Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 мая 2011 07:00      7

Календарь: 30 мая – 5 июня

Как ознакомиться с оперой XVIII века про Федула, где узнать о распутстве Лопе де Веги, кто лучше всех рисует важных персон, каково изгоям в пионерлагерях и зачем Темирканов идет в Концертный зал Мариинского театра. Наиболее важные события культурной жизни Петербурга этой недели: самые интересные, на взгляд наших обозревателей, новые выставки, концерты, театральные и кинопремьеры.


Понедельник 30 мая

«Очарованный странник» Родиона Щедрина – на сцене Концертного зала Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей»: удивительно тонкий, поэтический спектакль по повести Лескова, с прекрасными актерскими работами Андрея Попова и Сергея Алексашкина. В партии цыганки Груши – Анна Маркарова. За последние годы ни в одном опусе Щедрин не достигал такой глубины – и вместе с тем такой простоты и искренности выражения. Главное достоинство этой музыки – удивительно проникновенная, негромкая интонация, интонация старинной былины. Каждый персонаж – одновременно и действующее лицо, и рассказчик: события оперы и происходят, и рассказываются – попеременно, так, как это происходит в Пассионах Баха или ораториях Генделя. Начало в 20.00.

В Доме кино показывают фильм «Всё, что ты хочешь» («Todo lo que tú quieras») фестивального любимчика испанца Ачеро Маньяса. По сюжету главный герой – отец семейства – после смерти жены не в силах терпеть мучения маленькой дочки и, дабы успокоить ее, напяливает женское платье и красит губки, притворяясь мамой. Ну да, не зря Маньяса сравнивали с молодым Альмодоваром.


Вторник 31 мая

Галерея «Борей» приглашает на две новые выставки. «Небесная линия» Сергея Бакина – живописные и графические пейзажи Петербурга (см. иллюстрацию), на которых дома превратились в зыбкий мираж, повисший между мятежным облачным небом и темной водой. Новая живописная серия Михаила Шапиро названа слегка переделанной пушкинской строкой «Не смея гордый свет забавить...» и посвящена великому поэту, но не в забронзовевшем виде, а в скромном обывательском обличье. Мужичок с бакенбардами выглядит в советской обстановке вполне уместно: то сядет на подоконник книжку почитать, то расскажет приятелям сказку за портвейном.

На фестивале «Музыкальная коллекция» в Большом зале Филармонии выступает французский дирижер Всеволод Полонский. Он стал известен в городе после постановки в театре «Карамболь» мюзикла «Шербурские зонтики», за которую получил в 2010 году «Золотую маску». Полонский представляет оригинальную тематическую программу, посвященную роялю и его возможностям. Сугубая классика соседствует с прикладной музыкой: Второй концерт Шопена исполнит обладательница Гран-при последнего конкурса Шопена Юлианна Авдеева, а во втором отделении прозвучат саундтреки Килара из кинофильма «Пианист», Наймана из «Пианино» и Морриконе из «Легенды о пианисте». За роялем – известный виртуоз, владеющий беспредельно широким репертуаром Игорь Урьяш. Начало в 19.00.

В Союзе художников открывается выставка Анастасии Николаевой (Берг) – в восемнадцать лет ее без экзаменов приняли в Академию художеств на факультет живописи, в двадцать четыре она стала лучшей выпускницей и по распоряжению будущего президента Путина была направлена в творческую поездку в Рим, с двадцати пяти преподавала в академии. Николаева работает в самых разных областях – от исторической живописи и портрета до пейзажа, расписывает деловые центры и митрополичьи покои, а лучше всего ей удаются копии и имитации старых мастеров. Сегодня художница купается в заказах государственного масштаба. На выставке можно будет увидеть свежую «Коронацию Екатерины II» (4,5 на 6,5 кв. м), а также портреты, виды Италии и графические работы.

Музыканты-«старинщики» Ирина Шнеерова (клавесин), Сергей Фильченко (скрипка) и Дмитрий Соколов (виолончель-пикколо) в Малом зале Филармонии исполняют редко звучащие в Петербурге сонаты Иоганна Себастьяна и Карла Филиппа Эммануила Бахов. Концерт инструментального трио сулит изысканное барочное музицирование, в котором публика сможет оценить тонкие стилевые различия и изощренную риторику музыки отца и сына. Начало в 19.00


