гастролях в лофт-проекте «Этажи» приходит время спектакля «Исцеление переводом», посвященного видному китаисту и отцу девятерых детей Брониславу Виногродскому. Для Виногродского эта встреча со зрителем, подготовленная драматургом Евгением Казачковым и режиссерами Эдуардом Бояковым и Светланой Ивановой-Сергеевой, не просто монолог, а очередной шаг на пути реализуемого китаистом плана по преображению человечества. Начало в 20.00.

В третий день Недели чешского кино в «Родине» покажут «Оковы» (Pouta) режиссера Радима Шпачека – еще одну ленту о тоталитаризме. Главный герой – сотрудник внутренней чехословацкой разведки в 1982 году – пытается добиться молодой красивой девушки, а когда это ему не удается, начинает бунтовать против системы. Начало показа в 19.20.

Азербайджанский дирижер Эйюб Кулиев был лауреатом Конкурса Лютославского в Польше, удостоился Приза оркестра на Международном конкурсе им. Метропулоса в Афинах, в прошлом году стал победителем престижного Конкурса Тосканини в Парме. Поэтому его выступление с Академическим симфоническим оркестром Филармонии, проходящее под грифом сразу двух фестивалей – «Музыкальный Олимп» и «Музыкальная коллекция», – вызывает особый интерес. А подогревается интерес тем, что во Втором фортепианном концерте Брамса солирует Денис Кожухин, лауреат авторитетнейшего Конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. Первое отделение отдано вокалу: арии из опер Сен-Санса, Бизе и Масканьи споет Анна Лапковская. Начало в 19.00 в Большом филармоническом зале.

В Малом зале «Манежа» стартует Первый фестиваль минималистического искусства «MiniFest/ Начала», участники которого воплощают в жизнь давний принцип архитектора Людвига Миса ван дер Роэ «Less Is More» – «Чем меньше, тем больше». На выставке можно будет увидеть 50 произведений живописи, графики, а также ряд фоторабот и объектов – вещи самых авторитетных минималистов Москвы и Петербурга. Фестиваль ставит своей задачей рассказать, как минимализм обрел экологическое звучание и превратился в мироощущение, стиль жизни и творчества.

В День города в зале Капеллы пройдет тематический концерт-посвящение «Великому городу», организованный Филармоническим обществом Санкт-Петербурга. Музыка подобрана сплошь программная, фанфарная, светлая и торжественная. Увертюра американского композитора Брюса МакКомби «К свету!» (имеется в виду «окно в Европу», распахнутое Петром I) соседствует с «Приветственной музыкой Санкт-Петербурга» Анатолия Королева. Раздумчиво-поэтичный «Петербургский ноктюрн» Геннадия Банщикова, выдержанный в пастельных тонах, контрастирует с пафосной увертюрой «Блистательный Санкт-Петербург» Андрея Петрова. Главное событие концерта – мировая премьера симфонии чешского композитора Зденека Мерты (на фото) «Санкт-Петербург». Три части цикла носят имена трех императоров: Петра I, Елизаветы и Екатерины II. Завершит концерт величавый «Гимн великому городу». Исполняет Санкт-Петербургский государственный академический оркестр. За пультом – дирижер Александр Титов. Начало в 19.00.

Художественный руководитель Театра комедии им. Акимова Татьяна Казакова давненько не выпускала спектаклей – возможно, оно и к лучшему. Премьера опять поручена приглашенному режиссеру – Льву Стукалову, пожилому, заслуженному и несколько старомодному руководителю «Нашего театра», который не без успеха ставил в Комедии 25 лет назад. Удастся ли повторить успех в новом столетии, сказать сложно, впрочем, гомерически смешная пьеса Майкла Фрейна «Шум за сценой», впервые представленная на Бродвее как раз во времена пика стукаловской славы, и мертвого поднимет. Начало в 19.00, в субботу и воскресенье – в то же время.


Суббота, 28 мая

В Ледовом дворцеChemical Brothers, два электронных музыканта, в 1990-е определившие лицо танцевальной музыки, облагородившие ее и фактически сроднившие брейк-бит с роком. Из всех героев того времени им чуть ли не единственным удается не выглядеть сейчас ностальгическим развлечением. Взять хотя бы последний альбом «Further», и станет очевидно, что Chemical Brothers то ли опередили свое время, то ли заставили музыкальный ландшафт подстроиться под себя. Начало концерта в 19.00.

В Концертном зале Мариинки в рамках «Звезд белых ночей» – прелюбопытный концерт с сугубо «испанской» программой. Главные герои вечера – Валерий Гергиев за пультом оркестра театра и выдающийся скрипач нашего времени Вадим Репин в качестве солиста. Для затравки сыграют «Испанское каприччио» Римского-Корсакова – энергическое, полное зажигательных ритмов, пышное по оркестровке и прихотливое по мелодическому абрису. Далее последует «Испанская симфония» Лало с развитой партией сольной скрипки. Во втором отделении – «Дон Жуан» Рихарда Штрауса, музыка, полная витальной энергии, устремленности и броских оркестровых эффектов. На десерт – главный испанский хит всех времен и народов – «Болеро» Равеля. Начало в 20.00.

