Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 01 сентября 2014 19:57      480

Транспорт-2030

Смольный намерен увеличить к 2030 году долю пользователей общественным транспортом до 75%, достроить транспортный обход центра и устранить системные заторы, регулярно возникающие на 245 перекрестках Петербурга. «Фонтанка» рассказывает о том, во что, по плану, должна превратиться транспортная система города через 15 лет.

Постановление № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» было принято в мае 2014 года. В главе, посвященной транспорту, в общих чертах рассказано о том, в каком направлении должны двигаться наши государственные органы, чтобы через 15 лет по нашим дорогам можно было ездить быстрее, а общественный транспорт был качественнее, безопаснее и экологичнее.

В частности, там предписано выводить транспортные потоки на периферию, развивать радиальные и дуговые дорожные связи, повышать роль общественного транспорта, пересаживая автомобилистов на автобусы и трамваи, искать для транспорта альтернативные источники энергии, помимо электричества и нефтепродуктов. 

К 2030 году более 75% всех передвижений жителей Петербурга, по вере чиновников, будет осуществляться на общественном транспорте. Это означает, что на автомобилях должны будут ездить лишь 25%. Сейчас по крайней мере половина петербуржцев, по подсчетам Смольного, пользуется общественным транспортом с целью поездки на работу. Подсчета по всем перемещениям жителей нет.

Максимальный интервал ожидания общественного транспорта хотят снизить с 25 до 10 минут. Среднее время поездки на работу сократить с 56 до 40 минут. Суммарная вместимость наземного пассажирского транспорта должна вырасти с 528 тыс. до 850 тыс. мест.

В Петербурге планируют к 2030 году создать 65 тыс. мест для парковки машин в границах исторического центра, не менее 47 перехватывающих парковок и 42 тыс. машиномест.

Состояние дорог

Дорожная сеть Петербурга имеет сложное строение, включающее в себя различные элементы классических схем — радиально-кольцевой (Москва, Париж), прямоугольной и прямоугольно-диагональной (Вашингтон, Нью-Йорк).

Например, в юго-восточной части Васильевского острова и в некоторых отдаленных жилых районах (Московский, Фрунзенский, север Выборгского и Калининского) преобладает радиально-дуговая система улиц. Радиальные ведут к Финскому заливу — Нахимова, Уральская, Шкиперский проток, Новосмоленская набережная, дуговые соединяют радиальные — Морская набережная, Наличная, Кораблестроителей.

На Петроградской стороне — свободная планировка улиц с двумя главными диагональными улицами — Каменноостровским и Большим проспектами. Внутренняя часть этого района направляет транспортные потоки к Кронверкскому проспекту — дуговой магистрали, отделяющую парковую и историческую зону от жилой застройки. В Невском районе определяющим ориентиром является набережная Невы, вдоль которой направлены основные районные магистрали.

Сегодня ведущим принципом построения дорожной сети является создание лучевых направлений, отходящих от центра города к периферии, и соединение их с внешними дорогами. Это такие радиальные направления, как Московский, Маршала Жукова, Стачек, Петергофское, Выборгское шоссе, Энгельса, Большой Сампсониевский, Гражданский, Приморский, Заневский, Косыгина. Связь между ними обеспечивают дуговые направления, которыми в центре являются Садовая, Литейный, Владимирский и Загородный, набережные Фонтанки и Обводного канала, а на периферии — Благодатная, Салова, Энергетиков, Маршала Блюхера.

Полноценно эта связь не работает из-за отсутствия моста в створе Большого Смоленского и Коллонтай, подходов к нему и продолжения Энергетиков. Предполагается, что он появится после 2020 года. Сейчас ведутся предпроектные работы (Институт "Гипростроймост-СПб", 1,5 млн рублей) участка между Обуховской Обороны и Энергетиков, который является частью мыслимой транспортной магистрали от проспекта Стачек до проспекта Энергетиков, в составе которой и планируется мост через Неву. Стоимость только моста оценивается в 7 – 8 млрд рублей.

В Смольном считают, что опорную сеть города должны формировать магистрали непрерывного движения. Пока что в городе только одна из таковых — кольцевая автодорога. Ее строил Росавтодор на федеральные деньги. В 2005 году на деньги банка  началось строительство платного Западного скоростного диаметра, который соединяет север и юг города. Из трех участков открыты только северный и южный. Центральный, длиной 11,7 км, сейчас возводит компания «Магистраль Северной столицы». Открытие планируется в первом квартале 2016 года.