Среда 1 июня

Детский оперный театр Ad Libitum подготовил уникальное представление ко Дню защиты детей. В первом отделении на сцене Концертного зала Мариинки сыграют и споют зингшпиль «Бастьен и Бастьенна», сочиненный Моцартом в возрасте 12-ти лет. Либретто зингшпиля – «пения с игрой» – повествует о любви пастуха и пастушки, чуть было не разбившейся вдребезги из-за притязаний богатой вдовы. Второе отделение еще интересней. Из забвения возвращается русская комическая опера XVIII века «Федул с детьми», написанная Василием Пашкевичем в соавторстве с испанцем Мартином-и-Солером по оригинальному либретто Екатерины Великой. В сюжете в иносказательной форме отражена реальная история певицы Елизаветы Урановой, вышедшей замуж за актера Силу Сандунова, – того самого, который основал в Москве знаменитые Сандуновские бани. За дирижерским пультом – молодой маэстро Заурбек Гугкаев (на фото). Начало в 12.00.

Вокальный вечер знаменитого баса Ферруччо Фурланетто, выступающего в Концертном зале Мариинки с пианистом Игорем Четуевым, обещает изысканные удовольствия. Прозвучит меланхолический цикл Шуберта «Зимний путь», полный светлой печали, горестных сожалений о прожитом и ностальгии по юности. Именно в этом цикле – «Шарманщик», песня, которая известна всем. Хрупкая романтическая рефлексия шубертовских песен наверняка обретет экспрессию и неожиданные краски в исполнении итальянского певца, более известного петербургской публике по оперным ролям: Дон-Кихота в одноименной опере Массне, Фиеско в «Симоне Бокканегре» Верди и заглавной партии в опере Мусоргского «Борис Годунов». Начало в 20.00.

В Строгановском дворце начинает работу выставка канадского фотографа Биргит Фрейби Бейтман «Увиденное». Контрасты между обветшавшими домиками и новенькими бытовыми приборами, громадной ступней статуи Будды и маленькими фигурками туристов, богатой природой и нищенским существованием людей – фотокамера повсюду находит необычные сюжеты и ракурсы.

В Доме кино стартует показ «Каннских львов» прошлого года – аккурат накануне нового смотра лучших рекламных роликов, который пройдет в Каннах в конце июня.

Детские хоровые коллективы из России, Финляндии и Эстонии дают благотворительный концерт на сцене Александринского театра в День защиты детей. Хоровой вечер проходит под девизом «Таллинн и Турку – культурные столицы Европы-2011». Детский концертный хор «Рондо», сводный хор воспитанников детских домов Петербурга и эстрадный хор «Музыкальные чародеи», хор Cantitare из Турку, Детский хор Эстонского ТВ споют детские песни Минкова, Брицына, Гаврилина, эстонского живого классика Тормиса и финских композиторов Рипс-Лаул, Саллинена, Турка и Хольма. А напоследок сольются в оптимистическом гимне «Пусть всегда будет солнце». Начало в 19.00.

Музей-квартира Набокова показывает выставку Игоря Сухова, художника из Мурома, который работает в таких разных областях, как каноническое церковное искусство и книжная иллюстрация. Его иконостасы украшают Рижский кафедральный собор, церкви Мурома и Подмосковья, а графика – издания Ромена Роллана, Уильяма Фолкнера, Николая Заболоцкого, Владимира Набокова и других писателей. В выставку вошло около 30-ти работ, выполненных в технике темперы, пастели, монотипии и рисунка.

В Мраморном дворце в рамках фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга» играет французский ансамбль старинной музыки Quatuor Cambini-Paris. Квартет основан в 2007 году и специализируется на исполнении малоизвестных или забытых шедевров классического и раннеромантического репертуара на инструментах своего времени. Всех солистов квартета объединяет страстное увлечение аутентичным исполнительством. Они подробно изучают партитуры, проникая в самую суть стиля играемой музыки, осваивая мельчайшие штрихи и приемы звукоизвлечения. На концерте прозвучат квартеты композиторов XVIII – начала XIX века: Джузеппе-Марии Камбини, Гиацинта Жадена, Фелисьена Давида, а напоследок – ранний квартет Бетховена op.18 №2 соль мажор. Начало в 19.00.

Театр комедии им. Акимова продолжает собирать на своей многострадальной сцене экзотических гостей. Ныне с трехдневной гастролью сюда заезжает московский еврейский театр «Шалом», о существовании которого прогрессивное человечество давно бы забыло, кабы не прошлогодний скандал с открытым письмом «Наш театр погибает» артистов «шаломовской» труппы, выступивших против своего руководства: героя «Радионяни» Александра Левенбука, его жены и домочадцев. Руководство, впрочем, и ныне на своих местах. 1 июня покажут спектакль-концерт «Фаршированная рыба с гарниром», 2 и 3 июня – спектакль «Моя кошерная леди». Кушайте на здоровье, начало в 19.00.