Гастроли проекта «Человек.doc» в лофт-проекте «Этажи» продолжает спектакль режиссера Бориса Павловича «Красилка поэта Андрея Родионова». Поэт Родионов выходит к зрителям собственной персоной, но рассказывает не о рифмах и стопах, а о былой работе красильщиком в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Начало в 20.00.

В клубе «Зал ожидания» выступает параллельный «Ленинграду» проект Сергея Шнурова «Рубль» – злой и злободневный рок минималистическими средствами. На этот концерт также приглашен давний знакомец группы – шансонье и человек-гора Стас Барецкий. Начало в 20.00.

Фестиваль чешского кино в «Родине» поворачивается лицом к детям – показывает забавный мультик Яна Сверака «Куки возвращается» (Kuky se vrací). Трогательная история о путешествиях выброшенной на помойку плюшевой игрушки по имени Куки получила в прошлом году спецприз жюри на фестивале в Карловых Варах. Начало сеанса в 15.30.

В клубе «Китайский летчик Джао Да» играют Ferris Wheel, петербургская группа, которую привечает музыкальный критик Артемий Троицкий. Будет, как обычно, костюмированный электрический рок-н-ролл с девушками на подпевках – зрелищный и макабрический. Начало в 20.00.

Арт-центр «Пушкинская-10» представляет ряд новых выставок. В большом зале Музея нонконформистского искусства показывают «Космогонию» Александра Кондурова – работы на мифологические и космические сюжеты, написанные в 2000-х годах и претендующие на отражение цельной картины миропорядка (см. фото). В малом зале развернутся «Поля и мнимые ландшафты» Татьяны Туличевой – живописное исследование поля как культурного явления. В галерее «Дверь» можно увидеть рисунки Барбары Штрайфф на газетах разных стран, также обновляются экспозиции в других пространствах арт-центра.



Воскресенье, 29 мая

Ферруччо Фурланетто, знаменитый итальянский бас, вновь приезжает в Петербург, чтобы спеть титульную партию в опере Массне «Дон-Кихот». Планы полноценной сценической постановки этой оперы в Мариинском театре пока отложены на неопределенный срок. Зато в концертном исполнении она прозвучала трижды: два раза – в Петербурге и один раз – в Москве. Партитура полна пленительных мелодий и чисто французского шарма, который автор элегантно сопрягает с нарочито смачной «испанистой» фактурой. Партнершей Фурланетто станет Анна Кикнадзе – Дульсинея, обладательница яркого сопрано с низкими нутряными нотками и сверкающими верхами. Талантливый баритон Андрей Смехов, наделенный незаурядным комическим даром, споет и сыграет верного оруженосца Санчо Пансу. За пультом – Валерий Гергиев. Начало в Концертном зале театра в 20.00.

Гастроли проекта «Человек.doc» в лофт-проекте «Этажи» завершаются спектаклем Юрия Муравицкого «Круги на полях», посвященным рэперу Смоки Мо. Рэпер играет сам себя, рассказывает о своем детстве, мыслях и принципах, иногда переходит на речитатив. Начало в 17.00.

На V Международном хоровом фестивале – событие экстраординарной важности. Впервые в Петербурге в рамках Года Италии в России исполнят шедевр Монтеверди – раннюю оперу «Орфей». Едва ли не первый образчик drama per musica в 400-летней истории оперы: гениальная музыка, полная боли, страсти и сугубо мадригального томления чувств. Экспрессия музыкальной драмы так сильна, что даже посредственное исполнение не умаляет ее воздействия. Барочная риторика и экстремальный вокал – в исполнении Жана-Люка Пазолини (Орфей) и Елены Бакановой (Эвридика). Аккомпанируют сводный хор и оркестр в составе Молодежного камерного хора Санкт-Петербурга, вокального ансамбля и оркестра Хоровой академии Стефано Темпиа из Пьемонта. Исполнение пройдет в пространстве Гербового зала Эрмитажа. Начало в 19.00.

Под занавес Недели чешского кино в киноцентре «Родина» показывают «Отчаянных» («Zoufalci») режиссера Йитки Рудолфовой, фильм про кризис среднего возраста, который переживает компания тридцатилетних друзей. Начало в 19.20.


Над материалом работали: Егор Галенко (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Гюляра Садых-Заде (опера и академическая музыка), Иван Чувиляев (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: пресс-служба арт-центра «Пушкинская, 10», mariinsky.ru, philharmonia.spb.ru, praktikatheatre.ru, rodinakino.ru, baltic-house.ru, valgamaalane.ee, Le Cirque de Sharles la Tannes, myspace.com/surtseysounds, assa2.ru, zdenekmerta.cz, muzzone.yuga.ru.

«Фонтанка.ру»