Еще одну магистраль создают на правом берегу Невы. Для этих целей в последние годы была реконструирована развязка у Литейного моста, построена развязка на Пироговской набережной, реконструировано Приморское шоссе, построена развязка на углу Савушкина и Планерной.

Несмотря на все эти усилия, транспортную ситуацию в Петербурге не назовешь хорошей. В час пик средняя скорость движения в центре составляет 10 – 15 км/ч, а в местах постоянных заторов — 6 – 10 км/ч. Системные заторы регулярно возникают на подходах к 245 перекресткам, что составляет 20% всех пересечений. В центре периодом неблагоприятных транспортных условий считается время с 8.30 до 22.00 (единичные заторы наблюдаются и до 1.30), а в периферийных районах — с 7.30 до 10.30 и с 17.00 до 20.30.

Нынешнее состояние улично-дорожной сети не соответствует потребностям города и значительно отстает от планов развития, которые были намечены Генеральными планами Ленинграда и Ленобласти, созданными еще в 1949 и 1987 годах, а также в отраслевой программе развития объектов транспортной инфраструктуры, утвержденной 14 апреля 2009 года постановлением городского правительства № 379. Связано это с недостатком денег и ростом количества автомобилей, за которым не успевают строить дороги.

Основополагающими документами в развитии транспортной системы, в том числе дорог, помимо «Стратегии-2030», являются программа развития до 2020 года и программа развития до 2015 года.

Будущее дорог

Среди задач, которые на ближайшие годы Смольный поставил перед комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, – дороги для обслуживания болельщиков чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году на Крестовском острове, транспортный обход центра города, дороги для города Колпино, обход Красного Села и развитие дорожной сети Приморского района.

Результатом подготовки дорог к ЧМ-2018 должна стать возможность доставить на автобусе зрителей из аэропорта Пулково на Крестовский остров за 24 минуты. «При существующей транспортной ситуации выполнить данный временной параметр даже при условии введения временных ограничений дорожного движения на значительном числе улиц, в том числе на основных магистралях — Московском проспекте, набережной Фонтанки и большей части Васильевского острова, — невозможно», — говорят в КРТИ.

Поэтому с конца 2013 года строится развязка на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта стоимостью 11,6 млрд рублей. Компания «Пилон» должна закончить работы 30 июня 2017 года. Кроме того, к чемпионату создадут намывной участок площадью 16,61 га западнее стадиона на Крестовском острове. Проектно-изыскательские работы, которые ведет фирма ЗАО «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство» (партнер Олега Дерипаски), должны завершиться в третьем квартале 2014 года, строительно-монтажные работы — в третьем квартале 2016 года. На искусственной земле должны появиться вестибюль станции метро «Новокрестовская», парковки, элитный яхт-клуб и другие объекты.

К чемпионату предполагается продлить набережною Макарова до моста через остров Серный в период со второго квартала 2015 года до первого квартала 2018 года (стоимость участка от развязки набережной с ЗСД до захода на мост — 6,4 млрд рублей). Завершение проектирования ожидается в конце 2014 года. Кроме того, предполагается построить сам мост через остров Серный в период со второго квартала 2015 года по первый квартал 2018 года стоимостью около 9,1 млрд рублей. Измененный проект ожидается в декабре 2014-го. Первоночальный проект устарел, так как из-за отсутствия денег стройку все время откладывали.

Помимо этого во втором квартале 2015 года должен начаться капитальный ремонт Тучкова моста стоимостью 2,1 млрд рублей (конец 2016-го — первый квартал 2017 года). Ремонт должен облегчить доступ транспорта к стадиону со стороны Центрального и Василеостровского районов. Тогда же должно начаться строительство пешеходного Яхтенного моста за 2,3 млрд рублей. По нему пойдут пешеходы от станции метро «Улица Савушкина» к стадиону. По окончании футбольных матчей станция «Новокрестовская» по требованию транспортной полиции будет закрываться, так что болельщики пойдут и обратно — к станции метро «Улица Савушкина» по Яхтенному мосту. Проектирование должно завершиться в марте 2015 года (им занимается институт «Стройпроект»), открытие должно состояться в начале 2018 года.