Четверг 2 июня

На экран киноцентра «Родина» выходит «Жизнь за один день» («Life in a Day») – амбициозный проект создателя «Последнего короля Шотландии» Кевина МакДональда. Вместе с продюсером проекта Ридли Скоттом он предложил всем желающим снять на любительские камеры один день своей жизни – 24 июля 2010 года. А потом смонтировал из шести миллиардов частных видеодневников фильм. Получилось что-то вроде творений Годфри Реджо – массивная тотальная инсталляция, представляющая портрет современного мира. Хотя в чем разница между полутора часами просмотра роликов и собственно фильмом – сразу и не сформулируешь.

Москвичка Татьяна Гринденко приезжает в Малый зал Филармонии со своей «Академией старинной музыки» и, вопреки обыкновению, играет не современные опусы, но Моцарта. Квартеты и квинтеты обрамлены Дивертисментом ре мажор и Ночной серенадой ре мажор. Вообще, концерт выдержан преимущественно в бодрых мажорных тональностях: лишь один квинтет, переложенный для струнного оркестра, написан в до миноре. Ансамбль, составленный из струнников высочайшего класса, играет невероятно артистично, с поразительным чувством стиля и чувством локтя. Начало в 19.00.

В кинопрокат выходят «Люди Икс: Первый класс» («X-Men: First Class») – не в смысле «высший сорт», а попросту, как в школе. Ибо герои – дети, обучающиеся в школе для одаренных. И такой поворот сюжета про команду супергероев с паранормальными способностями не должен смущать: режиссером проекта выступает отлично зарекомендовавший себя «Пипцом» и «Звездной пылью» Мэттью Вон, так что «Гарри Поттера 2.0» можно не опасаться.

В Михайловском замке открывается выставка американского художника-реалиста Нельсона Шэнкса. Его можно назвать современным придворным живописцем Запада, наследником традиции Рубенса, Ван Дейка, Веласкеса: Шэнкс пишет портреты великих мира сего – Рональда Рейгана и принцессы Дианы, папы Иоанна Павла II и Маргарет Тэтчер, Лучано Паваротти и Мстислава Ростроповича. Пишет эффектно, нередко пафосно, словно желая усилить значимость моделей, но одновременно холодно и отстраненно, виртуозно продолжая традицию американского реализма. Тот же возвышенный стиль царит в его натюрмортах и аллегорических сценах.

В «ГлавClub» дает концерт Beady Eye – новая группа Лиама Галлахера. Вместе с братом Ноэлем они долгое время играли в группе Oasis, – лицо брит-попа 90-х и вообще британского рок-гонора, совершенно неожиданно она недавно распалась, хотя казалось, что на радость желтой прессе братья будут ссориться и мириться бесконечно. Откровенно говоря, принципиальной разницы между вальяжными песнями Oasis последних лет десяти и репертуаром Beady Eye практически нет. Начало концерта в 20.00.

В клубе «Цоколь» выступает хип-хоп-группа из Екатеринбурга «Птицу емъ», впрочем, в многочисленном рэп-комьюнити России их за своих не считают. Каноническое для рэперов бахвальство и нахальство они выворачивают наизнанку и читают монологи от лица современных маленьких людей: офисных работников, изгоев в пионерлагерях, окраинных гомосексуалистов. Почти каждая история строится по принципу «герой полон иллюзий – героя жестоко разочаровывает действительность». Начало в 20.00.

На экранах кинотеатров появляется «Мальчишник-2: Из Вегаса в Бангкок» («The Hangover Part II»), развивающий сюжет про трех великовозрастных идиотов, оказавшихся непонятно где непонятно почему и с которыми происходит непонятно что. Географическую точку сменили на более колоритную, в остальном всё вроде на местах: бухло, дурь, бабы. Одним словом, идеальный клип на песни группы «Ленинград», только по второму разу, конечно, не так зажигательно.

В культурном центре «Троицкий» и в ЦПКиО им. Кирова разворачивается фестиваль паблик-арта «Критическая масса»: инсталляции, перформансы и документальное кино художников из Исландии, Норвегии, Финляндии, Латвии и России посвящены актуальным проблемам Петербурга, от экологии до культуры, и выражают нестандартные точки зрения на развитие современного мегаполиса.

