Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 29 февраля 2012 14:22      268

Пока свободою горит - и еще как горит: 10 поводов поздравить театр «Приют комедианта», кроме его 25-летия

В Петербурге на сцене Театра Эстрады шумно отпраздновали юбилей театра «Приют комедианта». Маленький с залом на 170 мест городской стационар письменно поздравили министр культуры Александр Авдеев, Председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ Валентина Матвиенко, председатель СТД РФ Александр Калягин, худрук МХТ Олег Табаков. На юбилее выступили больше половины городских театров. Театральный обозреватель «Фонтанки» обнаружил в истории и современности еще 10 поводов для поздравления «Приюта», кроме четвертьвековой даты.

1. «Приют комедианта» - это место №1 в Петербурге для раскрытия невостребованных творческих возможностей
Когда-то Лев Додин сказал: «Каждый актер всесилен, у него миллион невостребованных возможностей». И это не только комплимент. Ведущий российский режиссер обозначил серьезнейшую театральную проблему, о которой лучше рассказать на примере, имеющем прямое отношению к театру «Приют комедианта». Казалось бы, не было во второй половине прошлого века такого артиста, который не мечтал бы работать в прославленном товстоноговском БДТ. Основатель «Приюта» Юрий Томошевский там и работал – однако оказалось, что утонченно-эксцентричная природа этого артиста совершенно неприменима и не нужна в гигантском стационаре, оплоте психологического искусства. Но когда зимой 1987 года Юрий Валентинович Томошевский на крошечной сцене артистического подвала на Гоголя, 16, с названием «Приют комедианта», созвучным с названиями кабаре Серебряного века, сыграл несколько своих поэзоконцертов по стихам той же эпохи, - в городе не просто появился новый камерный театр с уникальным лицом, открылся (как третий глаз) новый уровень театрального сознания. Очевидно стало то, что, кроме гигантских режиссерских стационаров, существовавших в советской стране по модели неограниченных монархий, могут и должны появляться лакуны не только режиссерской, но именно актерской свободы, подтверждающие высказывание великого английского режиссера Эдварда Гордона Крэга о том, что артист в театре – это персона №1, потому что этой персоны вполне достаточно, чтобы возник собственно театр (чего никак не скажешь о художнике, композиторе и даже режиссере). Кроме концертов самого Томошевского, к легендам того времени относятся «Владимирская площадь» с Зинаидой Шарко и Александром Демьяненко и «Немая сцена» Сергея Дрейдена. При переезде в помещение на Садовую, 27, в здание бывшего кинотеатра «Сатурн», царство артиста в «Приюте» закончилось, но принцип реализации того, что невостребовано на других территориях, – остался.
 
2. «Приют комедианта» - это первый российский репертуарный театр без постоянной труппы.
В 2000 году по инициативе директора театра Виктора Минкова – тогда 29-летнего молодого человека – театр опробовал новую административную модель, которую по началу именовали «государственная антреприза», но в связи с тем, что это понятие быстро стало ассоциироваться исключительно с чесовыми постановками низкого качества, от него в «Приюте» отказались. Суть модели - в отсутствии постоянной труппы, в том, что государство оплачивает только штатный обслуживающий персонал, коммунальные услуги и одну постановку в сезон, а также - время от времени – ремонт и театральное оборудование. Такой тип театра оправдал себя абсолютно: «Приют» стал одной из первых в стране и по сей день едва ли не самой популярной открытой площадкой. Сюда стекаются режиссеры и актеры не только со всего Петербурга, но и из Москвы, и из провинции. Главный манок — директор Минков, который обо всех приглашенных им людях заботится как отец родной, ну или старший брат (если учесть, что в данный момент директору «Приюта» - всего 40).

3. «Приют комедианта» - это самый продуктивный из петербургских драматических театров.
23 премьеры за последние 5 лет. Тут, как говорится, добавить нечего. Разве то, что в среднем по городу выпускается две-три премьеры в сезон.