В рамках создания транспортного обхода центра Петербурга стоимостью 40 млрд рублей реконструируются набережные Обводного канала. По ним обеспечивается связь между Большим портом Петербурга, Балтийским и Витебским железнодорожными вокзалами, с автовокзалом у Днепропетровской улицы и другими объектами. Сейчас компания «Мостострой № 6» строит развязку на углу Обводного канала и проспекта Обуховской Обороны за 3 млрд рублей (окончание — в конце 2015 года), еще за 1,5 млрд она строит мост через Французский ковш и дорогу от Атаманского моста до этого водоема (на стройку уйдет 2 года). Тоннель на Синопской набережной за 1,3 млрд рублей строила компания «Космос», но работы затянула, контракт с ней расторгли, и новый конкурс на достройку — за 1,1 млрд — выиграл «Мостострой № 6».

Для создания безсветофорного движения по транспортному обходу и вывода транзитного транспорта из исторической части города сейчас в разной стадии проектирования (или подготовки к нему) находятся тоннели на углу Обводного канала и Старо-Петергофского проспекта, на углу Обводного и Московского, Обводного и Лиговского. Также планируются мост в створе северной набережной Обводного канала с выходом на Межевой канал, реконструкция съезда с моста Александра Невского на правый берег и реконструкция Красногвардейской площади, развязка на углу Свердловской набережной и Пискаревского проспекта.

В КРТИ занимаются ликвидацией железнодорожных переездов, через которые проходят поезда «Аллегро» и «Сапсан». «Мостострой № 6» строит развязку в Репино за 2,1 млрд рублей, «Мостоотряд № 19» — путепровод на Поклонногорской улице за 1,9 млрд, строится продолжение Суздальского проспекта, который в будущем свяжет Выборгский и Приморский районы.

Для повышения доступности города Колпино проектируется участок Оборонной улицы (между Тверской улицей и Лагерным шоссе) со строительством путепровода через железную дорогу Московского направления. Вскоре должно начаться строительство. Отметим, что рядом находится строящийся следственный изолятор «Кресты-2», куда планируют переехать «Кресты» с Арсенальной набережной. Проектируется также продолжение Октябрьской улицы (в пределах границ Петербурга), продолжение Дороги на Металлострой до Загородной улицы.

В будущем ожидается реконструкция Дороги на Металлострой между Софийской улицей и улицей 3-й Пятилетки, Колпинского шоссе между М-10 и Софийской и между М-10 и Промышленной улицей. Всего для Колпино в плане есть восемь объектов, из которых два спроектированы (документы вскоре отправят в экспертизу), шесть проектируются, Сейчас ведется строительство дороги между Софийской улицей и Дорогой на Металлострой, с путепроводом через железную дорогу (компания «Буер»).

Также проводятся конкурсные процедуры по строительству Финляндской улицы в Колпино за 2 млрд рублей (ранее конкурс выиграла фирма «Росгидротех», но ее затем отстранили), по реконструкции за 1,1 млрд Оборонной улицы. Ее планируется продлить от Заводского проспекта до моста через Ижорский пруд, после чего она станет своеобразной объездной вокруг Колпино.

Правительство Петербурга хочет запретить движение транзитного движения грузовиков через Красное Село. Для этого в прошлом году решено было построить обход Красного Села. Начало работ ожидается в мае 2015 года. Трасса обхода пройдет от пересечения Таллинского шоссе с проспектом Ленина до Кингисепского шоссе с выходом на Гатчинское шоссе в обход застроенных территорий. Стоимость всего объекта оценивается в 7,2 млрд рублей.

Кроме того, сейчас ведется реконструкция самого главного в городе перекрестка, через который машины, следующие из Петербурга, выходят на М-11 «Нарва» и проспект Ленина. Этот проспект связывает Красносельский район города с сетью региональных и федеральных дорог Ленобласти, имеет выход на КАД, Таллинское и Волхонское шоссе. Реконструкцией площади занимается компания «Буер». Окончание — май 2015 года.

По заказу КРТИ с 2012 года проектируются работы по реконструкции М-11 от железнодорожной станции Лигово до Красного Села. Первый этап предполагает расширение Гореловского путепровода до шести полос, второй этап — расширение М-11 до четырех полос между проспектом Ветеранов и съездом с КАД, включая Лиговский путепровод. Окончание проектирования по обоим этапам — в декабре 2014 года.