В прокате появляется «Игра без правил» («Fair Game») – очень своевременное кино. Создатель «Мистера и миссис Смит» и «Идентификации Борна» Даг Лайман к уничтожению Бен Ладена как раз поспел с обличением политики Штатов на Востоке. Шон Пенн здесь играет агента ЦРУ, который обнаруживает, что никакого оружия массового поражения в Ираке нет и быть не может. Чем вызывает гнев американской военщины.

В ограниченный прокат выходит испано-бразильский фильм режиссера с красивым именем Андрюша Уоддингтон «Лопе де Вега: Распутник и соблазнитель» («Lope»), костюмная биография испанского драматурга. Сделанная в русле двух славных традиций: «Пушкин тоже какал» и «Какая же у них, гениальных писателей, интересная жизнь была!». Лопе де Вега здесь предстает, как и следует из русского прокатного названия, соблазнителем и распутником, между пылкими влюбленностями мучающимся переписчиком при именитых литераторах.


Пятница 3 июня

В клубе «Цоколь» выступают, во-первых, группировка «Утроворту», отпочковавшаяся от команды «Голуби и безумные кашевары», а во-вторых, екатеринбургская группа «Четыре позиции Бруно» (на фото), играющая, по собственному определению, токсический даб. Начало в 20.00.

Центр «Росфото» представляет выставку Эухении Аренас «Ночи кабаре»: три десятка фотографий отражают ностальгический взгляд на мексиканские кабаре, пик популярности которых пришелся на 1950-е годы. Сегодня они закрыты или доживают последние дни, но мексиканцы по-прежнему презирают «фичерас», девушек-танцовщиц, с которыми когда-то можно было потанцевать или выпить за особые жетоны («la ficha» – жетон, фишка). Аренас снимает «фичерас» с пониманием и уважением – так же, как когда-то делала фотопортреты Габриэля Гарсии Маркеса, Альваро Мутиса и других мексиканских литераторов или серию о ночной жизни латиноамериканской богемы.

Сенсация на фестивале «Звезды белых ночей»: впервые в Концертном зале Мариинки выступает Юрий Темирканов со своим филармоническим оркестром. В программе – хрестоматийная Четвертая симфония Брамса, полная неуемной тревоги, душевного смятения и подлинного трагизма, а также опус Гия Канчели «…al niente» («Ничто»), посвященный Юрию Хатуевичу. Полное название сочинения – «Diminuendo al niente», – музыкальный термин, означающий постепенное угасание звучности. В понимании автора – постепенное угасание, утекание жизни. На момент работы над «…al niente» Канчели исполнилось 65 лет. Начало в 20.00.

С пятницы по воскресенье в ЦПКиО им. Кирова пройдет фестиваль уличных театров «Елагин парк». Среди участников – король пленэра, замечательный клоунский петербургский театр «Комик-трест», театр «Странствующие куклы господина Пэжо», известный своими вычурными масочными феериями, кукольное кабаре Елизаветы Миндлиной «Пятое колесо» и другие достойные коллективы и проекты.

В СК «Юбилейный» – фестиваль «Наши в городе» с традиционным концертным набором от «Нашего радио»: «Кипелов», «Король и шут», «Сплин», «БИ-2», «Чиж и компания». Начало в 19.00.


Суббота 4 июня

Театральный проект Post лауреата петербургской театральной премии «Прорыв-2011» Дмитрия Волкострелова показывает два спектакля в кинотеатре «Кино без попкорна» (улица Белинского, 9). «Июль» – моноспектакль Алены Старостиной по пьесе Ивана Вырыпаева: почти пародийные ужасы вырыпаевского текста актриса пропускает через себя, словно через фильтр, и очеловечивает. «Хозяин кофейни» – моноспектакль Ивана Николаева по пьесе Павла Пряжко: личное, непричесанное и местами герметичное для широкой публики откровение драматурга подано с таким подчеркнутым минимализмом театральных средств, что их недостаток выглядит сугубо театральным эффектом. Начало первого спектакля – в 19.00, второго – в 21.00.

В клубе «Китайский летчик Джао Да» – очередной концерт из серии «Артемий Троицкий представляет». Друг маститого музыкального критика Игорь Чернявский, композитор и продюсер, проживающий в Польше, записал три диска с тамошней вокалисткой Рамоной Рей. Получилась открытая и несколько кокетливая поп-музыка. Начало концерта в 20.00.

Еще один финалист премии «Прорыв» режиссер Александр Савчук, возглавляющий труппу Lusores, выпускает спектакль «Зангези» на сцене театра «Особняк». В основе – стихотворчество Велимира Хлебникова, а задача спектакля – найти сценический коррелят причудливой хлебниковской звукописи. Начало в 19.00, на следующий день – в то же время.

