Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 10 октября 2011 18:46      256

Николетта Паваротти: «Лучано не тяготился разницей в возрасте и никогда не смотрел на меня, как на дочь»

Сегодня на сцене БКЗ «Октябрьский» состоится концерт памяти Лучано Паваротти «50 лет со дня дебюта маэстро на сцене». В этот вечер соберутся звезды мировой оперной сцены и лучшие ученики великого певца, которые исполнят всемирно известные оперные арии из его репертуара. Инициатор проекта, молодая вдова маэстро Николетта ответила на вопросы «Фонтанки» не только о великом художнике, известном всему миру, но и о таком Паваротти, которого знала только она.

- Про роман Паваротти с молоденькой секретаршей и последующий ваш брак знал весь мир… Что за отношения были у вас? Ведь не секрет, что когда муж старше, то он воспринимает жену как дочь…

- Даже если на сцене он был более чем экстраординарен, когда спускался с кулис, становился обычным человеком, даже приземленным, любил простые вещи и открытых людей. Мы пытались жить, игнорируя шум снаружи, веря только в силу наших чувств. Он никогда не тяготился разницей в нашем возрасте, я тоже, и он никогда не смотрел на меня как на дочь. А защищал меня и всех, кого любил, поскольку действительно был добрым человеком. Он вообще был позитивным, солнечным и дружелюбным. Говорил то, что думал, любым людям, независимо от их социального положения. Любил играть в карты с давними друзьями, любил смотреть фильмы по ТВ, вообще любил побыть дома.



- Интересно, каким был его распорядок дня?


- Он просыпался довольно поздно, если не было намеченной репетиции (обычно певцам назначали репетиции днем, в более позднее время голос звучит лучше). На завтрак -  кофе и булочки. В течение дня, в течение всей своей жизни, он делал вокальные упражнения, те же самые, что выучил со своим самым первым учителем, еще до начала звездной карьеры. Вечера мы обычно проводили дома, часто собирая большой круг друзей.

- Вы часто спорили?

- Мы спорили точно так же, как все другие пары в мире, не больше, не меньше... Мы были обычными людьми, живущими в реальном мире, а не героями сказки, как кому-то хотелось о нас думать. Главная причина наших ссор заключалась в наших схожих характерах, упрямых и своевольных - ни один не хотел сдаваться первым. Мы были очень вспыльчивыми душами, но легко забывали и прощали. Если бы я сказала, что с Лучано было трудно поладить, тогда я немедленно признала бы, что, со мной, конечно, было не легче.

- Ходят слухи, что Лучано покорил вас, когда приготовил вкусный ужин…

- Частично вы правы. Он любил готовить, особенно если собирал гостей. Любил традиционную еду региона Эмилии Ромэгны, но ему также нравилось экспериментировать, самому изобретать рецепты. Одним из его самых успешных рецептов был рис с мятой и арбузом.



- Желтая пресса писала, что в последние годы совместной жизни вы часто ссорились.

- Эти слухи не заслуживают комментариев, поскольку полностью необоснованны. Это обратная сторона популярности: плохие новости об известных людях в прессе продаются лучше, чем хорошие. Это печально, но так и есть.

- Еще говорят, что у Паваротти было отменное чувство юмора?

- У Лучано было большое чувство юмора, он был очень забавен, любил шутки, был весел и ярок всегда. Его юмор был продолжением его характера: нефальшивая улыбка, открытый взгляд, отзывчивость. Они всегда был готов подшутить, иронически прокомментировать любое событие. Будь он другим человеком, вряд ли бы тронул сердца стольких людей во всем мире.

- Чем увлекался Лучано помимо музыки?


- Любил лошадей, был хорошим наездником, в течение многих лет был в Модено судьей международных соревнования по преодолению препятствий.

- Ваш муж активно занимался благотворительностью. Вы продолжаете эту линию?

- Лучано всегда обращал большое внимание на молодые таланты, прослушивал неизвестных певцов, всегда бесплатно давал уроки пения подающим надежды ученикам. Продолжая эту линию, и сегодня Фонд Паваротти помогает делать карьеру талантливым певцам, давая им шанс войти в оперную элиту. На вечере в Санкт-Петербурге ученики и последователи Лучано покажут все, на что они способны, и, надеюсь, понравятся взыскательной российской публике.



- Ученики великого Паваротти расходятся во мнениях: кто-то называет его добрым гением, а кто-то – тираном. Кто же он на самом деле?

- Лучано не вел себя одинаково со всеми учениками. У него было ценное качество моментально улавливать характер, главные черты того, кто перед ним находился. Неуверенных и стеснительных он подбадривал, вселял в них уверенность, а по отношению к нагловатым ученикам мог быть суров и требователен. Он всегда говорил, что одного таланта недостаточно, певец должен учиться до последнего дня своей карьеры с покорностью и любопытством новичка. Он приводил примеры множества чрезвычайно одаренных учеников, что «сожгли» свои таланты из-за высокомерного и самоуверенного характера, уверовав в свою непогрешимость уже после первого хорошего отзыва. К таким Лучано был строг, но слово «тиран» к нему не имеет никакого отношения.

- Следите ли вы за судьбой последователей Паваротти?


- Лучано высоко ценил таких певцов, как Роландо Вильясон, Хуан Диего Флорес и Витторио Григоло. Все они прекрасные профессионалы, и я желаю им огромного успеха. Но сегодня все трудней стать звездой большого масштаба. Надо понимать, что такие звезды не появляются сами по себе. На самом деле, я обеспокоена состоянием дел в классической музыке, и вообще в искусстве и культуре, нуждающихся в более серьезной поддержке государства. В Италии мы сталкиваемся с жестким сокращением финансирования во многих театрах и операх. Остается только надеяться, что экономический спад не принесет крушения культуры и искусства.

- Знаменитый писатель Марсель Пруст придумал анкету с самыми важными вопросами. Один из них звучит так: «Когда вы встретитесь с Богом, что вы ему скажете?» Как вы думаете, что сказал Бог, когда увидел Лучано?


- Трудный вопрос: возможно, Он только приветствовал Лучано, предлагая сопроводить его к дорогим ему людям, которые уже там - его родителям Адель и Фернандо и нашему сыну Риккардо.

- А что бы Лучано ответил Богу? Ему ведь точно было что сказать!  


- На этот вопрос мне легче ответить. Лучано дал нам некоторый ключ к разгадке, когда во время болезни как-то сказал: «У меня было все в жизни, действительно все. Если все это убрать, Бог и я были бы равными».

- И все же, оставались ли у него несбывшиеся планы? Может быть, он сожалел о чем-то?  

- Он думал о том, чтобы записать альбом церковных арий. Уже начал собирать некоторые композиции, но не успел закончить проект. А в личной жизни он, конечно, хотел бы иметь больше времени, чтобы провести его с нашей дочерью Элис.

Михаил Садчиков-младший,
Фонтанка. ру
Фото предоставлено компанией PMI