В рамках развития дорожной сети Приморского района, как предполагается, облегчится транспортное сообщение жителей района. Для этого сейчас проектируются продолжение Южной улицы в Лахте (конец проектирования — июль 2014 года, стройка — 2015 – 2016 годы), восстановление «разорванной» части Туристской улицы между Школьной и Мебельной со строительством путепровода через железную дорогу (конец проектирования — декабрь 2014 года), продолжение Шуваловского проспекта между Планерной и Камышовой (конец 2014-го  — конец 2015 года), строительство магистрали М-32 между пока несуществующей М-49 и Приморским шоссе (конец проектирования — 2015 год). Завершены предпроектные работы по подключению будущего «Лахта центра» к Приморскому шоссе. 

Общественный транспорт

Перевозки пассажиров в Петербурге выполняются предприятиями «Петербургский метрополитен» (пять линий протяженностью 113,6 км), «Пассажиравтотранс» и частными перевозчиками (383 социальных автобусных маршрута), «Горэлектротрансом» (42 трамвайных маршрута и 44 троллейбусных). Еще 314 автобусных маршрутов обслуживают частные перевозчики — Петербургская транспортная компания, «Третий парк», «Питеравто» и др. В общей сложности ежегодно перевозится около 2 млрд пассажиров, в день совершается около 5 млн поездок.

В структуре пассажирских перевозок доминирует метрополитен (40,6%). Социальными автобусными маршрутами пользуются 23%, трамваями — 10,7%, троллейбусами — 6,4%. Оставшиеся 19,3% приходятся на коммерческие автобусные маршруты.

Кроме того, в городе работают 85 таксомоторных компаний и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются частным извозом. 

Метрополитен, который считается основным видом пассажирского транспорта, покрывает 33,2% территорий плотной застройки. Не обслуживаются метрополитеном Красносельский район, значительные части Приморского, Красногвардейского, Фрунзенского, Калининского, Выборгского районов. По крайней мере до 2020 года планируется открыть 13 новых станций. Они будут расположены на Невско-Василеостровской линии (между «Приморской» и «Улицей Савушкина»), Лахтинско-Правобережной (между «Спасской» и «Большим проспектом»), Фрунзенско-Приморской (между «Международной» и «Южной»), Красносельско-Калининской (между «Обводным каналом-2» и «Юго-Западной»). Появятся два депо — «Южное» и «Красносельское». К 2030 году планируется построить в общей сложности 18 новых станций и четыре новых вестибюля, что позволит обеспечить пешеходную доступность станций метро для 55% населения города.

В комитете по транспорту «Фонтанке» описали главные направления развития до 2030 года. Во-первых, это создание выделенных полос для движения общественного транспорта. Учреждение «Организатор перевозок» подготовило 92 адреса, где изучается возможность создания таких полос. Из них несколько адресов уже предварительно выбраны и направлены на согласование в КРТИ — это Дунайский проспект и Пулковское шоссе (для связи между аэропортом Пулково и станциями метро «Московская» и «Звездная»), улица Савушкина, Ленинский проспект, проспект Косыгина, Кантемировская улица. Впоследствии, если КРТИ утвердит эти адреса, он же выступит заказчиком работ. 

Еще одно направление — создание транспортно-пересадочных узлов, на которых пассажиры могут пересесть с одного вида транспорта на другой. Изучается возможность создания таких ТПУ по 60 адресам, из которых 11 мыслят в Смольном как первоочередные (адреса пока не раскрывают).

«Организатор перевозок» в будущем хочет установить в городе 101 табло в трех районах города, на которых пассажиры будут видеть обратный отсчет до прибытия ближайшего общественного транспорта. Четыре пробных табло, работающие на солнечных батареях, недавно установили в районе площади Восстания в рамках пилотного проекта. Изучались их энергоемкость и отношение жителей. Сроки пилотного проекта подошли к концу, и их отключили.

В «Стратегии-2030» говорится о необходимости развивать альтернативные виды топлива для движения общественного транспорта. «Пассажиравтотранс» сейчас использует 45 автобусов, работающих на газу, их обслуживание выполняет дилер по гарантии. Но в будущем предприятию придется самостоятельно этим заниматься, но условий для этого нет. Чтобы они появились, предприятие проводит конкурс на реконструкцию за 32 млн рублей автобусного парка № 7, где и будут ремонтировать газовые автобусы.

