Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 04 апреля 2013 22:03      304

Архитектура-2013: имени двух Явейнов

Биеннале «Архитектура Петербурга-2013» обещала продемонстрировать самые удачные объекты зодчих Северной столицы. Оказалось, что лучше всего местным мастерам удается проектировать помпезные жилые комплексы. А наиболее яркие их идеи воплощаются за пределами Петербурга или страны. С современными архитектурными тенденциями познакомилась «Фонтанка».

В Этнографическом музее открылась биеннале «Архитектура Петербурга-2013». До 8 апреля здесь можно посмотреть на «лучшие проекты и постройки», реализованные за последние два года в Северной столице. В Мраморном зале в несколько рядов расположились стенды, посетителей встречает план города образца 1913 года. На него наклеены кусочки карты этого и более поздних периодов. «Глубокой концепции не ищите. Листочки можно отдирать и брать на память», – поясняют сотрудники выставки.

На первом плане, у входа на экспозицию, ожидаемо разместили концепцию реконструкции кварталов «Конюшенная» и «Северная Коломна – Новая Голландия», выполненную «Студией 44» Никиты Явейна. В рамках проекта, победившего в конкурсе Смольного, предполагается сделать часть центральных улиц пешеходными, а прогулочную инфраструктуру продублировать водным такси.

– Приводить в порядок центр, конечно, надо. И транспорт убирать. Но в итоге застроят все новым, вот посмотришь! – спорят две старушки, глядя на картинки, где петербуржцы изображены едущими на сегвеях и велосипедах вдоль набережной Мойки.

Явейн продемонстрировал и свое видение реконструкции Московского вокзала. Территорию над перронами предполагается закрыть атриумом (цитируя «Студию 44», «единой остекленной оболочкой, напоминающей дебаркадерное покрытие»).

Учитывая, что ретроспективную часть биеннале в этом году посвятили отцу главы «Студии 44» - проектировщику советских вокзалов Игорю Явейну, то можно сказать, что выставка формировалась «вокруг двух Явейнов».

Другие знаковые объекты биеннале петербуржцам также уже хорошо известны. Бюро «Григорьев и партнеры» напомнило, как будет выглядеть Дворец танцев Бориса Эйфмана на Петроградской стороне, показав в своем блоке работу голландцев, которую петербургские архитекторы адаптируют. Здание, похожее на перекрученную серебристую ленту, должно появиться рядом с будущим административным комплексом для высших судов России. «При размещении и формировании архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решений определяющими факторами явились планировочные и высотные ограничения... Геометрия здания сохраняет и подчеркивает визуальные оси, ориентированные на Князь-Владимирский и Петропавловский соборы», – поясняли свою позицию сотрудники студии.

Бюро INTERCOLUMNIUM показало проект реконструкции Финляндского вокзала – его, как и Московский, предполагается по максимуму застеклить, а внутри создать как можно больше парковочных пространств.

Мастерская «SPEECH Чобан & Кузнецов» представила проект офисного центра для УК «Теорема» на Свердловской набережной. Фасады трех зданий на месте бывшего завода «Россия» собираются с помощью шелкографии окрасить в тон «снежных узоров», «осенних» и «летних» листьев. «Участок обладает неповторимыми историческими реминисценциями. Здесь, на восточном берегу Невы, напротив Смольного института, в конце XVIII века была построена загородная усадьба Безбородко, был разбит сад в английском стиле», – сообщили архитекторы.

Впрочем, фон выставки все-таки создает не это, а многочисленные жилые дома «со встроено-пристроенными помещениями и паркингами». В меру застекленные, но с обязательными арками, колоннами, скульптурами на фасадах.

Так, с эскиза комплекса «Победа» в Московском районе, спроектированного «Евгением Герасимовым и партнерами» для девелоперской компании LEGENDA, на посетителей взирали барельефы с мордами львов. Балконы здания окаймляли узоры в древнегреческом стиле. С проектом постройки, которую планируется возвести на месте бывшего детсада на Мойке, 102, Герасимов обошелся более сдержанно. Львиных пастей здесь не было, но без эркеров и пилястров не обошлось. «Этот Герасимов... Я его видела на одной конференции. Он сказал: я должен жить, и у меня есть сотрудники, которые должны жить», – вздыхала пожилая посетительница биеннале, поправляя шейный платок. Мастерская Романова, демонстрируя эскиз жилого дома по улице Яблочкова, сослалась на Колизей как источник вдохновения. Именно его фотография была размещена рядом с изображением будущей новостройки с огромными полуциркульными окнами.

Несколько разнообразили помпезность жилых комплексов идеи, рожденные петербургскими архитекторами «на вывоз» – для других регионов и стран. Например, проект стадиона на 42 тысячи зрителей, созданный «Студией 44» для нижегородских матчей чемпионата мира по футболу-2018.

«Объект представляет собой зеленый холм, увенчанный белоснежной нишей верхних трибун», – поясняли концепцию архитекторы. Они же показали музей истории и вокзальный комплекс, созданные по заказу властей Казахстана. Мастерская Романова продемонстрировала новое здание музея Мирового океана в Калининграде, которое планируется возвести в форме шара.

Федор Тетерников, «Фонтанка.ру»

Справка

Биеннале современной архитектуры Петербурга в 2013 году проводится в четвертый раз: первая подобная выставка прошла в Северной столице в 2007 году. В экспозицию включены новые объекты градостроительства, жилые и общественные здания, объекты реставрации и реконструкции, интерьеры и городской дизайн. В выставке принимают участие 20 архитектурных мастерских.