Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 07 июля 2011 17:48      275

Паромы повезут в «Морской фасад» не только пассажиров, но и грузы

Уже к сентябрю статус порта «Морской фасад» может быть изменен с пассажирского на грузопассажирский. То, о чем предупреждала «Фонтанка» и от чего Смольный открещивался в 2005 - 2006 годах, было представлено как интересы паромных перевозчиков и владельцев порта. Предложение озвучили на 3-й международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России». Письмо с соответствующей просьбой в Росграницу уже отправлено, подтвердил нам капитан морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» Юрий Орлов.

Если решение будет положительным, то с международных паромов (из Хельсинки, Стокгольма и Таллина) на Васильевский остров хлынут фуры и трейлеры. За один рейс паром сможет перевезти около 20 - 40 трейлеров и автопоездов. Сейчас в Хельсинки, Стокгольм и Таллин ходят суда компании St. Peter Line. В 2010 году было 150 судозаходов, в 2011-м их должно быть больше почти в два раза — 270. Сколько перевозчиков воспользуются перспективой и как в отсутствие участка ЗСД на Васильевском острове будут решаться транспортные проблемы — остается только гадать.

Инициатива по изменению статуса морского пассажирского порта «Морской фасад», недавно переданного в собственность Петербурга, исходит от администрации Большого порта Санкт-Петербург и судоходной компании St. Peter Line (сейчас она осуществляет практически все пассажирские перевозки с причалов «Морского фасада»). Как жаловался сегодня на 3-й международной конференции «Санкт-Петербург – морская столица России. Морской туризм» президент St. Peter Line Игорь Глухов, зимой пассажиропоток перевозчиков падает на 35 - 50%, что влияет на доходность линий. Выходом из этой ситуации, по словам Глухова, может стать разрешение на прием и отправку не только пассажиров, но и трейлеров и фур: грузоперевозки смогут обеспечить до 20 - 30% всего дохода в период низкого сезона.

То, что на Васильевском острове из-за Морского порта появятся очереди из фур, «Фонтанка» предупреждала и в 2005-м, и в 2006 году. Ведь не случайно фактическим владельцем специализирующейся на контейнерных перевозках компании First Quantum (она учредила оффшоры, которые, в свою очередь, являлись учредителями УК «Морской фасад») называют известного олигарха и депутата Госдумы Виталия Южилина - его имя связывают и с ООО «Национальная Контейнерная Компания» (кстати, и президент управляющей компании "Морской фасад" Шавкат Кары-Ниязов ранее параллельно возглавлял Национальную контейнерную компанию). А проект Западного скоростного диаметра позволит фурам направляться прямо к «Морскому фасаду» и обратно, что прекрасно вписывается в схему.

Порт изначально хотели сделать грузовым, иначе для того, чтобы «отбить» вложенные в его строительство капиталы, потребовались бы десятилетия. Согласно подготовленному УК «Морской фасад» еще в 2005 году технико-экономическому обоснованию, для того, чтобы окупить проект в течение 10 - 12 лет, в городе должен наступить настоящий туристический бум – в Петербург морем ежегодно должны прибывать 12 миллионов туристов. Учитывая, что сейчас количество приезжающих к нам на отдых иностранцев не превышает 3 миллионов в год, эти планы эксперты «Фонтанки» называли фантастическими.

Предъявленный общественности Петербурга проект «пассажирского» порта уже в конце января 2006 года помогли подогнать под интересы конкретных лиц депутаты ЗакСа — на очередном заседании они, с подачи депутата Игоря Артемьева из фракции «Родина» и со ссылкой на письмо из Минтранса (его тогда возглавлял Алексей Ушамирский), "строящийся морской пассажирский терминал на Васильевском острове» назвали «строящимся морским торговым портом на Васильевском острове, включающим морской пассажирский терминал». При этом подчеркивалось, что данная «формальность» никак не изменит целевое назначение объекта. Проект легко прошел голосование. Так незаметно из крупного «стратегически важного» городского проекта, задуманного для привлечения туристов, строящийся пассажирский порт в центре Петербурга стал торговым. То есть и грузовым.

А сегодня для того, чтобы в трюмы паромов можно было бы загружать и грузы, необходимо изменить юридический статус пункта пропуска с пассажирского на грузопассажирский.

Администрация Большого порта Санкт-Петербург, которой подчиняется «Морской фасад», и St.Peter Line уже направили письмо с соответствующей просьбой в Росграницу. По оценке Игоря Глухова, положительное решение может быть принято уже в сентябре.

Капитан морского порта «Пассажирский порт Санкт-Петербург» Юрий Орлов подтвердил «Фонтанке», что такое письмо было направлено, однако назвать сроки, когда статус будет изменен, затруднился. Осторожен в прогнозах и вице-президент УК «Морской фасад» Серик Жусупов: по его словам, пока сложно сказать, когда будет изменен статус порта.

При этом, как говорит Юрий Орлов, менять инфраструктуру «Морского фасада» будет не нужно – все необходимое для заезда грузовиков уже есть. Отметим, что сейчас паромы, которые отправляются от «Морского фасада», перевозят не только пассажиров, но и легковые автомобили и туристические автобусы: они заезжают в трюмы по специальным аппарелям. Как говорит Игорь Глухов, эти аппарели пригодны и для грузового транспорта, и после изменения статуса в порту должны будут только появиться специальные весы.

По словам президента компании St. Peter Line, за один рейс паром сможет перевезти около 20 - 40 трейлеров и автопоездов. Сейчас, напомним, из «Морского фасада» до Хельсинки ходит паром Princess Maria, до Стокгольма и Таллина – Princess Anastasia (оба судна принадлежат компании St. Peter Line). В 2010 году компания осуществила 150 судозаходов, в 2011-м их должно быть больше почти в два раза — 270, и т.д. (От «Морского фасада» ходит также круизное судно SC Atlantic компании S-Continental, но оно является исключительно пассажирским.)

Таким образом, по приблизительным подсчетам минимально возможное количество грузовиков, которые выехали бы уже сейчас на Васильевский остров из ворот порта, — 5400 в год (максимум — 10 800). В 2012-м — значительно больше.

Как говорят представители компаний, осуществляющих грузовые перевозки в петербургском порту, возможность отправить грузы через «Морской фасад» будет востребована: это дешевле, нежели отправить товар в контейнере, в фуру проще загрузить разные типы грузов, а отправка грузового транспорта по морю, а не по земле, позволяет избежать очередей на границах.

Однако не все так просто. Во-первых, въезд грузового транспорта в центр города сейчас существенно ограничен: попасть сюда можно только по специальным пропускам. Не зря Игорь Глухов отмечает, что особенно востребованной услуга по перевозке грузов через «Морской фасад» станет после окончания строительства Западного скоростного диаметра, который пройдет возле порта.

Во-вторых, повлиять на решение транспортных компаний может тяжелая ледовая ситуация в Финском заливе. Напомним, что этой зимой, несмотря на то, что паром Princess Maria имеет ледовый класс, судно неоднократно задерживалось, причем иногда опоздания составляли до 12 часов. И если следующей зимой опять будет такая же погода, то такая ситуация может повториться, а число ледоколов вряд ли увеличится: как заявил сегодня заместитель министра транспорта Виктор Олерский, контракты на строительство 4 новых дизель-электрических ледоколов, часть из которых будут работать в Финском заливе, будут заключены только в этом году.

Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»