Отметим также, что правительство Петербурга одобрило программу внедрения газомоторного топлива в автотранспортном комплексе города на 2014 – 2023 годы. В ходе нее предполагается закупить 3160 единиц автобусов, грузовой и специальной техники, использующих газомоторное топливо. Предполагаемая стоимость программы — 30,3 млрд рублей, из которых 18,9 млрд будут выделены из городского бюджета, 11,4 млрд — за счет внебюджетных источников.

«Пассажиравтотранс» ведет разработки по строительству автобусных вокзалов «Южное» (у метро «Купчино») и «Северное» (у метро «Парнас»). Они призваны создать условия по альтернативному распределению пассажиропотоков. По информации «Фонтанки», от вокзала «Северное» будут ходить автобусы в направлении Карелии, Выборга и Финляндии. От «Южного» — в Новгород и Псков.

С апреля в «Горэлектротрансе» проходит тестовая эксплуатация троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Для испытаний были представлены модели двух производителей — «Транс-Альфа» (Вологда) и «Тролза» (Энгельс), которые могут проходить часть пути без подзарядки. Сейчас вологодская машина отправлена обратно на завод на доработку в связи с изъянами, не связанными с работой автономного хода. 

«В качестве перспектив развития следует отметить применение трамваев и троллейбусов, работающих на литиевых аккумуляторных батареях, ионисторах или суперконденсаторах, то есть без контактной сети. Данный подвижной состав может работать как в обычном режиме, получая энергию от контактной сети, так и расходуя накопленную в аккумуляторах. Современные аккумуляторные батареи позволяют подвижному составу пройти без подзарядки расстояние до 50 км и более в летний период и не менее 30 км в зимний период при учете работы систем отопления салона», — сообщили в «Горэлектротрансе».

Планируется обкатка еще одного троллейбуса с увеличенным автономным ходом производства белорусского завода МАЗ. Его испытания намечены на 2014–2015 годы. Использование троллейбусов, способных работать без контактной сети, позволит без дополнительных вложений в инфраструктуру продлить маршрутную сеть в новые спальные районы, а также повысить маневренность троллейбусов, избежать влияния ограничений движения на маршруты троллейбусов.

В плане — строительство двух новых трамвайных парков. Парк № 11 в районе Ржевки-Пороховых будет предназначен для обслуживания Красногвардейского и Невского районов Петербурга. Сегодня они обслуживаются трамваями из парков № 3 и № 7, расположенных на Большой Посадской улице в Петроградском районе и на улице Братьев Грибакиных в Невском. Отметим, что 11-й парк решили строить еще в 1979 году. В конце 1980-х годов стройку начала фирма «УНР-86», строила медленно, в начале 1990-х годов строительство было прекращено. С тех пор никаких строительных работ там не ведется.

«Парк необходим для снижения холостых пробегов (от парка до района обслуживания) и улучшения транспортного обслуживания жителей района за счет более стабильной работы маршрутов. В настоящее время требуется увеличение производственной мощности парка в связи со строительством линии ЛРТ во Всеволожск», — сообщили в «Горэлектротрансе» (об ЛРТ — чуть ниже).

Парк № 12 в районе Шушар необходим для развития маршрутной сети трамваев и для строительства линий ЛРТ в Пулково и в Колпино. Существующей мощности парка № 1 на Московском проспекте, который обслуживает Фрунзенский и Московский районы, будет недостаточно.

Финансирования строительства этих трамвайных парков пока отсутствует, поэтому изучаются возможные варианты финансирования. Одним из них, по данным «Фонтанки», является привлечение инвесторов.

«Также планируется развитие второй площадки трамвайного парка №7 для обслуживания линии ЛРТ Рыбацкое — Колпино», — сообщили на предприятии.

Что касается развития маршрутов «Горэлектротранса», в 2015 году планируется строительство трамвайной линии на Гранитной улице между Ладожским вокзалом и станцией «Малая Охта». В результате существующие маршруты № 8, 10, 59, 64 будут продлены. Всего в ближайшие годы, по информации «Горэлектротранса», планируется построить 26 трамвайных линий и шесть троллейбусных.

Также «Горэлектротранс» подготовил предложения по восстановлению ранее демонтированных трамвайных линий. Они проходили по Московскому проспекту, Пискаревскому, 8-й линии Васильевского острова, Благовещенскому мосту, Театральной площади и в других местах.