4. «Приют комедианта» - это больше половины финансовых вложений, возвращенных в городской бюджет.
В прошлом году «Приют» сумел отработать 52 процента из всех отпущенных ему средств (средняя цифра по городу — 30 процентов). Цифра эта напрямую связана с заполняемостью зала — она в «Приюте» практически стопроцентная. И причин тому — предостаточно. Постоянно обновляемый репертуар, имена ведущих режиссеров и актеров на афише, грамотный пиар: поскольку каждый спектакль делает отдельная команда, то он представляет собой самостоятельный проект, ориентированный на определенного зрителя, которого в театре прицельно ищут, активно используя социальные сети. 

5. «Приют комедианта» - это единственный в городе в полном смысле приют для театральных изгнанников.
Как известно, для талантливого артиста нет ничего страшнее, чем не выходить на сцену. Вынужденное бездействие буквально убивает любых художников. Как говорил Хемингуэй: «Я могу сколько угодно не брать в руки перо, но я должен знать, что в любой момент могу начать писать». Актер в этом смысле — беззащитнее иных творцов. Ему нужна сцена, публика, режиссер — все это кто-то должен организовать. Когда нынешний худрук Театра комедии Татьяна Казакова уволила всенародно любимого Шурика — Демьяненко, он пришел в «Приют» и до последнего играл здесь два спектакля - «Владимирская площадь» и «Антигона», гастролируя по всей России. Здесь же в свое время на сцену регулярно выходили лишенные работы в своих театрах Зинаида Шарко и Ольга Антонова. Здесь играет единственную на данный момент роль Владимир Татосов — Ангела в спектакле «Сбитый дождем». Здесь впервые после долгого перерыва сыграл на сцене Андрей Краско - в «Собачьем вальсе» по Леониду Андрееву — и все увидели, какого мощнейшего театрального артиста потерял город, без боя уступив его кино. Здесь можно, не покидая Петербурга, увидеть уникальную московскую актрису, ученицу Петра Фоменко Ингу Оболдину (все в том же «Сбитом дождем»). Обычно, самые  большие сложности с востребованностью возникают у артиста либо в юности (когда тебя еще никто не знает), либо в почтенном возрасте (когда режиссеры не знают, как артиста использовать). Вот тогда актеры отправляются в «Приют» - и играют здесь подчас весьма выдающимся образом.

6. «Приют комедианта» – это самый широкий спектр молодой режиссуры.
Собственно, историю «Приюта» можно разделить на три этапа. Первый - «подвальный», актерский. Второй — период зрелой режиссуры: когда директор Виктор Минков приглашал на постановки мастеров уровня Вениамина Фильштинского, Андрея Могучего, Михаила Бычкова (со сих пор спектакли этих режиссеров — соответственно «Двое на качелях», «Pro Турандот», «Трамвай «Желание» остаются хитами репертуара). Третий этап директор (и эту позицию трудно переоценить) позиционирует как период в «Приюте» молодой режиссуры. На данный момент, театр собрал самую внушительную коллекцию спектаклей начинающих постановщиков, вплоть до самого востребованного их них Василия Бархатова («Коварство и любовь»). Нет здесь, пожалуй, только дважды лауреата питерской молодежной театрально премии «Прорыв» Дмитрия Волкострелова и номинанта грядущей «Золотой маски» (правда, за московскую работу) Дмитрия Егорова. Ну так сотрудничество с ними намечено на следующий сезон.

