Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 08 мая 2012 20:41      310

МДТ – Театр Европы: Додин рассказал о гастролях в БАМе, Дитятковский представил «Ворона»

Спектакль «Три сестры» - последняя по времени премьера Льва Додина – с 16 по 30 апреля гастролировал в Нью-Йорке, на сцене Бруклинской академии музыки (БАМ). А в это время в театре режиссер Григорий Дитятковский выпускал спектакль «Ворон» по пьесе Карло Гоцци, премьера которого, кроме 8 мая, будет показана еще и 17 мая и 1 июня. Оба режиссера поделились с журналистами впечатлениями о значительных событиях их творческой жизни.

Спектакль «Ворон» по сказке (а точнее, фьябе – сказке с участием традиционных итальянских масок и с непростым, а местами и жестоким сюжетом) поставлен в рамках проекта, предполагающего воспитание зрителя для серьезного театра. По словам Льва Додина, «Ворон» - третий за последнее время спектакль для семейного просмотра, выпущенный в МДТ, после «Снежной королевы» и «Русалочки». Уже сами названия говорят о том, что разговор со зрителем театр затевает серьезный, не обходящийся без нравственного выбора.



Впрочем, и режиссер Григорий Дитятковский не замечен в развлекательном жанре. А в МДТ это уже третий его спектакль для тинэйджеров: к «Ворону» и «Снежной королеве» легко приплюсовывается давний «Звездный мальчик» по Оскару Уайльду. Режиссер считает, что театру необходим «язык высокого», что «романтизировать театр крайне необходимо». Также он убежден, что в стилистике Карло Гоцци есть то же стремление к неправдоподобию, что и у Евгения Шварца, и у Андерсена. «А задача театра, – и это уже цитата из Гоцци, - отделять неправдоподобие от лжи». На сцене МДТ эту довольно мудреную задачу выполняют молодые артисты труппы во главе с Полиной Приходько, исполнительницей роли принцессы Армиллы. Молодежь поддерживают и опытные актеры: Владимир Селезнев (Миллон, король Фраттомброзы), Владимир Артемов (Труффальдино), Адриан Ростовский (адмирал Панталоне), Михаил Самочко (чародей Норандо).

Что касается двухнедельных американских гастролей МДТ со спектаклем «Три сестры», то они проходили в Бруклинской академии музыки (БАМ), на сцене Театра Харви (Harvey Theatre), чей интерьер напоминает величественные античные развалины – он был построен для выдающегося режиссера современности Питера Брука и полностью копирует пространство его парижского театра, знаменитого на весь мир Théàtre des Bouffes du Nord. По словам Льва Додина, БАМ – институция абсолютно некоммерческая, поэтому именно сюда люди обычно отправляются за чисто художественными впечатлениями. Режиссер также свидетельствует, что спектакль посетило множество друзей театра, которые утверждали, будто никак не ожидали встретить в Нью-Йорке столько интеллигентных лиц. Додин отметил, что 10 спектаклей подряд – это рекордно большое количество для русского спектакля в Америке, обычно российские труппы играют половину. Однако он тут же вспомнил, что в свое время МДТ сыграл за океаном подряд 33 спектакля «Братья и сестры».



Судя по прессе, гастроли «Трех сестер» прошли триумфально. «Тайм-аут. Нью-Йорк» назвал Додина режиссером-суперзвездой, заявив, что у его театра «просто нет соперников в постановках Чехова». В целом обширные и восторженные высказывания американской прессы можно определить выражением упоминавшегося здесь Евгения Шварца: Лев Додин в отношении к Чехову «сделал живое еще более живым».     

Вот как на тему «Трех сестер» высказалась главная газета Америки «Нью-Йорк Таймс»:

«Поставленный с удивительно органичной смесью деликатности и смелости спектакль Льва Додина отмечен эмоционально многогранным, точно и подробно проработанным исполнением почти всех главных ролей. /…/ Кажется, что русские артисты наделены интуитивной способностью доносить до нас крайние эмоциональные состояния и резкие перепады как бесспорный признак участи всего человеческого рода: переживать любое – пусть самое мимолетное и мрачное – чувство все-таки лучше, чем ничего не чувствовать».

«Постановка г-на Додина умудряется показать нам едва сдерживаемые костры желаний, пылающие во всех персонажах, донести до нас, как отчаянно эти люди хватаются за неуловимые минуты удовольствия: а в это время внутри их душ растет осознание, что их мечты – всего лишь химеры, что они навсегда останутся узниками собственного безрадостного настоящего».

Газета «Виладж Войс»: «Додин дарит каждой из сестер не прописанное в тексте страстное объятие. Даже Ольге. Да, этого нет в авторских ремарках, это очень смелые решения, но радость плотской любви ничем не противоречит пессимистической сердцевине пьесы».

Журнал «Бэкстейдж»: «Игорь Черневич особенно трогателен в роли романтичного Вершинина. В самой впечатляющей сцене спектакля, когда горит город, и Вершинин размышляет о своем безрадостном браке и о своем безнадежном романе с Машей, этот глубоко несчастный человек размышляет о Счастье, которое ждет последующие поколения, но не суждено ни ему, ни его современникам. Кажется, что Черневич обращается прямо к зрителям – то есть, к нам с вами, гражданам будущего – людям, ничуть не более довольным своей жизнью, чем три сестры и их окружение».

Напомним, что Игорь Черневич в Петербурге в спектакле «Три сестры» играет роль Соленого, а Вершининым на сцену МДТ выходит Петр Семак, который из-за проблем с визой не смог отправиться на гастроли с театром.

Также Додин поделился одним своим любопытным впечатлением: «Прилетев из Америки, где две недели гастролировали "Три сестры", я почему-то включил телевизор, хотя делаю это очень редко. И был потрясен тем, насколько фальшиво выглядит сегодняшнее российское телевидение. Причем, это касается не только передач и фильмов, снятых в старой советской эстетике, но и наших новых фильмов, которые сняты старыми приемами и выглядят, как пародия на советскую эстетику. А поскольку я еще адаптировался к местному времени, и все время хотелось спать, то казалось, что я нахожусь в каком-то кошмарном сне».

Был еще один вопрос, который особенно волновал журналистов. Как известно, город недавно выделил МДТ пятно застройки под новое здание театра – на углу улиц Марата и Звенигородской. Директор МДТ – Театра Европы Давид Вольфовский сообщил, что 1 июня должна осуществиться передача земли театру в безвозмездное пользование. На данный момент министерством культуры РФ в качестве заказчика и застройщика определен Малый драматический театр.

«Хотелось бы не просто построить современное здание, но создать художественный драматический театр XXI века, то есть в каком-то смысле на новом этапе повторить то, что сделал Федор Шехтель, построив для Станиславского в 1902 году здание Московского художественного театра», - добавил Лев Додин.

Фото: Пресс-служба МДТ-Театра Европы/Виктор Васильев