Если эти предложения примут, могут появиться трамвайные маршруты «Юнтолово — Шаврова», «Старая деревня» — Мебельная улица», «Морской терминал — улица Кораблестроителей», троллейбусные маршруты «Улица Тухачевского — Народная улица», «Проспект Солидарности — Ладожский вокзал».

«По мнению СПб ГУП «Горэлектротранс», восстановление трамвайных путей в центральной части города должно быть выполнено при условии предоставления приоритета движению трамваев, в том числе и обособления трамвайных путей», — считают на предприятии.

Обширные планы и у дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти в области строительства линий легкорельсового транспорта между городом и областью. Рассматриваются следующие маршруты: «Озерки» — Сертолово (или «Парнас» — Сертолово), «Коломяжская» — намыв в Лисьем Носу, «Зоопарк» — Конная Лахта, «Ладожская» — Всеволожск, Пулково — «Звездная», Пулково — Колпино, «Рыбацкое» — Колпино, «Купчино» — город Южный, «Юго-Западная» — Красное Село, Стрельна — Наукоград. 

«В настоящее время проект линии ЛРТ в Пулково проходит актуализацию, линия «Рыбацкое» — Колпино находится в стадии разработки. По линии во Всеволожск ведутся предпроектные проработки», — сообщили в «Горэлектротрансе».

В «Горэлектротрансе» сейчас 772 трамвайных вагона, из них 450 нуждаются в замене (59%). В 2014 – 2016 годах планируется купить 27 трамвайных вагонов. В частности, в 2014 году — четыре низкопольных вагона по контракту с ОАО «Трансмашгрупп». Вагоны должен поставить дочерний завод этой российской компании, расположенный на Украине. Пока он этого не сделал, и в Смольном, по данным «Фонтанки», изучают возможность расторжения контракта. С 2014-го по 2016 год ожидается поставка шести низкопольных вагонов, поставщик будет определен в нынешнем году. Стоимость одного трехсекционного трамвая со 100-процентным низким уровнем пола составляет примерно 75 млн рублей. Одиночного четырехосного трамвая — от 18 млн рублей.

Троллейбусов в «Горэлектрансе» 678, из которых 196 нуждаются в замене (29%). В 2014 – 2016 году предприятие должно получить 37 новых троллейбусов модели 5265 «Мегаполис». Семь из них уже поставлены. Рассматривается возможность проведения аукциона на закупку еще 32 троллейбусов. Стоимость троллейбуса с увеличенным автономным ходом составляет примерно 12 млн рублей. Одиночного троллейбуса со 100-процентным уровнем низкого пола — примерно 8,5 млн рублей.

О развитии водного транспорта в государственных городских программах, в том числе в «Стратегии-2030», практически ничего не сказано. Развитие пассажирских речных перевозок развивалось 2010 году, когда ныне упраздненный комитет по транспортно-транзитной политике возглавлял Николай Асаул, а Управление водного транспорта – Ольга Каргина, более известная как владелица компании «Русские круизы» (она продала ее Фондсервисбанку в 2009 году). 

В 2010 же году Николай Асаул перешел на работу в Министерство транспорта, а в 2011 году в Петербург пришел Георгий Полтавченко. В результате программу развития речных перевозок начали постепенно сворачивать, субсидии перевозчикам — уменьшать. В результате в 2013 году из трех линий, которые обслуживали компании «Русские круизы», «Интер яхт сервис» и «МБС», осталась только одна — «Старая деревня» — Арсенальная набережная компании «МБС». Существующую линию продлили, проработала она и в 2014 году. «Интер яхт сервис» отошел от дел, «Русские круизы» в конце 2013 года были признаны банкротом. 

Остались несколько маршрутов, которые соединяют Петербург с Петродворцом, Кронштадтом, Стрельной, и экскурсионно-прогулочные маршруты по Неве с выходом в Финский залив и прогулочные маршруты по каналам. Их обслуживанием занимаются 20 компаний, входящих в Ассоциацию владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга.

Пулково

Компания «Воздушные ворота Северной столицы», которая эксплуатирует аэропорт Пулково, в своих планах руководствуется программой развития с 2018-го по 2025 год. За это время планируется построить новый терминал для обслуживания внутренних рейсов, соединенный со зданием главного терминала и терминалом Пулково-1. Также планируется построить восточный и южный пирсы с дополнительными телетрапами и местами для стоянок самолетов. На аэродромной территории построят второй энергоцентр и дополнительные перроны.

Александр Аликин, «Фонтанка.ру»