Новости

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
 06 октября 2014 10:45      323

Французский трамвай обогнал польский по дороге в Петербург

Консорциум французской Alstom и российского «Трансмашхолдинга» наконец получил первый контракт на поставку трамваев для России: компания выиграла аукцион Смольного на приобретение одного трехсекционного состава со 100%-ным уровнем низкого пола. Концессионеры обошли на аукционе совместное предприятие польской Pesa и «Уралвагонзавода», снизив цену с 83 млн до 56,8 млн. «Фонтанка» сравнила модели претендентов, а также подсчитала, что на деньги, заложенные на обновление парка трамваев на ближайшие шесть лет, город купит около 25 франко-российских составов. При том, что заменить нужно 60% всего парка «Горэлекротранса».

Комитет по транспорту провел аукцион на поставку одного трамвая со 100%-ным уровнем низкого пола. Как следует из протокола, опубликованного на сайте госзакупок, заявки подали два участника, которые в итоге серьезно схлестнулись между собой на торгах: за три часа торгов стартовая цена была снижена с 83 млн до 56,8 млн. Заявки останутся зашифрованными до того, как конкурсная комиссия рассмотрит учредительные документы участников, но, по информации «Фонтанки», в тендере приняли участие два консорциума: первый – это совместное предприятие французской Alstom и российского «Трансмашхолдинга», второй – совместное предприятие польской Pesa и российского «Уралтрансмаша» из Екатеринбурга.

Победителем, по данным нашего издания, стал франко-российский консорциум (юридическое название – ООО «ТрамРус»). Компания уже несколько лет показывает свой трамвай семейства Citadis российским властям, однако до последнего времени не получила ни одного госконтракта на поставку подвижного состава. Так, в начале 2014 года «ТрамРус» заявился на конкурс комитета по транспорту на строительство четырех составов со 100%-ным уровнем низкого пола, но победителем за счет сильного снижения цены стал дилер украинского «Электротранса». Последний в итоге сорвал все сроки, и контракт с ним был расторгнут.

Летом «ТрамРус» продемонстрировал свой трамвай губернатору Георгию Полтавченко на площадке петербургского Октябрьского электровагоноремонтного завода, который входит в структуру «Трансмашхолдинга». По информации «Фонтанки», тендер на поставку одного-единственного состава как раз и объявлялся для того, чтобы Смольный мог приобрести показанный экземпляр. Для российско-французского консорциума было принципиально продать в России первый трамвай, поэтому, как говорят собеседники «Фонтанки», он и пошел на такое снижение цены – около 33%. При этом сам состав был произведен на одной из европейских площадок Alstom’а, но сейчас на территории Октябрьского электровагоноремонтного завода строятся цеха по выпуску подвижного состава. Планируется, что они будут готовы к концу 2015 года, причем здесь будут производить вагоны не только для Петербурга, но и для всей России.

В настоящее время составы семейства Citadis производства Alstom эксплуатируются во Франции, Польше, Голландии, Ирландии, Австралии, Тунисе и других странах мира. Как ранее говорили в компании, трамвай, разработанный для России, адаптирован для местных климатических условий – в частности для работы при низких температурах. Кроме того, в пороги у дверей вмонтированы решетки с подогревом, чтобы в зимнее время слякоть не попадала в салон. Отметим, что сам салон оборудован кондиционерами. Длина состава – 25 метров, но при этом сидячих мест только 44. Для сравнения: в составе, который был готов предложить консорциум польской Pesa и «Уралтрансмаша», – 57 сидячих мест.

В отличие от франко-российского консорциума, совместное предприятие Pesa и «Уралтрансмаша» уже имеет действующий контракт на поставку трамваев в Россию: в начале 2014 года компания заключила договор на производство 120 составов модели Fokstrot с мэрией Москвы. 70 трамваев должны поступить в парк «Мосгортранса» в этом году, еще 50 – в следующем. Первые вагоны, пришедшие по этому контракту, уже эксплуатируются на улицах столицы. Производство кузова и сборка основных комплектующих проходят в Польше. Основное отличие Fokstrot’а от Citadis’а, заметное невооруженным взглядом, – это более узкие проходы, что является следствием большего числа сидячих мест. Кроме того, разнится и дизайн передней части трамвая: у французского состава лобовое стекло занимает три четверти кабины, у польского – половину, как и на привычных нам моделях.