В рамках Года Испании в России в Концертном зале Мариинского театра исполняют музыкальную драму Мануэля де Фальи «Жизнь коротка», никогда ранее у нас не звучавшую. Автор с азартом исследует в своей опере музыкальный мир фламенко и канте хондо («жалобное пение»), претворяя в музыке мелос и зажигательные ритмы цыганского фольклора Андалусии. Сюжет прост: девушка покинута возлюбленным. Кипят страсти, разворачивается трагедия, завершается всё кровавым финалом совершенно в веристском духе. В спектакле заняты испанские певцы и гитарист, а танцует Нурия Помарес, звезда фламенко. За пультом оркестра Мариинского театра – Рафаэль Фрюбек де Бургос, весьма авторитетный и востребованный дирижер, причем не только на родине, в Испании, но и в США, и в Германии. В 2011 году журнал Musical America назвал Бургоса «дирижером года». Начало в 20.00.

В Ледовом дворце выступает Whitesnake, группа, вышедшая из шинели Deep Purple и ведомая вокалистом Дэвидом Ковердейлом. Они приезжают с новым клавишником Брайаном Руди и новым альбомом «Forevermore». Начало в 20.00.


Воскресенье 5 июня

Программа V Международного хорового фестиваля радует разнообразием форм, многоцветьем жанров и широким спектром национальных композиторских школ. Фестиваль привозит в Александринский театр настоящую испанскую барочную сарсуэлу «Крестьянки из Мурсии» (1769) Антонио Родригеса де Иты на либретто Рамона де ла Круса. Сюжет «Крестьянок» – самый что ни на есть пасторальный. Действие комической драмы-оперы разворачивается на фоне апельсиновых рощ, под сенью шелковичных деревьев, в зрелую пору сбора урожая. Сарсуэла – нечто вроде «народной оперы», с разговорными диалогами, песнями и танцами. Считается, что жанр возник при испанском королевском дворе; первыми авторами сарсуэл были Лопе де Вега и Кальдерон. Исполняют «Крестьянок» Мадридская барочная труппа в содружестве с Молодежным камерным хором Филармонического общества Петербурга (на фото) – под управлением Хосе Антонио Монтеньи. Начало в 19.00.

В клубе «Зал ожидания» выступает Эйо – чернокожая певица из Германии. Под глянцем транснациональной поп-музыки в данном случае различимы отголоски world music, включая регги. Начало концерта в 20.00.

Фестиваль «Музыкальная коллекция» в Большом зале Петербургской филармонии представляет Филармонический оркестр Монте-Карло под управлением Роберто Аббадо, племянника знаменитого маэстро Клаудио Аббадо. В Скрипичном концерте Чайковского сольную партию исполнит известный британский скрипач Джошуа Белл, недавно с успехом выступавший в этом же зале с сольной программой. Во втором отделении – Восьмая симфония Дворжака, один из самых вдохновенных, светлых и жизнеутверждающих опусов композитора, напоенный лиризмом и пленяющий изменчивой игрой настроений. Начало в 19.00.

На фестивале «Звезды белых ночей» в Концертном зале Мариинки играет Национальный филармонический оркестр России под управлением своего художественного руководителя Владимира Спивакова. Программу дирижер выбрал наипопулярнейшую: вначале прозвучат увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Скрипичный концерт Чайковского (солирует молодой петербургский скрипач Сергей Догадин). Во втором отделении сыграют сумрачно-инфернальные «Симфонические танцы» Рахманинова, полные грозовых предчувствий на пороге ХХ века. Начало в 20.00.


Над материалом работали: Егор Галенко (современная музыка), Ольга Лузина (выставки), Андрей Пронин (драматический театр), Гюляра Садых-Заде (опера и академическая музыка), Иван Чувиляев (кино).

Количество символов после анонса означает рейтинг ожиданий обозревателя: по пятибалльной шкале.

Фото: mariinsky.ru, National Geographic Films, 20th Century Fox, beadyeyemusic.com (Steve Gullick), «Каро Премьер», Summit Entertainment, myspace.com/4positionsofbruno, media-archive.choirfestival.ru, philharmonia.spb.ru (OPMC/ Gabriel Martinez), пресс-службы галереи «Борей», Союза художников Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Музея-квартиры В.В. Набокова, театра Post, театра Lusores.

«Фонтанка.ру»

Комментарии к новости

comments powered by HyperComments