Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 27 декабря 2011 18:57      227

Больше полувека - джаз и только джаз: Владимиру Фейертагу - 80

Самому известному теоретику и летописцу джаза на территории бывшего СССР, автору букваря русскоязычных джазменов «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник» и тщательного исследования «Джаз от Ленинграда до Петербурга», справочника по джазу нового времени «Джаз в Петербурге Who is Who" и вдумчивого портрета знаменитости "Диалог со свингом. Давид Голощекин о джазе и о себе» Владимиру Фейертагу сегодня исполняется 80 лет. В своей новой книге Владимир Борисович взялся уже не за конкретного персонажа, а за целую династию; его новогодний подарок всем поклонникам джаза - история династии Брилей «Bril Family. Музыка вокруг».

Владимир Фейертаг музыкой заниматься не планировал - в 54-м честно окончил филологический факультет ЛГУ, откуда направился на кафедру иностранных языков в Военмехе. Но, вполне естественно, вслед за иностранным языком Фейертага заинтересовала иностранная музыка - правда, география поменялась. Из филолога-германиста Владимир Борисович переквалифицировался в знатока американского джаза. Фейертаг в середине прошлого века стал одним из столпов, на которых держался советский — и, тем более, ленинградский - джаз. Он был и музыкантом, - параллельно с работой в Военмехе закончил музыкальное училище. И связным - помогал с аранжировками практически всем ленинградским джазменам 50-х, знал всю полуподпольную тусовку. И учителем - ему в соавторстве с барабанщиком Валерием Мысовским принадлежит авторство первой книги о джазе на русском языке. И организатором - редкий джазовый концерт от Москвы до самых до окраин в 80-90-х обходился без его помощи или хотя бы конферанса. В 90-м году Фейертаг основал ассоциацию «Интерджаз», с помощью которой привез в Россию: в 94-м - Джона Маклафлина, в 95-м - Каунта Бэйси, в 97-м - Дэйва Брубека. Он и сейчас не сбавляет оборотов, его мнение до сих пор является ключевым для подавляющего большинства русских - и не только - джазменов, несмотря на то, что он никогда не стремился его навязывать. Словом, такое ощущение, что "оттепель", символом которой как раз и стал джаз, в одной отдельно взятой области музыки и благодаря одному отдельно взятому человеку так и не сменилась тяжелым, гнетущим застоем.

Владимир Борисович иронично утверждает, что настоящий джаз — это бардак, и всю жизнь  занимается тем, чтобы увлечь этим бардаком как можно большее количество людей, призывая их, вслушиваясь в композиции, самостоятельно выстраивать образные ряды и ловить кайф от переживания  интеллектуальных эмоций. Место у клавиш Фейертаг уступил молодым, но за ним как за просветителем и культуртрегером молодежи не угнаться. И в легкости и свободе, с которой написаны его книги, с ним сравнится лишь с блеском исполненная джазовая импровизация. «Фонтанка» поздравляет уникального практика и теоретика самой свободной и неуловимой для логики музыки, которую Фейертаг поймал-таки в сети своей высокохудожественной, но общедоступной литературы.

Сегодня в Капелле пройдет большой юбилейный вечер Владимира Фейертага «Джаз, и только – джаз!». На сцене - Jazz Phillarmonic Big Band Сергея Богданова и Кирилла Бубякина, Игорь Бутман, Игорь Бриль, Алексей Попов и Four and More, Давид Голощекин и группа «Дайджест», Андрей Кондаков, Сергей Манукян, Андрей Рябов и Лера Гехнер.

Михаил Рудин,
«Фонтанка.ру»