Отметим, что «Уралтрансмаш» является структурой «Уралвагонзавода», который попал под санкции ЕС: европейские компании теперь не могут поставлять ему продукцию двойного назначения, которую можно использовать и для гражданских, и для военных нужд. Впрочем, как говорит представитель Pesa, данное решение европейских властей пока не повлияло на контракт с мэрией Москвы. «Накануне введения санкций наше руководство беседовало с вице-премьером Польши и просило проголосовать против включения "Уралвагонзавода" в санкционный список. Польские власти это предложение поддержали, но на уровне Евросоюза было принято иное решение. Но мы уверены, что нашему сотрудничеству это не повредит», – рассказала представитель Pesa.

Добавим, что этим летом на выставке «Иннопром» «Уралтрансмаш» презентовал самостоятельную разработку – трехсекционный трамвай модели Russia One с футуристическим дизайном. В частности, кабина водителя на этом составе отклонена на 30 градусов в обратном направлении, что вызвало критику ряда специалистов: если вагон стандартной конструкции при наезде на пешехода бьет его в ноги за счет выступающей передней части, то R1, следуя логике его экстерьера, будет бить сразу в голову, а затем затянет пострадавшего под колеса. Ранее представители Смольного говорили, что «Уралтрансмаш» готов поставлять свой футуристичный состав и в Петербург, но его серийный выпуск еще не начался, и на последний конкурс был заявлен именно польский Fokstrot.

Отметим, что помимо двух вышеперечисленных консорциумов заявиться на тендер Смольного теоретически могло бы еще и совместное предприятие минского «Белкоммунмаша» и швейцарской компании Stadler – ОАО «Штадлер Минск». Сейчас партнеры выпускают скоростные двухэтажные электрички для компании «Аэроэкспресс», которая эксплуатирует одноименные линии между станциями метро и аэропортами в Москве. Недавно консорциум презентовал трехсекционный трамвай со 100%-ным уровнем низкого пола Stadler 853 («Метелица»). Отличительная черта дизайна белорусско-швейцарского состава – нижняя часть кабины сильно выдается вперед. Сейчас в Петербурге эксплуатируются три трехсекционных состава от «Белкоммунмаша», купленные в 2012 году, однако они имеют 70%-ный уровень низкого пола.

Впрочем, «Метелица» пока еще представлена одним опытным образцом, а поставить трамвай в Петербург нужно было до конца года. По этой же причине, скорее всего, в тендере не стал участвовать Усть-Катавский вагоностроительный завод из Челябинской области, который только разрабатывает свою модель трамвая со 100%-ным уровнем низкого пола. Ранее предприятие поставило в Петербург 19 трехсекционных составов с 70%-ным низким полом, которые дешевле полностью низкопольных в среднем на 15 – 20 млн рублей. В 2014 году должны были прийти еще 8 составов, но поставка была сорвана, так как предприятие прекратило отношения со своим дилером, который и заключал контракт со Смольным. В итоге договор был расторгнут, а комитет по транспорту недавно объявил тендер на приобретение восьми трехсекционных составов. Учитывая, что до прекращения отношений с дилером Усть-Катавский завод уже изготовил восемь трамваев для нашего города, предприятие из Челябинской области является основными претендентом на победу в этом тендере.

Добавим, что в настоящее время замена требуется 60% всего парка трамваев «Горэлектротранса», который насчитывает около 750 составов. При этом, согласно программе развития транспорта, утвержденной городским правительством, до 2021 года на новые вагоны будет потрачено около 2,1 млрд рублей (в 2015 году – 600 млн). Для сравнения: на эти деньги за шесть лет город сможет купить лишь 25 составов от Alstom и «Трансмашхолдинга», которые, при сохранении нынешних объемов финансирования, будут выглядеть белыми воронами на фоне ржавых и дребезжащих составов, давно выработавших свой ресурс.

Андрей Захаров,

«Фонтанка.ру»