Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 30 ноября 2011 17:50      333

Финскому заливу добавят асимметрии

Через три года на Финском заливе, вероятно, будет работать уникальное судно – асимметричный ледокол, который может ломать лед не только носом, но и кормой и даже бортом. Как рассказал 30 ноября журналистам замминистра транспорта Виктор Олерский, контракт на его строительство был подписан этой осенью между Росморречфлотом и Объединенной судостроительной корпорацией, а саму разработку Россия купила у финнов.

Проект асимметричного ледокола был сделан еще в конце 1990-х годов в Центре арктических разработок финской компании Kvaerner Masa-Yards  (сейчас входит в концерн STX Finland Cruise Oy). Идея, лежащая в основе этого судна, нарушает основные законы судостроения, сложившиеся еще с тех времен, когда человек рубил топором лодки из стволов деревьев. Если у всех судов оба борта симметричны и одинаковы, то левый борт этого ледокола чуть шире, выпирает в сторону по дуге, будто бы у ледокола образовался флюс.

Главная особенность асимметричного судна – возможность двигаться вперед не только носом, но и кормой и тем самым расширенным бортом: для этого в проекте у ледокола предусмотрены три гребных винта. Благодаря этому, он сможет делать во льду канал различной ширины, в зависимости от того, какое судно идет за ним. Дело в том, что, по понятным причинам, обычные, «симметричные» ледоколы не могут пробить канал, который был бы больше, нежели их собственная ширина. Например, расстояние от борта до борта ледокола «Санкт-Петербург», который был спущен на воду в 2009 году со стапелей Балтийского завода, составляет 27,5 метров. Если же за ним идет огромный нефтяной танкер шириной, например, в 40 метров, то канал нужно пробивать уже не одним, а двумя ледоколами.

До 2010 года этот проект оставался лишь лабораторным макетом с более-менее общими характеристиками: например, по замыслу авторов, длина асимметричного ледокола должна быть около 60 метров, ширина – 20 метров. Однако в мае того года, во время визита в Финляндию премьера Владимира Путина, было подписано соглашение между ФГУП «Росморпорт», ФГУ «Госморспасслужба России» и ОАО «Совкомфлот» (с российской стороны) и финскими компаниями Aker Arctic Technology, CET Group и STX Finland. Ничего конкретного в этом соглашении не было – это был лишь протокол о намерениях; по которому предполагалось, что в будущем, скорее всего, уникальное судно будет использоваться для работы в портах Финского залива.

Ожидалось, что с российской стороны вести проект будет Совкомфлот, однако затем в компании потеряли к нему интерес. В итоге, как рассказал 30 ноября журналистам заместитель министра транспорта Виктор Олерский, строительство асимметричного ледокола будет вестись по другой схеме. Теперь заказчиком будет Росморречфлот, который осенью подписал соответствующий контракт с Объединенной судостроительной корпорацией: согласно его условиям спустить ледокол на воду нужно к 2015 году, а стоимость работ составляет около 3 млрд рублей.

Строить первое в мире ассиметричное судно будут на калининградском заводе «Янтарь», принадлежащем ОСК. Правда, без финнов все равно не обойтись: по словам Виктора Олерского, доводкой судна и его насыщением необходимой техникой займется совместное российско-финское предприятие Arktech Helsinki Shipyard, созданное ОСК и  STX Finland Cruise Oy. Кроме того, саму технологию Россия купила у финнов.

Использоваться асимметричный ледокол будет в основном в акватории портов Финского залива – для проведения аварийно-спасательных работ, для буксировки сломавшихся судов, для ледового обеспечения. Как подчеркнул Виктор Олерский, маловероятно, что оно будет выходить далеко в море и вести караваны судов – это исключают его технологические особенности.

Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"