7. «Приют комедианта» - это лучшие условия для творческих команд с животворными идеями.
Когда Минков приглашает на постановку режиссера, тот имеет право на всё: назвать любую пьесу, привести любого художника, любую команду, включая артистов из других городов. От особенно сознательных режиссеров директор иногда слышит: «Но это, наверное, будет для вас слишком дорого». И отвечает неизменно: «Это моя забота». Зато почти каждый спектакль шокирует неожиданным освоением сценического пространства (это притом, что сцена «Приюта» - одна из самых неудобных, поскольку театр прежде был кинотеатром), а многие еще и удивляют дерзостью режиссерского решения и свежестью прочтения. Лучший из последних пример – «Лир» Константина Богомолова, где занята выдающаяся актриса современности Роза Хайруллина, звездные московские артисты Дарья Мороз и Юлия Снегирь. Над декорациями потрудилась художник Лариса Ломакина. Но в результате спектакль уже имеет цветистый фестивальный план на европейском уровне, пережил триумф во время московских гастролей, включен в программу Russian case «Золотой маски» (предназначенную для директоров крупнейших театральных фестивалей мира). А от ряда столичных критиков автору этого текста даже пришлось слышать, что вот-де, это единственный спектакль, где Богомолов получил возможность быть самим собой и реализовал ее с блеском, поставив один из лучших российских спектаклей сезона – в московских театрах, мол, этому талантливому режиссеру постоянно приходится идти на компромиссы.    

8. «Приют комедианта» - это самый рисковый в самом благородном смысле городской стационар.
Режиссер Андрей Могучий говорит: «Когда Минков предлагает мне что-то поставить, в моей голове начинают крутиться самые сумасшедшие мысли. Тут можно реализовать все, что в голову взбредет. В своем собственном Формальном театре я тоже, конечно, абсолютно свободен. Но в «Приюте» я поставил самые радикальные вещи в своей жизни – и при этом я всегда понимаю, что это должны быть спектакли, которые будут смотреть люди, которые будут прокатываться. Наверное, правильно было бы сказать так: то, что я делаю у Минкова, - это выход за границы моей свободы». Минков демонстрирует редкое доверие художнику, которое порой выходит ему боком. Но с другой стороны, кто не рискует, тот не имеет номинаций на «Золотую маску» и федеральной прессы. «Приют» имеет.

9. «Приют комедианта» - это (на данный момент) главный поставщик театральных событий в Петербурге.
Безграничная, практически пьянящая свобода выбора, привычка к риску, тяга к эксперименту и вообще к новизне – новым именам, радикальным идеям, сегодняшним тенденциям – определяет репертуарные планы «Приюта». Из того, что ждали с особым нетерпением в последнее время: «Смешные поневоле» - мольеровский мискт в режиссуре Александра Баргмана, «Мой уникальный пусть» в режиссуре Григория Дитятковского с участием неподражаемого Сергея Дрейдена, упоминавшиеся уже премьеры Бархатова и Богомолова. Из того, что ждем сейчас: премьера омского молодого режиссера Тимофея Кулябина по гоголевском «Шинели», намеченная вот прямо на 8 марта, спектакль успешного болгарина Явора Гырдева «Канкун» (в июле 2012 года), новая работа Баргмана «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева, новый спектакль Богомолова (очевидно, «Гаргантюа и Пантагрюэль»), а также постановки упоминавшихся уже Егорова и Волкострелова. Покажите мне театр, который может похвалиться такими планами.

10. «Приют комедианта» полностью оправдал тип директорского театра.
Вопрос об ущербности директорского руководства для репертуарных театров поднимается давно и регулярно. И вроде бы понятно, что театром должен руководить режиссер, который имеет художественную программу, культивирует артистов, как оранжерейные растения, etc. Но в случае директора Виктора Минкова вопрос этот отпадает автоматически. И не только потому, что нет труппы, а и по причине редчайшей по нашим дням и совершенно бескорыстной любви местного директора к театру вообще и к каждому его представителю в частности, а также замечательного чутья на живой театр. Впрочем, надо сказать, что Минков намерен в ближайшее время объявить имя главного приглашенного режиссера, который будет участвовать, в том числе, и в формировании репертуарных планов. Так что, судя по всему, «Приют» уже сейчас вступает в новую, четвертую фазу своего развития, которую условно можно было бы определить как эпоха театра XXI века в старых славных стенах, которые уже давно пора поменять на новые, но отчего-то никто из городских руководителей не берется эту нехитрую проблему решить.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Фото из архива театра «Приют комедианта»